[<10>] ====== Толкования на Еф. 2:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу** См. Толкование на [[new:ef:02:17#svt_ioann_zlatoust|Еф. 2:17]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Темже убо ктому несте странны и пришельцы, но сожителе святым и приснии Богу** Начав убеждать ефесян, чтоб помнили великость Божия им благодеяния, святой Апостол сказал вообще: были вы далеко, а теперь стали близко [[new:ef:02:11|(ст. 11-13)]]; потом, объяснив каким образом стали близко [[new:ef:02:14|(ст. 14-18)]], делает теперь вывод: видите, как близко вы стали! Предоставляя самим ефесянам сделать отсюда приложение: как же не помнить такого великого благодеяния. Амвросиаст пишет: «Убеждает их, чтоб помнили о благодеяниях Божиих, − что тогда, как были так далеко от познания и страха Божия, теперь, по милосердию Его, приближены, чтобы быть сопричастниками тех, кои были близко к Богу, соделавшись согражданами сынов Божиих». Три сравнения употребляет Апостол для объяснения, сколь стали близко: стали близко, как близки между собою и с князем своим сограждане, − как близки члены одного семейства и между собою, и с главою его, − как близки части здания и друг к другу, и к живущему в нем. Соответствуют эти сравнения прежде высказанным моментам отдаления от Бога и народа его [[new:ef:02:12|(12)]]. «Там говорит он: //чужди от завета обетования//, и: //отчуждени от жития Израилева// [[new:ef:02:12|(12)]]. Здесь против первого говорит: **несте странны и пришельцы**, а против второго: **но сожителе святым и приснии Богу**» (блаженный Иероним). Были вы как чужестранцы, живущие далеко в других местах, или хотя и тут же живущие, но не имеющие права гражданства, παροικοι − проживальцы, временные и случайные; а теперь стали согражданами, − **συμπολιται**. «Ныне вы имеете тот же со святыми город − небесный Иерусалим» (Экумений). «В тот же город записаны, на небесах сущий и пребывающий вовеки, которого и те желали пламенно» (Феофилакт). «Видишь ли, мы записаны, соделаны согражданами не просто иудеев, но мужей, великих своею святостию, каковы Авраам, Моисей и Илия. Вот в какой город мы записаны, вот где явимся мы некогда!» (святой Златоуст). Благодатное Царство Христово было изображаемо под видом //града, емуже художник и содетель есть Бог// [[new:evr:11:10|(Евр. 11, 10)]]. Ветхозаветные святые знали, что суть преднареченные граждане сего града, но самого града не видели, а, желая пламенно увидеть, издалеча целовали его. В этом отношении и они были **страннии и пришельцы**, как ищущие своего града и отечества, каковыми они себя и исповедали [[new:evr:11:13|(Евр. 11, 13)]]. Отсюда святой Златоуст такое делает наведение: «//Таковая глаголющии// (то есть называвшие себя странниками и пришельцами), сказано, //являются яко отечествия взыскуют// [[new:evr:11:14|(14)]]; а вы уже сограждане святых, а не странники и пришельцы». «Весьма высокого достоинства сподобились вы тем, что соделались согражданами святых» (Феодорит). Сограждане святых − члены одного благодатного царства, кои все святы, − потому и члены, что святы. Тут разумеются не только те, кои по Христе; но и те, кои до Христа: ибо те и другие во Христе. Царство Божие есть Царство всех веков. Как прежде святые были святы верою во Христа грядущего, так и новые святы такою же верою во Христа пришедшего. Вера сия единила их и со Христом, и между собою. Верующие одного имеют владыку, и где бы ни жили − все суть сограждане. Желавшие приобресть римское гражданство делали взнос и покупали его. В благодатном Царстве Христовом приносят веру в Господа − и сопричисляются к согражданам его (Амвросиаст). Другое сравнение у Апостола для объяснения близости, в какую по благодати стали ефесяне (и все язычники), берется от близости членов одного семейства. **Приснии Богу** − свои Богу. Это еще ближе. Сограждане суть одного духа и одной любви к отечеству, но не одного отца дети; в семействе же все свойственники, родные. Так и верующие все имеют одного Отца-Бога, //порождены не от семене истленна, но неистленна, словом живаго Бога и пребывающа во веки// [[new:1pet:01:23|(1 Пет. 1, 23)]]. К какому бы племени ни принадлежал кто, благодать всех делает своими Богу. Так по вере в Господа, Коего приемлющие получают область чадами Божиими быти, не причисляются только к чадам, но существенно бывают чадами, яко от Бога рожденные. Оттого и свои Богу, и это свойство носят они в чувстве сердца, как отражение всего, что устрояет в них благодать. Свои Богу − какое высокое титло! Какая утешительная и сладостная сторона христианства! И это не мечта самообольщения, а по существу дела так есть. Должно поиметь во внимании, что хотя в сравнении − мысленно − согражданство и свойство можно различать, как степени близости, но в царстве благодатном, на деле, то и другое сходится. Согражданство духовное − от единства духа, а это единство производится тем же Духом, которым все получают и одинаковое рождение, или поставляются в свойство между собою и с Богом. Сограждане Царства Христова все и свойственники суть. Такими они себя имеют и в сердце, во взаимоотношениях. //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу** См. Толкование на [[new:ef:02:11#prp_efrem_sirin|Еф. 2:11]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым** Так как Сын пребывает во век, то те, которые не улучат вышнего града, суть странники и пришельцы. Но мы − не таковы теперь, а **сограждане святых**; не просто иудеев, а святых их — патриархов и пророков, и приписаны к тому же самому граду, граду, находящемуся на небе, вечному, которого и те усиленно искали. **и свои Богу** Чего те едва достигли посредством великих трудов, то мы получили чрез благодать, став своими (домашними) Богу. Вот упование нашего призвания: ибо в той именно надежде мы призваны, чтобы получить сие. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Марий Викторин ===== **Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу** Но как понять это **сограждане святым**? видимо, одно дело - сограждане, и другое - святые. Если так, тогда кто такие **святые** и кто − **сограждане**? Надо думать, **святыми** Павел называет апостолов, пророков и прочих, которые общались с Богом или видели Его и которые действием живущего в них Духа изрекали божественное или созерцали его как некоторым образом присутствующее. Я сказал: некоторым образом − т. е. либо по плоти, либо по духу; по плоти − как Авраам, апостолы и прочие, по духу − как все апостолы. Итак, они называются **святыми**. Те же, кто, не имея ничего из названного, верят во Христа, суть **сограждане святым и свои Богу**. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу** Это подобно тому, как народ, желавший мира с Римом, собрав дары, приходил, и его принимали как римских граждан. Так поступили и жители Тарса Киликийского, откуда был апостол, по этой причине называющий себя //римским гражданином// [[new:act:22:26|(Деян 22:26)]]. Так и любой, принимающий веру христианскую, становится **согражданином святых и своим Богу**. //**На Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 19-20 **Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем** Из того, что все люди примирены с Богом, следует, что и язычники теперь **не чужие**, т. е. не представляются в Церкви какими-то чужестранцами, и не **пришельцы** (**πάροικοι**), т. е. не лишены прав гражданства. Они стали **согражданами святым**, т. е. избранному иудейскому народу, и своими, т. е. близкими Богу (οικεῖοι = домашние), как бывают близки члены одного семейства к отцу этого семейства. − **Бывши утверждены**... Здесь Апостол изображает Церковь под видом строящегося дома, в котором все верующие представляют собою камни. Эти камни кладутся на фундамент, который представляют собою Апостолы и пророки (пророки, очевидно, новозаветные, потому что они поставлены после Апостолов). [Проф. Богдашевский, находя более правильным видеть здесь пророков ветхозаветных, ссылается в доказательство этого мнения на то, что "сущность не в хронологической последовательности, а во внутренней генетической связи фактов". Поставлением ветхозав. пророков после Апостолов сильнее оттеняется мысль о единстве жилища Божия, в которое призваны язычники... все имеет одну основу (ст. 173). Но нам думается, что Апостол привык уже пророков ветхоз. представлять ранее, чем Апостолов и ставить их в естественном порядке прежде, чем последних, так что трудно предположить, чтобы здесь он сделал отступление от этого естественного хронологического порядка]. Впрочем Апостолы и пророки сами, как и все христиане, утверждаются на краеугольном камне − Христе, Который поддерживает все здание Церкви [[new:mf:21:42|(ср. Мф XXI:42]]; [[new:1pet:02:07|1 Пет. II:7)]]. См. также Толкование на [[new:ef:02:11#lopuxin_ap|Еф. 2:11]] [<10>]