[<10>] ====== Толкования на Еф. 2:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 11-12 **Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире** Много есть доказательств человеколюбия Божьего к нам: во-первых, Он сам Собою спас нас, и спас столь дивным образом; во-вторых, Он спас нас, когда мы были в таком состоянии (уже мертвы и чада гнева по естеству); в-третьих, Он возвел нас (на необыкновенную высоту). Все это заключает в себе величайшее доказательство человеколюбия Божьего, и все это Павел изображает в настоящем послании. Выше он сказал, что нас, //"мертвых по преступлениям и чад гнева"//, (Бог) спас; теперь показывает, кому равными Он сделал нас. "**Итак**", – говорит, – "**помните**". Когда от великой бедности мы переходим в противоположное состояние, или сподобляемся какой-нибудь еще большей чести, то, наслаждаясь славой своего нового положения, о прежнем обыкновенно все мы и не вспоминаем. Имея это в виду, (апостол) и говорит: "**Итак, помните**". Что же должно помнить? Что мы созданы на дела благая. Этого достаточно для того, чтобы побудить нас заботиться о добродетели. "**Помните**", – потому что такое памятование может сделать нас благодарными к Благодетелю. "**Что вы, некогда язычники**". Заметь, как (апостол) низлагает те преимущества, которыми гордились иудеи, и удивляется недостаткам язычников, – которые однако не были недостатками (делающими для них невозможным спасение во Христе), – и для тех и других извлекает увещания из образа их поведения и жизни. "**Которых называли необрезанными**". Честь была только на словах и преимущество (от обрезания) относилось только к плоти, потому что ни необрезание, ни обрезание ничего не значат. "**Так называемые**", – продолжает (апостол), – "**обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире**". Вас так – необрезанием – называют только иудеи. Но почему же, намереваясь показать, что в приобщении язычников к иудеям первым оказано благодеяние, (апостол) не унижает достоинства последних, а напротив возвышает его? Те качества (иудеев), которые остались необходимы (для них и для христиан из язычников), возвышает, а те, которых (язычники, обратившиеся в христианство) могли не иметь, унижает. Потому-то он далее говорит: //"сограждане святым и свои Богу"// [[new:ef:02:19|(2:19)]]. Смотри, как не унижает. Это, говорит, безразлично. Не думайте, говорит, что есть какая-нибудь разница в том, что вы не получили обрезания и находитесь в необрезании; страшно (не это, а) вот что: быть без Христа, быть отчужденными от жития Израилева, – а первое к житию не относится, – быть вне завета обетования, не иметь надежды на будущее и быть в этом мире безбожными, каковы именно и были язычники. (Прежде апостол) говорил о вещах небесных; (теперь) говорит о земных, так как иудеи очень высоко ценили их. Так и Христос, утешая учеников, после того как сказал: //"Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное"// [[new:mf:05:10|(Мф. 5:10)]], присоединяет меньшее (утешение) и говорит: //"Так гнали и пророков, бывших прежде вас"// [[new:mf:05:12|(ст. 12)]]. Последнее ободрение в сущности менее велико; но в отношении приведения (к спасению), в отношении веры оно и достаточно, и велико, и заключает в себе большую силу, так как взято из жизни и опыта. Не сказал (апостол): отлученные (κεχωρισμένοι), но: отчужденные (άπηλλοτριωνοι) жития; не сказал также: не держащиеся обетований (ου προέχοντες), но: не имеющие (ουδέ μετέχοντες) и чуждые (ξένοι). Великое различие в значении этих слов, указывающее и на великое расстояние (язычников от иудеев). И израильтяне не вели жизни истинно доброй, но не потому, что были отчуждены (т. е. неспособны), а потому, что были беспечны; и от обетований они ниспали, но не как чуждые им. Какие же были заветы обетования? //"Тебе"//, – сказано, – //"и потомству твоему отдам Я землю сию"// [[old:gen:12:07|(Быт. 12:7)]], а также и нечто другое было им обещано. "**Не имели надежды**", – говорит (апостол), – "**и были безбожники**". Хотя язычники и поклонялись богам, но были, однако же, безбожники, потому что идолы ничего не значат. **//Гомилии на Послание к Ефесянам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Темже поминайте, яко вы, иже иногда языцы во плоти, глаголемии необрезание от рекомаго обрезания во плоти рукотвореннаго** **Темже поминайте**. «Снова Апостол напоминает ефесянам прежнее, чтоб показать величие Божия благодеяния» (Феодорит). Напоминает же потому, что «когда от великой бедности переходим мы в противоположное состояние или сподобляемся какой-либо еще большей чести, то, наслаждаясь славою своего нового положения, о прежнем обыкновенно все мы вспоминаем неохотно» (святой Златоуст). Боялся святой Павел, как бы язычники, по своей численности в Церкви и по внешним преимуществам, не стали презрительно относиться к иудеям, и заповедует им помнить, что были они по Божиему порядку в устроении спасения всех, чтоб, помня то, не высились над иудеями и не чуждались их. Обращаясь же к иудеям, где нужно, он напоминает им, что точно имели они преимущества, но до времени: теперь все то — уже не важно. Всячески старался он сгладить неровности иудеев и язычников, чтоб всех исполнить единого братского духа, посредством единения всех во Христе. **Яко вы, иже иногда языцы**... Мысль прочих слов 11-го стиха проста: вы необрезанные, если поставить вас в отношение с иудеями обрезанными. Зачем такой перифраз угодно было употребить святому Апостолу? — Затем, что обрезание служило дверью к участию в обетованиях народа Божия. Имея в виду указать, чего лишались язычники, быв отчуждены от иудеев, он указывает на исходное начало разделения между ними — обрезание и необрезание. Но словами: **глаголемии необрезание от рекомаго обрезания**, — он вместе дает разуметь, что это отличие и не было, и тем паче теперь не есть уже что-либо существенное. Это знак внешний. Иудеи чуждались язычников, яко необрезанных, почитая их чрез то нечистыми и богоотверженными; язычники за это самое неблаговолительно относились к иудеям и, соглашаясь иногда веровать в Бога Израилева, никак не могли мириться с обрезанием. Апостол теперь внушает им (имея, может быть, в виду смирить и иудеев): необрезание глаголемое от рекомого обрезания — еще не так важно, если смотреть на него внешно, но важно то, что с этим соединилось, с этим связаны были лишения очень чувствительные. **Вы иногда языцы во плоти**... Блаженный Феодорит **во плоти** относит к **глаголемии необрезание во плоти**, и после языцы ставит знак препинания. Мысль та, что «и обрезание принадлежит плоти, и — необрезание также плоти». **Глаголемии необрезание**. «Обрезание и необрезание — плотский идиом (отличительная черта). Плотское же не существенно; почему и сказал: **глаголемии**» (святой Дамаскин). **От рекомаго обрезания**: «Честь была только на словах и преимущество от обрезания относилось только к плоти, потому что ни необрезание, ни обрезание ничего не значат (уже более)» (святой Златоуст). **Во плоти рукотвореннаго**. Обрезание чужими руками делалось и не шло дальше плоти. Сердце и при нем оставалось необрезанным. Потому, совне смотря, это в духовном отношении ничего не прибавляло и не убавляло. «Знал Апостол истинное обрезание, в коем обрезываются нечистые, привходящие в сердце пожелания. Но если это есть истинное обрезание, то и необрезанием истинным будет нечистота сердца» (святой Дамаскин). //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// =====Свт. Епифаний Кипрский===== **Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками** Слово **помните** дает понять, о каком времени это говорится. А слова: **которых называли необрезанными так называемые обрезанные**, дают увидеть образное содержание предметов речи. Слова же **язычники по плоти** имеют целью показать прообраз во плоти, имевший место в ожидании, когда наступит время духа, — т.е. упомянув о прообразе, указать на совершеннейшее. //**Панарион.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 11-20 **Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем** **Посему** и вы **помните, что некогда вы** также** язычники **были** по плоти**, поелику дела плоти совершали, и** называемы были вы необрезанием** от обрезанных Евреев. **И были вы в то время без Христа**, хотя и сохранялись для призвания Христова, **и отчуждены были от общества** и учреждений **Израиля**, то есть от соблюдения постановлений** закона. Чужие же** вы не обетованию, но **завету обетования**, — и другой **надежды не имели**, поелику не знали обетования, - **и без Бога в мире** жили, ибо не ведали Бога истины. **Ныне же**, так как вы сделались Христовыми чрез веру вашу, — вы, **кои далеко были** от Него, **соделались близкими **Ему** в крови Его**, которую принимаете; **ибо Он есть мир наш**, то есть Он создал мир между Евреями и язычниками, поелику **соделал обоих одним заветом** и **разрушил** плотью Своею **средостение** вражды, то есть безумие идолослужения, лежавшее на всех и скрывавшее истину, и дозволил разуму человеческому переноситься на небеса. **И закон** земных **заповедей** духовными **повелениями Своими упразднил, дабы двух**, очевидно язычников и Евреев, **создать в Себе Самом в одного новаго человека, творя мир — и сдружить обоих в одном теле** (одним телом), которое умерщвлено за обоих, — **и чрез крест Свой убил вражду**, то есть уничтожил и истребил вражду между нами и Богом. **И пришедши благовестил мир вам**, язычникам,** дальним и** Евреям **близким: потому что чрез Него мы возъимели доступ**. Прежде мы соединялись и разделялись друг с другом благодаря своим законам, ныне же явился для нас **доступ в одном Духе к Отцу** всяческих, то есть чрез **Духа** Коего восприяли мы от самого крещения, так что между получившими Его уже нет более ни Иудея ни язычника, ибо все во всем Христос есть. **Итак уже вы** не **(есте) чужие** обетованиям завета и не пришельцы в отношении наследства, уготованного и соблюдаемого для вас, — **но вы есте (со)граждане святых и свои Богу. И построены вы на основании**, очевидно проповеди, **Пророков и Апостолов**, тогда как **Сам Иисус Христос стал главою угла**, то есть Увенчателем и Запечатлителем сего духовного учения. **И в нем все домостроение** Церкви утверждается, стройно соединяется и растет в здание храма святого; разумей по подобию храма святого в жилище божества: **поелику в Нем и** вы вместе с самою Церковью **соустрояетесь**, чтобы быть вам **жилищем** божества **чрез Духа** Святого. //**Толкование на священное Писание. Послание к Ефесянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 11-12 **Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа** Сказав, что Он спас их, мертвых, теперь намеревается показать, кому сделал их равными и сонаследниками, и именно израильтянам, — велико ведь было их достоинство, — и говорит: **итак помните**. **Итак** (посему). Почему же? Потому что вы созданы //на добрые дела//, ибо одного этого достаточно, чтобы побудить нас заботиться о добродетели. **Помните** же сказал потому, что те, которые поднимаются из совершенного ничтожества на высоту, обыкновенно забывают прежнее. Что же помните? Что в прежнее время вы были удалены от Христа, а теперь стали близ Него, как и Израиль. Такова именно цель этих слов. Но заметь, как искусно он ниспровергает обрезание, показывая, что оно отличается от необрезания только словом, а не на делах. **Вы**, он говорит, **язычники по плоти**, а не по духу, и **которых называли**, а не сущие на самом деле, подобно тому, как если бы он сказал, что по плоти вы меньше, а не по духу. И опять словами **плотским обрезанием** указывает на преимущество, состоящее только в словах и плоти. Таким образом необрезание не было чем-нибудь тяжким и гнусным, хотя и говорили так те, которые хвалились обрезанием; быть же вне Христа — это действительно ужасно и несносно. Почему же, намереваясь показать, что они участники славы израильтян, уничтожает достоинство последних? Но смотри, в чем уничтожает: не в необходимом. Ибо не необходимо обрезание, а безразлично. В необходимом же даже очень возвышает, называя израильтян святыми и присными Богу. **отчуждены от общества Израильского** Не сказал: отлучены (κεχωρισμένοι), но **отчуждены**, по­тому что и израильтяне были вне законной и по Богу жизни, но не как чуждые, а как нерадивые. **чужды заветов обетования** Вот в чем состояло великое разделение. Ибо не сказал: не держащиеся — προσέχοντες — завета, но совершенно чуждые — **ξένοι** — ему. А израильтяне, хоть и лишились обетований, но не как чуждые им. Какие же заветы и обетования? //Потомству твоему даю Я землю сию// [[old:gen:15:18|(Быт. 15:18)]], и многое другое обетовал, понимаемое совершенно духовно. **не имели надежды** **Надежды** без сомнения относительно будущего: воскресения и воздаяния. **и были безбожники в мире** Хотя и поклонялись богам, но это не были боги. Прибавил же **в мире**, чтобы показать, что они были ниже Израиля не только в небесном, но и в том, что есть на земле славного. Ибо израильтяне и в отношении богопочтения были и славны и знамениты. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// =====Блаж. Иероним Стридонский===== **Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками** Называя ефесян **язычниками по плоти**, Павел показывает, что они не были язычниками по духу, как иудеи, бывшие, наоборот, язычниками по духу, а по плоти — израильтянами. Итак, иудеи и язычники разделяются на четыре разряда. Одни обрезаны и по плоти, и по духу, каковыми были Моисей, Аарон, апостолы и Нафанаил, созерцая тайное иудейство которого, Господь говорит: //Вот поистине израильтянин, в котором нет хитрости// [[new:in:01:47|(Ин 1:47)]]. Другие — те, которые не были обрезаны ни по плоти, ни по духу, каковы: Навуходоносор, и фараон, и ныне великое множество римских и варварских народов, которые не веруют в Бога. Третьи — те, которые обрезаны только по плоти, а дух имеют необрезанный, к которым говорит пророк: //Обрезывайтесь пред Богом вашим, а не обрезывайте (только) крайнюю плоть вашу// [[old:ier:04:04|(Иер 4:4)]]; и в другом месте: //Все язычники не обрезаны, а весь дам Израилев — с необрезанным сердцем// [[old:ier:09:26|(Иер 9:26)]]. Последние — это те, о которых теперь идет речь: **вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским [обрезанием], совершаемым руками**. Таково ныне все множество верующих и весь наполненный язычниками мир. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 11-12 **Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире** **Язычники по плоти** — т. е. язычники имели даже внешний признак особый, именно они не были обрезываемы. — **Так называемые**. Ап. этим выражением не уничтожает значение обряда обрезания, которое было знаком завета с Богом. Он хочет только сказать, что Евреи не имели основания слишком превозноситься пред язычниками, потому что они не были обрезаны истинным обрезанием в духе [[new:rim:02:29| (Рим II:29)]]. — **Без Христа**, т. е. не имели определенных предсказаний о пришествии в мир Спасителя-Мессии. — **Отчуждены от общества Израильского**, т. е. не пользовались теми преимуществами теократической, вполне благоустроенной жизни, какими пользовались Евреи. — **Заветов обетования**. Бог несколько раз заключал заветы с патриархами народа Израильского, причем давал им разные обетования. — **Не имели надежды** — вообще надежды на лучшее будущее, и в частности на спасение от грехов. — **Безбожники в мире**. Язычники, не смотря на то, что у них было много богов, не знали истинного Бога и потому справедливо названы Апостолом "безбожными" (άθεοι ср. [[new:gal:02:08|Гал II:8]]). — **В мире** — т. е. в своем греховном мире, составляющем прямую противоположность благоустроенному обществу Израильскому. Ст. 11-22 **Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом** Чтобы дать понять христианам из язычников, как велико дело, совершенное для них Богом [[new:ef:02:10|(ст. 10-й)]], Ап. припоминает им, что они до принятия христианства находились в крайне бедственном состоянии в отношении религиозно-нравственном. Их положение было несравненно хуже, чем положение Иудеев. Но теперь они примирились с Богом во Христе и, вместе с обратившимися ко Христу Иудеями, составляют единую Церковь Христову. При этом Ап. кратко изображает характер Церкви. //**Толковая Библия. Послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// [<10>]