[<10>] ====== Толкования на Еф. 2:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 8-10 **Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы − Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять** **"Ибо благодатью"**, – говорит (апостол), – **"вы спасены"**. Чтобы величие благодеяний не надмило тебя, смотри, как он тебя смиряет, говоря: **"благодатью вы спасены"**. Но чтобы не уничтожить и твоего участия, он прибавляет и то, что требуется от нас (**"через веру"**). Потом снова как бы уничтожает это наше свободное участие, когда говорит: **"И сие не от вас"**. И вера, говорит он, не от нас; если бы (Христос) не пришел, если бы Он не призвал нас, как бы мы могли уверовать? //"Как веровать в Того"//, – сказано, – //"о Ком не слыхали?"// [[new:rim:10:14|(Рим. 10:14)]]? Таким образом, и вера – не наше достояние: **"Божий"**, – говорит, **"дар не от дел"** [[new:ef:02:09|(ст. 9)]]. Вера, говорит (апостол), недостаточна для спасения; но чтобы не спасать нас без всякого нашего участия, Бог требует её от нас. Сказал, что вера спасает, но (не сама собою, а) через Бога; Бог хочет, и вера спасает. Скажи мне: как спасет тебя вера без дел? Она сама – дар Божий, **"Чтобы никто не хвалился"** [[new:ef:02:09|(ст. 9)]], а всякий напротив сделается благодарным к благодати. Итак, спросишь ты, (апостол) сам запретил снискивать оправдание делами? Вовсе нет! Он говорит только, что дела никого не оправдают, и говорит это для того, чтобы показать благодать и человеколюбие Божье. Имеющих за собою дела (Бог) не отвергает от Себя, но тех, которые погибли бы и с делами, Он спасает благодатью, так что после этого решительно никто не имеет права хвалиться. Затем, чтобы, услышав, что **"не от дел"**, но верой совершается (наше спасение), ты не остался беспечен, посмотри, что далее говорит (апостол): **"Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять"** [[new:ef:02:10|(ст. 10)]]. Заметь, что сам он проповедует: он намекает здесь на воссоздание. Действительно, (наше спасение есть) второе творение: (через искупление) мы точно из небытия приведены к бытию. В том состоянии, в каком мы были прежде, т. е. в состоянии ветхого человека, мы были мертвы; теперь же сделались тем, чем прежде не были. Значит, это дело есть действительно творение, и притом творение, гораздо превосходнейшее первого. Тем творением мы призваны к жизни, этим же сделаны способными к жизни доброй. **"На добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять"**, – то есть, от нас требуется добродетель постоянная, продолжающаяся до последнего часа жизни. Если бы мы, предприняв путешествие в царскую столицу и совершив большую его часть, вдруг потом разленились и остановились, не окончив пути, то такое путешествие не принесло бы нам никакой пользы. Точно также "надежда призвания" не может доставить нам, участвующим в этом уповании, какой-либо пользы, если мы не станем ходить достойно Призвавшего. Мы, призванные на дела благая, должны и пребыть в них, доколь не совершим всех их. Не для того, без сомнения, мы призваны, чтобы совершить одно какое-либо доброе дело, но чтобы (совершить) все. Подобно тому, как у нас есть пять чувств и всеми ими мы должны пользоваться надлежащим образом, так точно должны совершать и все добродетели. Если кто целомудрен, но не милостив, или милостив, но лихоимец, или хоть и не берет чужого, но не раздает и своего, – для такого все напрасно. Одна какая-нибудь добродетель не даст нам права с дерзновением предстать престолу Христову; для этого нужны многие, разнообразным и разнородные добродетели, или вернее, все добродетели. Послушай, что Христос сказал ученикам своим: //"Итак идите, научите все народы, уча их соблюдать все, что Я повелел вам"// [[new:mf:28:19|(Мф. 28:19)]]; и в другом месте: //"Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших, тот малейшим наречется в Царстве Небесном"// [[new:mf:05:19|(Мф. 5:19)]], т. е. в воскресении. Значит, такой не войдет в царство, – потому что Он обыкновенно время воскресения называет царством. //"Итак, кто нарушит"//, – говорит, – //"одну из заповедей, тот малейшим наречется"//. Следовательно, нам нужно соблюдать все (заповеди). //**Гомилии на Послание к Ефесянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **благодатию бо есте спасены чрез веру: и сие не от вас, Божий дар** В стихах 8-10 доказывает святой Павел, или поясняет, почему чрез прославление верующих в Господа Иисуса явлено будет не другое что, а лишь богатство благодати. Потому что возводит в такое состояние, которое делает человека годным для такой высокой чести, каково – спосаждение со Христом, только одна благодать. Состояние сие он называет здесь спасением и говорит: потому явится в спосаждении нашем богатство благодати, что вы спасены, поставлены в состояние пользоваться сим даром — благодатию. Вслед за сим объясняет, что спасение точно устрояется благодатию. Для спасения нужны вера и святая добродетельная жизнь. Но и вера от Бога (ст. 8), и на дела добрые Им же мы созидаемся чрез возрождение и облагодатствование [[new:ef:02:10|(ст. 10)]]. Вера и добродетель делают христиан спасенными, чистыми, святыми, Богоугодными, и чрез то годными к спосаждению со Христом. Как они созидаются в христианине благодатию, то очевидно, что чрез спосаждение сие явится одно богатство благодати Божией. **Благодатию есте спасени**, – **есте** вы, ефесяне. Спасены все благодатию, кто ни спасен; но Апостол к ефесянам обращается ради того, что им теперь имел в мысли сильнее напечатлеть сию истину. Общее рассуждение идет у него с – //мы//; а коль скоро нужно для ефесян на чем больше остановить внимание, там он речь ведет исключительно будто к ним. Эти же слова изрек он уже выше [[new:ef:02:05|(ст. 5)]], но там они вырвались будто нечаянно из сердца, как воззвание, с целию, может быть, возбудить чувства благодарения. Здесь идет спокойная речь, в видах, может быть, нравственного назидания и урока, //да никтоже похвалится// [[new:ef:02:09|(9)]]. Под спасением разуметь можно и домостроительство спасения, и личное каждого спасение. Домостроительство спасения, то есть предвечный совет Божий о нем и исполнение его, – то, что Сын Божий пришел на землю, воплотился, пострадал, умер на кресте, воскрес, вознесся на небеса и сел одесную Бога Отца, Духа Святого ниспослал и устроил на земле Церковь – вместилище всех спасительных средств, сосредоточенных в Слове Божием и таинствах, – все это есть независимое дело Божией благодати. Человек не представлял с своей стороны ни средств к тому, ни побуждений. Личное каждого спасение начинается от проповеди Евангелия. Проповедники Богом посланы и Богом были руководимы, куда пойти и что говорить. Все это тоже дело благодати. Когда говорится проповедь, слушать или не слушать, слушая – внимать или не внимать, внимая – соглашаться и хотеть веровать или не соглашаться и не хотеть, – есть дело свободы. Но далее, коль скоро в сердце изречено согласие и образовалось желание спасения верою, – самая вера печатлеется и преображается в живое, непоколебимое уверование опять воздействием благодати Божией на сердце. После сего благодать вселяется в сердце чрез таинства и делается источным и руководительным началом жизни по вере. Таким образом, устроение спасения все совершается благодатию Божиею; личное каждого спасение тоже все от благодати; от человека одно согласие на веру и желание таким образом спасаться. И это по характеру свободной твари. Прочее же все совершает благодать, ибо согласие и желание, сами по себе, ни к чему не приведут, если не придет вседейственная благодать. Блаженный Феодорит пишет: «Благодать Божия сподобила нас сих благ, а мы привнесли одну веру; но и в той содейственною бывает Божественная благодать. Ибо не сами собою мы уверовали, но, будучи призваны, приступили; – и от приступивших Господь не потребовал чистоты жизни (как условия к приятию их), но, прияв одну веру, даровал отпущение грехов». Святой Златоуст ближе к нравоисправлению выражает ту же истину, говоря: «Чтобы величие благодеяний не надмило тебя, смотри, как он тебя смиряет, говоря: **благодатию есте спасены**. Но, чтобы не уничтожить и твоего участия, он прибавляет и то, что требуется от нас: **чрез веру**. Потом снова как бы уничтожает это наше свободное участие, когда говорит: **и сие не от вас**. И вера, учит он, не от вас. Если бы Иисус Христос не пришел, если бы Он не призвал нас, как бы мы могли уверовать? //Како уверуют//, сказано, //аще не услышат// [[new:rim:10:14|(Рим. 10, 14)]]? Таким образом, вера, по учению Апостола, не наше достояние, а дар Божий. Вера недостаточна для спасения, но, дабы не спасать нас без всякого нашего участия, Бог требует ее от нас. Сказал, что вера спасает, но не сама собою, а чрез Бога: Бог хочет, и вера спасает». Последнюю мысль святого Златоуста яснее выражают Экумений и Феофилакт, говоря, что вера сама по себе никакой особенной силы не имеет, а имеет ее потому, что Богу угодно было сочетать с нею сию силу. Угодно Богу, чтоб верою спасались мы, – вера и спасает. Божий дар есть то, что мы спасаемся чрез веру. Экумений пишет: «Потому сие есть дар Божий, что и вера сама по себе не сильна бы была спасти, если б Бог не восхотел спасти чрез веру. Так что и то, что мы веруем, есть дар Божий, и то, что чрез веру спасаемся, тоже есть дар Божий». Блаженный Феофилакт, сказавши, что вера – дар Божий, потому что, если б не пришел Господь и не призвал, мы и не уверовали бы, потом прибавляет: «Или иначе: не веру называет он даром Божиим, но то, чтобы спастися верою, вот что есть дар Божий. Ибо пусть вера и наша, но как бы она могла одна спасти, если бы Бог не возблаговолил принимать нас ради ее, чтобы не совсем быть нам безучастными в деле своего спасения, но являться привносящими нечто и от себя». //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар** Так что не полагайся на усилия свои, но на милость Христову! **Ибо благодатью вы спасены**, говорит апостол. И нет здесь высокомерия, здесь есть вера. Проповедовать то, что ты воспринял, – не гордость, а благоговение. //**О таинствах.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар** См. Толкование на [[new:ef:02:01#prp_efrem_sirin|Еф. 2:1]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Ибо благодатью вы спасены через веру** Отчего Спаситель удивлялся простосердечной, искренней вере, например, в сотнике и хананеянке? Оттого, что она была редкость в людях, между тем как ее-то Он и искал. Вспомним, как часто Он требовал веры от больных как условия исцеления недугов душевных и телесных. Человек пал от лукавой недоверчивости к Богу, то есть отпечатлел в своей душе свойство самого диавола; приближение его к Богу поэтому должно быть непременно только через веру, через искреннюю доверчивость всему Божественному, всему домостроительству нашего спасения. Будь прост и незлобив, как дитя; веруй, чему повелевает веровать Церковь, и спасешься. **«Благодатью вы спасены через веру»**. ---- Больше всего старайся в жизни о том, чтобы поддерживать и возгревать в сердце веру в Бога и терпение в несчастьях: вера нас укрепляет в борьбе с бедствиями и скорбями жизни и спасает нас от грехов и вечной смерти, несомненно ожидающей неверных и нетерпеливых рабов. **«Благодатью вы спасены через веру»** [[new:ef:02:08|(Еф. 2:8)]], вера – основа христианской жизни; человек без веры живет не по-христиански, и он не спасется. Особенно чаще возбуждай живую веру в воскресение Господа Иисуса Христа из мертвых: она-то и спасает тебя при других условиях ко спасению с твоей стороны, как говорит апостол: //«если... будешь сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься»// [[new:rim:10:09|(Рим. 10:9)]]. Веришь, что Адам пал и увлек с собой к падению весь род человеческий – верь и тому, что другой Адам – Богочеловек Иисус Христос – восстановил от падения и посадил с Собой на небесах естество наше. Как тот смертью своей подверг всех смерти, так и Этот воскресением Своим всех воскресил с Собой. **//Христианский смысл жизни.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо благодатью вы спасены через веру** Сказав о том, что касается Бога, именно, что мы спасены благодатью, присовокупляет и то, что принадлежит нам – **через веру**, чтобы не нарушить свободы воли. **и сие не от вас, Божий дар** Снова как бы уничтожает это, говоря, что и вера не от нас; потому что если бы Он не пришел, если бы не призвал, мы и не последовали бы. //Как веровать//, говорит,// в Того, о ком не слышали?// [[new:rim:10:14|(Рим. 10:14)]]. Так что и вера – дар Божий. Или же иначе: не веру называет даром Божиим, а спасение через веру, – вот что есть дар Божий. Ибо пусть вера и наша, но как бы она одна могла спасти, если бы Бог не благоволил принимать нас ради ее, чтобы не совсем быть нам безучастными в деле нашего спасения, – но являться привносящими нечто и от себя. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блж.Иероним Стридонский ===== **Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар** Это говорится для того, чтобы к нам не подкралась скрытая мысль: если, мол, мы спасены не через наши дела, то, несомненно, спасены чрез веру и, следовательно, с другой стороны, нам принадлежит то, что мы спасены. Поэтому-то Павел и прибавил, что даже и самая вера не есть следствие нашей воли, но Божиего дара. Однако это значит не то, что у человека отвергается свобода воли... а то, что и самая свобода воли имеет своим источником Бога, и к Его благодеянию относится все, так как Он позволил, чтобы мы желали даже добра. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Фульгенций Руспийский ===== **Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар** Благословенный апостол говорит, что мы спасены верою, которая не от нас исходит, а является даром Божиим, Конечно, не будет истинного спасения там, где нет истинной веры; а поскольку вера эта изливается божественно, то она, без сомнения, дается Его безвозмездной щедростью. Там, где через истинную веру рождается истина исповедания, к ней, конечно, прибавится и истина спасения. Но тот, кто отойдет от истинной веры, не обретет и благодати спасения. //**О воплощении Сына Божьего.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-10 **Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять** Мысль вводная. Ап. здесь хочет внушить своим читателям из Иудеев, что они не имеют права приписывать себе какую бы то ни было заслугу в устроении своего спасения. Всем они обязаны любви Божией. С их стороны могла быть предъявлена только вера [[new:rim:03:22|(ср. Рим III:22)]], хотя даже и самая вера является в некотором смысле даром Божиим, так как Бог помогает нам ее утвердить в себе. – **Мы Его творение**, т. е. мы Им воссозданы во Христе, стали новою тварью [[new:gal:06:15|(Гал VI:15)]]. **Созданы во Христе Иисусе на добрые дела**... Бог, воссоздавая нас во Христе, этим самым предназначил нам вести добродетельную жизнь, последняя является таким образом безусловно необходимой, неизбежной для христианина. Впрочем выражение: "нам исполнять" показывает, что и **нам** предлежит нечто сделать самим в своем новом состоянии, что не только благодать Божия будет вести нас к высшему прославлению, но и сами мы обязаны заботиться о своем нравственном развитии. См. также Толкование на [[new:ef:02:01#lopuxin_ap|Еф. 2:1]] [<10>]