[<10>] ====== Толкования на Еф. 2:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир** См. Толкование на [[new:ef:02:13#svt_ioann_zlatoust|Еф. 2:13]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир** См. Толкование на [[new:ef:02:14#svjat_feofan_zatvornik|Еф. 2:14]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир** См. Толкование на [[new:ef:02:11#prp_efrem_sirin|Еф. 2:11]] ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир** Велико превосходство Евангелия перед законом. Закон ограничивает человеколюбие одними единоплеменниками, а Евангелие распростирает его и на иноплеменников. Закон повелевает любить друзей, а Евангелие обязывает любить и врагов. Закон, как детям, предписывает правила, а Евангелие, как любомудрым, предлагает сверхъестественные учения. Сие-то значат слова, смысл которых желал ты узнать: **закон заповедей ученьми упразднив.** Упразднил не отринув, но возведя в высшее любомудрие. Ибо в заповеди не смотреть невоздержно тем паче заключается заповедь не прелюбодействовать, и в заповеди не гневаться содержится заповедь не убивать. **//Письма. Книга II. Письмо 143 епископу Лампетию.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир** См. также Толкование на [[new:ef:02:14#prp_maksim_ispovednik|Еф. 2:14]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир** См. Толкование на [[new:ef:02:14#blzh_feofilakt_bolgarskij|Еф. 2:14]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 15-16 **упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем** Христос соделался охранителем мира; Он устроил, что уверовавшие из израильтян и из вас [язычников] составляют одно тело, и положил конец закону, который, подобно какой-то преграде, разделял вас друг с другом. Он прежде всего прекратил вражду к Богу, собственную плоть Свою отдав за нас в искупительную цену; а совершив это, уничтожил и то, что разлучало вас и их. Это выразил апостол словами: **закон заповедей**. Ибо Христос не отменил этих заповедей: //не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй на ближнего твоего свидетельства ложного//, а также и эту: //почитай отца и матерь твою//, и эту: //не пожелай жены ближнего твоего// и сему подобного [[old:ish:20:start|(Исх. 20)]]. На это самое указал Владыка Христос желавшему узнать путь к жизни вечной [[new:mf:19:16|(Мф 19:16-19)]]. А **учением** апостол назвал евангельское учение, потому что в добровольном избрании заключается преуспеяние в усовершении себя. Ибо сказано: //Кто может вместить, да вместит// [[new:mf:19:12|(Мф 19:12)]], и //если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое// [[new:mf:19:21|(Мф 19:21)]]... А это − не законоположение, но дело добровольного избрания. Законополагает же Бог то, что в самом начале, создав естество наше, начертал в нем. **дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека** Примирил же [Христос] обоих, т.е. уверовавших из язычников и из иудеев, **в одном теле** [[new:ef:02:16|(Еф 2:16)]], принесенном за всех, чтобы составили одно тело. А всех верующих назвал апостол одним человеком, потому что одна у всех Глава − Владыка Христос, тело же составляют сподобившиеся спасения. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Тертуллиан ===== Ст. 15-16 **упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем** Он рожден был новым от Девы Духом Божиим, дабы примирить с Богом и иудеев, и язычников − и те, и другие согрешили перед Ним, − дабы **в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем** [[new:ef:02:16|(Еф 2:16)]]. Таково примирение телом Христа, Который пострадал на кресте. **//Против Маркиона.//** ===== Марий Викторин ===== Ст. 15-16 **упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем** [Христос примирил в Себе] души и высшее, т. е. вечное и духовное. Сам Спаситель, Который есть Дух, и Дух Святой, сошел в души и соединил их с духовным, и тем самым сделал сами души духовными, и в Себе Самом создал из двух **одного нового человека**. Но какой человек является новым? Тот, который духовен, ибо ветхий человек подобен животному и потому плотян. **//Комментарий на Послание к Ефесянам.//** ===== Лопухин А.П. ===== **упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир** **Упразднив вражду плотию Своею**. Правильнее будет слово "упразднив" относить к следующему выражению: "закон заповедей". Тогда выражение: "**вражду**" будет составлять приложение к предыдущему выражению: "//преграду//". Эту преграду Ап. точнее определяет как "**вражду**" − сначала, конечно, как вражду между Иудеями и язычниками, а затем и как вражду Иудеев против Бога, потому что закон на самом деле, производил только гнев в Боге по отношению к неисполнявшим этот закон Иудеям [[new:rim:04:15|(Рим IV:15)]]. − **Закон заповедей учением**. Так как Христос упразднил закон не учением Евангельским, а тем, что принес Себя в жертву за людей, приняв на себя назначенное им проклятие [[new:gal:03:13|(Гал III:13)]], то очевидно, что русский перевод здесь не правилен. Кроме того греч. слово δόγματα, переведенное по-русски выражением "**учение**", на самом деле в Новом Завете нигде не употребляется для обозначения учения или мнения (П. Эвальд). Поэтому правильнее будет перевести рассматриваемое место так: "упразднив плотию Своею закон заповедей, выраженный в форме точных непререкаемых постановлений, (εν δίγμασιν)". Христос именно упразднил, положил конец закону Моисееву [[new:rim:10:04|(ср. Рим X:4)]], состоявшему в мелких предписаниях (заповедях), которые со всею строгостью, как предписания высшей государственной власти [[new:lk:02:01|(ср. Лк II:1)]], определяли каждый шаг Еврея [[new:kol:02:14|(ср. Кол II:14)]]. − **Плотию своею**. Вражду между Иудеями и язычниками Христос уничтожил тем, что предал на смерть Свою плоть, т. е. Свою плотскую жизнь. "Пока Христос жил по плоти − говорит П. Эвальд, − Он был Сыном Давидовым [[new:rim:01:03|(Рим I:3)]], посланным только к погибшим овцам дома Израилева [[new:mf:10:05|(ср. Мф X:5]] и [[new:mf:15:24|сл. XV:24)]]. С того мгновения, как Он оставил свою плотскую жизнь, Он вступил в состояние Сына Божия в силе [[new:rim:01:04|(Рим I:4)]], стал возвещаем Иудеям и язычникам как такой, в Котором "правда без закона" дается всем без различия". − **Дабы из двух**... Здесь указана цель уничтожения "преграды". Христос в Самом Себе, как родоначальник нового человечества, создал нового человека, устрояя при этом мирные отношения между Иудеями и язычниками и также мир человека с Богом. См. также Толкование на [[new:ef:02:11#lopuxin_ap|Еф. 2:11]] [<10>]