[<10>] ====== Толкования на Еф. 1:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом** См. Толкование на [[new:ef:01:11#svt_ioann_zlatoust|Еф. 1:11]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **В Немже и вы, слышавше слово истины, благовествование спасения нашего, в Немже и веровавше знаменастеся Духом обетования Святым** **В Немже**, — чрез Него и ради Его, прилепившись к Нему, соединившись с Ним и ставши едино с Ним и в Нем, — **и вы**, — христиане из язычников, прежде не знавшие ничего о Христе, но в первый раз услышавшие о Нем в проповеди Евангелия, уверовав в Него, приняты в одинаковое с нами, прежде уповавшими, общение в благословениях в Нем: чему доказательством служит то, что и вы запечатлены Духом Святым. Мы — иудеи, прежде уже на то избраны и назначены, чтобы быть частию Христовою, а вы, хоть и не назначены прямо, но как уверовали, то и приняты в ту же часть; и печать Свою наложил и на вас Христос — дар Духа Святого, чтобы все, и небесные, и земные, знали, что вы Ему уже, а не другому кому, принадлежите. Так и вы ничем не заделены сравнительно с нами, тоже получили, что и мы, ради веры вашей и покорности Евангелию. **Слово истины** — учение Христово, слово о вере в Него, которое несомненно истинно и содержит первейшую и нужнейшую из всех истин истину — как спастись, которую, приявший сердцем, хотя бы ничего другого не знал, будет обладать истиною жизни, имеющею истинным путем привести его к истинному блаженству. **Евангелие спасения** — благовестие о спасении, объясняет содержание слова истины. В этом вся проповедь и состояла. Апостолы говорили всем: гибнете вы и останетесь в погибели, если так пребудете, как есть. Хотите спастись, вот вам единственное средство: веруйте в Господа Иисуса Христа Распятого. «Что другое содержала проповедь, как не благовествование спасения, то есть, что достойных погибели Он уже не погубляет» (святой Златоуст). Вместо **спасения нашего**, то есть, всех людей, иные читают "вашего" — ефесян. Мысль будет: и вашего, как нашего. Или ближе Апостол наводит их на воспоминание о том, как они уверовали. Слыша проповедь, сознали, что точно погибают, восчувствовали свою пагубу, а вместе и то, что негде им спастися, как в Господе Иисусе Христе; и стала сия проповедь для них указанием единственного спасения, за которое они и уцепились всею силою. И у каждого спасительная вера силу свою являть начинает, когда он общее всех спасение в Господе себе присвояет не умствованием, а чувством. **В Немже и веровавше**. Не довольно слышать, необходимо веровать. Вера — дверь к принятию всех благословений от Господа. Как вознесшись на небо, Он Духа Святого ниспослал в мир, так прилепляющихся к Нему верою, тотчас чрез таинства, исполняет Духом Святым. Путь такой: сначала слух, потом вера от слуха, наконец, запечатление Духом в крещении и возложении рук, или миропомазании. Это — степени, коими бывшие далече близ бывают и вводятся в наследие Христово. **Знаменастеся Духом.** Об иудеях сказал: //наследницы сотворихомся// [[new:ef:01:11|(11)]], вступили в наследие благословений о Христе, или в удел и часть Христову; а о язычниках — **знаменастеся Духом.** И это одно с тем. Ибо что запечатлены Духом, это и означало, что и они приняты в часть Христову; равно как иудеям сподобиться благословений о Христе, или вступить в часть Христову, иначе было нельзя, как чрез излияние Духа, по обетованиям — излить на них Духа и сделать их чрез то новыми. Феодорит пишет: «Не только вы слышали, но и уверовали. Почему и сподобились благодати Всесвятого Духа. **Знаменастеся** подобно пророческому изречению: //знаменася на нас свет лица Твоего, Господи// [[old:ps:004:07|(Пс. 4, 7)]]; то есть как какую печать прияли дар Духа». — Святой Златоуст говорит: «Великое промышление показывает это запечатление (Духом). Как если бы кто доставшихся ему по жребию отметил известным знаком, чтоб после узнавать их, так точно и Бог, отделив (их) для принятия веры в Него (Христа), запечатлел (Духом в знак принадлежания Ему, и) в наследие будущих благ... Получали запечатление и израильтяне, но чрез обрезание, подобно бессловесным; запечатлены и мы, но как дети, Духом». В принятии Святого Духа, Которым изливается любовь в сердца наши и вера становится живодействующею, в принятии Святого Духа, присутствие Которого, в первые времена, свидетельствовалось явными дивными действиями благодати, - христианин и сам для себя, и для других получает знамение, печать, удостоверение, что он — Христов [[new:rim:08:16|(Рим. 8, 16)]]. Блаженный Иероним пишет: «Знаменание Божие в том, что как первый человек создан по образу и подобию Божию, и во втором воссоздании сподобляющийся Духа Святого знаменается от Него тем, что принимает образ Создавшего его. Полагаю, что этим означается то, что Дух Святой святым соделывает того, на кого изливается: дух премудрости соделывает его премудрым, дух разума — разумным, дух совета — советным, дух крепости — крепким, дух ведения — ведцем, дух благочестия — благочестивым, дух страха Божия — Богобоязненным, со страхом и трепетом свое спасение содевающим». **Духом обетования.** Почему так назвал Его святой Павел? — И потому, что Сам Он обетован, как пророками, так и Господом, и потому, что служит залогом будущих обетований. Святой Златоуст говорит: «Что значит Духом обетования? — Значит, что мы прияли Его по обетованию. Обетовании было два: одно — чрез пророков, другое — чрез Сына. Я сказал, чрез пророков; послушай, что говорит Иоиль: //излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваша, и старцы ваши сония узрят, и юноты ваши видения увидят// [[old:iol:02:28|(Иоил. 2, 28)]]. Послушай затем, что и Христос говорит: //приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете ми свидетели во Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли// [[new:act:01:08|(Деян. 1, 8)]]». Экумений и Феофилакт, высказав ту же мысль, прибавляют — Экумений: «**Духом обетования** Он назван еще или потому, что Он обещает бесчисленные блага, или потому, что чрез запечатление Им вы улучите или сподобитесь обетований». Феофилакт: «Или потому еще (Он Дух обетования есть), что Дух подтверждает обетование будущих благ. Будучи дарован, Он тем самым удостоверяет и в будущем. Почему и назван залогом». //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом** См. Толкование на [[new:ef:01:03#prp_efrem_sirin|Еф. 1:3]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения** То есть во Христе. Так и к евреям говорит: //говорил нам в Сыне// [[new:evr:01:02|(Евр. 1:2)]]. Называет же проповедь **словом истины** в отличие от закона, бывшего прообразом и тенью, а **благовествованием спасения** — в отличие от закона умерщвляющего и будущего наказания. Ибо проповедь о первом явлении призывает ко спасению, а труба второго — к наказанию. **и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом** **В него** — в Евангелие, говорит, **уверовав**, или **в Него** — во Христа; то есть благодатью Христовой уверовав, **запечатлены**, так что ясно, что вы — жребий и удел Божий. Но иудеи запечатлены были обрезанием, как бессловесные, приняв телесную печать, а мы как сыны Божии, и запечатлены Духом, что выше плотского запечатления. Называет же Его Духом обетованным или потому, что по обетованию Он дан, ибо и чрез Иоиля Бог обетовал: //излию от Духа Моего на всякую плоть// [[old:iol:02:28|(Иоил. 2:28)]], и Христос говорит: //примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой// [[new:act:01:08|(Деян. 1:8)]], — или потому, что обетование грядущих благ Дух подтверждает. Ибо уже тем, что Он ниспослан нам, дается уверенность в будущем, посему и называется залогом. Послушай, что следует далее. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом** Для ефесян служит немалою похвалою то, что они слышали не [просто] проповедь, а **слово истины**. Действительно, о том, что между проповедью истины и словом есть большое различие, мы читаем и в другом послании: //И слово мое//, говорит Павел, //и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы// [[new:1kor:02:04|(1 Кор 2:4)]]. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Дидим Слепец ===== **В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом** Подобно тому как учение и добродетель оставляют, я бы сказал, свою печать и форму на том, кто их получает, так и становящийся причастным к Духу Святому через это сопричастие обретает духовность и святость. //**Книга о Святом Духе.**// ===== Лопухин А.П. ===== **В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом** Здесь Ап. обращается уже к тем христианам, которые будут читать его послание. — ** В Нем**, т. е. во Христе, читатели послания "**запечатлены обетованным Святым Духом**", после того как услышав **слово истины** или **благую весть** о своем спасении, уверовали в эту весть (**уверовав в Него**, т. е. во Христа - перевод неправильный, потому что везде в II-ой главе одна мысль присоединяется к другой, предыдущей, посредством местоимения ός, а здесь и стоит: ἐν ᾧ). Самое "**запечатление**", как видно из контекста речи, есть акт не только внутренний, но и наблюдаемый вне, людьми посторонними [[new:1kor:09:02|(ср.1 Кор. IX:2)]]. Здесь Ап., несомненно, разумеет ниспослание благодати Духа Святого на верующих в праздник первой христианской Пятидесятницы [[new:act:02:start|(Деян II гл.)]] и последующее излияние духовных даров на вступавших в Церковь. Бог этими дарами отмечал христиан как людей святых, избранных. См. также Толкование на [[new:ef:01:03#lopuxin_ap|Еф. 1:3]] [<10>]