[<10>] ====== Толкования на Еф. 2:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас** **"Бог, богатый милостью"**; не просто говорит: милостив, но: **"богатый"**; подобным образом и в другом месте говорится: //"по множеству милости Твоей"// [[old:ps:068:17|(Пс. 68:17)]], и еще: //"Помилуй меня по великой милости Твоей"// [[old:ps:050:01|(Пс. 50:1)]]. **"По Своей великой любви, которою возлюбил нас"**. Здесь указывает (апостол) на источник любви (Божьей) к нам. Все наши дела были достойны не любви, а гнева и жесточайшего наказания; значит: (если Он возлюбил нас, то единственно) по великой своей милости. **//Гомилии на Послание к Ефесянам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Бог же, богат сый в милости, за премногую любовь свою, еюже возлюби нас** После богатого истинами отступления в стихах 2 и 3, Апостол возвращается к прерванной речи: — //и вас мертвых// [[new:ef:02:01|(1)]]... чтобы сказать, что же — //вас//? — Но прежде, чем это сказать, великая пагубность греховная, — самоохотная и потому неизвинительная, — заставила указать на источник милости к таким непотребным, что и делает Апостол, начав речь: **Бог же, богат сый в милости**. Затем оборот вносной речи помешал уже сказать — вас, а потребовал **нас**, так как все признаны грешными, требующими оживления, — не эллины только — вы, но и иудеи — мы. Почему и соединяет обоих святой Апостол под — **нас**; и сущих **нас** — обоих... //сооживи// [[new:ef:02:05|(5)]]. **Бог же, богат сый в милости**... Таким, каковы были мы, — рабы мира, диавола и похотливости своей, мертвые для Бога и подгневные Ему, — чего было ожидать, кроме кары, наказания и казни. А вышло не то: не только не наказаны мы, как заслуживали, напротив, ущедрены такими благодатями, каких и самое себялюбивое благожелание себе вообразить бы не могло: //сооживи, своскреси, спосади// [[new:ef:02:05|(2, 5-6)]]. — Откуда же такая щедрость? — От беспредельного благоутробия Божия, и не только от этого, но и от того особенно, что Бог нас, людей, премного любит. Как иной милостивый человек всякому нуждающемуся помогает, но кого любит — тому охотнее и щедрее помогает, так и Бог, пощадил бы нас и потому, что богат милостию, — яко милосерд, — но любовь Его к нам увеличила щедрость сию до преизбытка. Святой Златоуст пишет: «Не говорит просто: милостив будучи, но **богат сый в милости**. Подобным образом и в другом месте говорится: //по множеству щедрот Твоих призри на мя// [[old:ps:068:17|(Пс. 68, 17)]], и еще: //Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей// [[old:ps:050:03|(Пс. 50, 3)]]. — Здесь Апостол указывает на источник любви Божией к нам. Все наши дела были достойны не любви, а гнева и жесточайшего наказания; значит, если Он возлюбил нас, то единственно по великой Своей милости». **За премногую любовь, еюже возлюби нас**. Все твари свои любит Бог, но преимущественную любовь являет к человеку. В творении образом Своим Божественным его почтил и над всеми тварями господином поставил; а когда он пал, не оставил его, но все, — и небо, и землю, — подвиг к тому, чтобы восставить его, и восставил дивным устроением спасения, по коему человек становится большим, нежели каков был в творении. Подлинно все сие есть премногая любовь, которою возлюбил нас Бог. От века возлюбил. Еще когда построевался, — будем говорить по-человечески,— план мироздания, тогда еще особенно возлюбил человека Бог, ибо он там поставлен центром, в котором благоугодно было Богу все сосредоточить, чтоб чрез него потом и на все прочее благотворно воздействовать. Отсюда исходят неотступность и неистощимость Божиих к человеку благодеяний и даров. Амвросиаст пишет: «В том любовь к нам Бога, что поелику Он сотворил нас, то не хочет, чтобы мы погибали. Ибо любит дело рук Своих. Затем и создал, чтобы любить созданное». Ожидалось бы, что Апостол помянет здесь о величестве силы Божией, так как об этом идет речь во всем отделении, а Он указывает на милость. Но что в восстановлении нас явлена великая сила Божия, это давал разуметь ход речи. В этих же словах Апостол проходит далее и указывает, каким путем достигла до нас сия великая сила, когда наша виновность преграждала ей доступ к нам. //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас** См. Толкование на [[new:ef:02:01#prp_efrem_sirin|Еф. 2:1]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Бог, богатый милостью** Мы делали дела, достойные неумолимого гнева, но Бог, говорит, не просто милостив, но и **богат милостью**. **по Своей великой любви, которою возлюбил нас** И любовь от многой милости. Ибо иначе как бы мы — чада гнева — удостоились любви? //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас** Истинные богатства милости в том, что милость изливается и на не ищущих ее, как говорит Исайя: //Я открылся не вопрошавшим обо Мне// [[old:is:65:01|(Ис 65:1)]]. Милость преизбыточествует тогда, когда воздается не просящим ее. Любовь же Бога к нам состоит в том, что, сотворив нас, Он не захотел нас погубить, ибо Он любит творение Свое. Для того и сотворил, чтобы любить сотворенное — ведь никто не ненавидит труд свой. //**На Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-5 **Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,- благодатью вы спасены** С пришествием Христа, для тех Иудеев и язычников, которые уверовали в Него, наступило новое состояние. Вместо прежней мертвенности они стали жить настоящей жизнью вместе со Христом. Бог оживил нас со Христом, сделал это исключительно по любви Своей, в основе которой лежит милость или сожаление ко всем страждущим. — **И нас**, т. е. даже нас, которые были совсем духовно мертвы. — **Благодатью вы спасены**, т. е. совершенно без всяких заслуг с своей стороны. Замечание это было полезно услышать особенно Иудеям, которые привыкли основывать свое спасение на собственных добрых делах. См. также Толкование на [[new:ef:02:01#lopuxin_ap|Еф. 2:1]] [<10>]