[<10>] ====== Толкования на Еф. 1:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его** См. Толкование на [[new:ef:01:15#svt_ioann_zlatoust|Еф. 1:15]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **да Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец Славы, даст вам Духа премудрости и откровения, в познание Его** О чем молится Апостол для ефесян, благодарно поминая об них в молитвах своих к Богу? — О том, чтобы Бог сподоблял их все более и более глубокого Боговедения и ведения тайн домостроительства спасения. Они уже знали, приняв проповедь Апостола и уверовав, но ведению христианскому конца нет, не по сложности предметов, а по многообъятности сторон тех же предметов, ведение которых верою приемлется в начатках спасения. Изъявляя благожелание возрастания в христианском ведении, Апостол указывает производительные силы сего ведения — благодать Духа и сердце (17, [[new:ef:01:18|18]]), и предметы его, кои можно озаглавить так: каково значение и какова сила христианства [[new:ef:01:18|(18,]] [[new:ef:01:19|19)]]. Хотя производительные силы ведения указывают уже и на предметы сего ведения, но святой Апостол и особо обозначает их. Недостаточно сказать в похвалу иному, что знает много и большого ума есть человек, надо определить предметы знания и направление ума. **Да Бог Господа нашего.** Сам Спаситель по воскресении говорил Магдалине: //восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему// [[new:in:20:17|(Ин. 20, 17)]], как и святой Павел называет Бога Отца Богом Господа нашего, имея во внимании Его человеческое естество. Хотя Лице в Спасителе едино — Лице Бога Сына воплощенного, но да не поглощаемо будет в мыслях человечество Его светлостию Божества, и Сам Он благоволил говорить о Себе нередко, яко о человеке, и Апостолам внушал делать то Дух Святой. «Сие сказано в смысле разделительном, — пишет Феодорит, — о нераздельном Богочеловеке, Который по воплощении не мог не сознавать Себя человеком, будучи вместе Богом». «**Бог Господа нашего**, — то есть яко человека, подобного нам по плоти»,— толкует Феофилакт. Или: «Бог воспринятого человека», как выражается блаженный Иероним. Исходя из такой мысли, некоторые и следующие за сим слова: **Отец славы**, толкуют не отступая мыслию от Господа, именно, что Бог Отец именуется здесь так, яко Отец Господа нашего по Божеству, так как Господь наш яко Бог Сын есть //сияние славы и образ ипостаси Отца// [[new:evr:01:03|(Евр. 1, 3)]]. Так блаженный Феодорит: «Одного и того же назвал Апостол и Богом, и Отцом Иисуса Христа, — Богом Его, как человека, а Отцом — как Бога; так как **славою** наименовал естество Божие. Так и в послании к Евреям сказал: //Иже сый сияние славы// [[new:evr:01:03|(Евр. 1, 3)]], то есть естества Божия». С этим согласно понимают блаженные Иероним и Экумений. Феофилакт приводит мнение святого Григория Богослова: «Григорий Богослов под славою разумеет Божество Единородного, так что одного и того же Христа один и тот же есть и Бог, и Отец: Христа, яко человека, Он есть Бог, а славы Его, то есть Божества, — Отец». Другие, при слове — **Отец славы**, отходят мыслию от Господа Иисуса Христа и останавливаются вниманием на славе Божества вообще. Отец славы — восточное выражение, и значит — преславнейший, самая слава, что в совокупности с предыдущим будет: **Бог Господа нашего** — преславный — превеликий, необъятный и неизреченный в совершенствах, ибо слава Божия есть полнота величия Божеского, Божиих бесконечных совершенств. В других местах именуется Бог — Богом славы [[new:act:07:02|(Деян. 7, 2)]] или Царем славы [[old:ps:023:07|(Пс. 23, 7)]], как Бог всяческих, преисполненный славы и величия. Но как мы Бога познаем наиболее из Дел Его, то к постижению славы Его восходим от познания славных дел Его. **Отец славы** в сем отношении будет — источник всего преславного, что ведаем мы в делах Божиих, Бог, всегда делающий только преславное, совершеннейшее, наилучшее, и в будущем преднамеревающий тоже одно преславное. Бог — **Отец славы**, яко явивший и являющий славу Свою тварям разумным в делах Своих преславных, творении, промышлении, искуплении, устроении благодатного Царства и уготовании вечной славы для верующих. Святой Златоуст говорит: «**Отец славы**, то есть Отец, даровавший нам великие блага. Богом славы называет он Его всегда за происходящие от Него блага, как, например, когда говорит: //Отец щедрот и Бог всякия утехи// [[new:2kor:01:03|(2 Кор. 1, 3)]], и как еще Пророк сказал: Господь крепость моя и прибежище мое [[old:ps:017:02|(Пс. 17, 2-3)]]! **Отец славы**,— Апостол не находит такого союза, которым бы мог вполне изобразить уготованные Богом блага, и везде называет их славою, как словом, означающим для нас всякого рода величие». Подобно сему и Экумений: «Судя по предметам, о коих речь, Апостол разно именует Бога: то Богом щедрот, то Богом мира, то Богом сил. Здесь именует он Его Отцом славы, — ради того, что Он величайшую даровал славу и честь роду человеческому (и всякого рода духовные блага), кои общим именем называет славою. Сей славы именует Он Его Отцом, и как бы Творцом и Устроителем». Итак, поелику Апостол молится здесь о даровании познания Бога, предивного и преславного, и в Себе Самом, и в делах Своих, — во свете неприступном живущего, Которого никто из людей не видел и видеть не может, а следовательно, и познать как должно, кроме тех, кому волит Он открыти, — то и назвал Его Отцом славы. **Да... даст вам Духа премудрости и откровения.** — Первая производительная сила христианской премудрости, Дух — дар премудрости и откровения от Духа Святого, в чистые сердца верующих влагаемый. Премудрость может быть понимание христианских истин, очерк которых сделан Апостолом выше, а откровение может быть прозрение в тайны веры. Или откровение означает, как дается ведение или мудрость христианская: воссиявает внутри свет, и ясно становится, а до того сколько ни ломают головы, плода мало. **Дух премудрости** — источник, сила учащая, а **откровение** — образ сообщения, научения от Духа. Есть моменты, когда Богу угодно бывает открывать очам ума ту или другую тайну веры; хотя она и прежде ведома бывает в слове и понятии рассудочном, но не во внятии сердцем и не в сорастворении с умом. **В познание Его,** — или Бога, или Господа Иисуса Христа; но как Они нераздельны, то того и Другого, — то есть Бога в Себе Самом и в делах, — наипаче же в деле спасения, о коем пред сим рассуждалось. — Но разве ефесяне не знали? — Знали, но познания имеют разные степени, и предметы духовные имеют разные стороны. Есть стороны в них более к нам близкие и явные и есть более отдаленные и сокровенные. Первые постигаются при первом оглашении Евангелием; последние открываются потом по мере преспеяния в жизни христианской и очищения сердца. И теперь — начатки познания вычитать можно из Евангелия и Апостольских писаний, но настоящее ведение христианское и доселе имеет один источник — благодатный Дух премудрости. Никто не может восхитить сам то, что подается только сим Духом. Святой Златоуст говорит: «**Да даст вам** (Духа премудрости), то есть да возвысит и воскрылит ваш ум, потому что в противном случае нельзя познать этого. Ибо //душевен человек не приемлет яже Духа Божия: юродство бо ему есть// [[new:1kor:02:14|(1 Кор. 2, 14)]]. Значит, чтобы понимать духовное, видеть сокровенное, для этого нужна и мудрость духовная. Дух открывает все, разъясняет самые тайны Божии. Ведение тайн Божиих принадлежит одному Духу, Который //испытует и глубины Божия// [[new:1kor:02:10|(1 Кор. 2, 10)]]; и ни Ангел, ни Архангел, ни иная какая сотворенная сила не подаст, то есть не доставит вам этого дарования. Если же это есть плод откровения, в таком случае излишни все умствования. Потому что углубившийся в созерцание Бога и познавший Его ни в чем не усумнится, не будет говорить: вот это возможно, а это невозможно; не будет рассуждать, каким образом то или другое могло случиться.— Если бы и мы познали Бога как должно, если бы и мы научились этому от Духа Святого, от Которого и должно учиться, тогда уже ни в чем бы более не сомневались. — Наученный Богопознанию от Духа Святого, ни в обетованиях не усумнится, ни обнаружит неверия в то, что уже было. Вот почему он и молится о даровании им Духа премудрости и откровения». //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его** Где Иисус Христос, там Бог; где слава, там Отец. //**О Троице.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его** См. Толкование на [[new:ef:01:15#prp_efrem_sirin|Еф. 1:15]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы** О чем ты молишь и просишь за нас? Дабы Бог умудрил вас, **Бог же Господа нашего Иисуса**, то есть Человека, подобного нам по плоти. **Отец славы**, то есть даровавший нам великие и славные блага. Ибо всегда на определенном основании именует Его, как в выражении: //Отец милосердия и Бог всякого утешения// [[new:2kor:01:03|(2 Кор. 1:3)]]; и пророк: //Господи, крепость моя, щит мой// [[old:ps:017:02|(Пс. 17:2]], [[old:ps:017:03|3)]]. Посему и здесь, так как Он даровал нам великие и славные блага, называет Его Отцом славы, то есть источником. Ибо нельзя иначе Его называть, как самым славнейшим у нас именем. Григорий же Богослов под славой разумел Божественность Единородного; так что по отношению к Тому же Христу Он есть Бог и Отец: по отношению ко Христу, то есть к человечеству. Бог, а по отношению к славе, то есть к Божественности, Отец. **дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего** То есть да даст вам дар, чтобы просветиться от Духа. Ибо если Дух не откроет сокровенных тайн, другим способом невозможно постигнуть их. Ибо только Он, а не ангел и не архангел, //все проницает, и глубины Божии// [[new:1kor:02:10|(1 Кор. 2:10)]]. //Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия// [[new:1kor:02:14|(1 Кор. 2:14)]]. Посему, когда Дух откроет нам тайны, тогда и в познании Бога мы будем, и очи наши просветятся и не будем сомневаться и говорить, что невозможно то или другое, но будем видеть все, как есть. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его** Где Христос есть **слава**, там только Он [Бог] называется **Отцом**: где Иисус, там Бог Его называется без всякого прибавления. Итак, этот Бог воспринятого человека - Отец Славы, Мудрости, Истины - дает верующим в Сына Своего Духа премудрости и откровения, чтобы они были премудрыми и с открытым лицом созерцали славу Божию. Когда эта премудрость и это откровение сделают их премудрыми и сообщат им сокровенные тайны, то непосредственно вслед за тем следует, что они получают просвещенные очи сердца. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его** См. Толкование на [[new:ef:01:16#lopuxin_ap|Еф. 1:16]] [<10>]