[<10>] ====== Толкования на Еф. 2:20 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 20-22 **быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом** "**Быв утверждены на основании Апостолов и пророков**": вот на чем утверждается упование (нашего) звания! Смотри, как (апостол) смешивает всех вместе: язычников, иудеев, апостолов, пророков, Христа; и, чтобы показать тесную связь между всеми ими, представляет их всех то телом, то зданием. "**Быв утверждены**", – говорит, – "**на основании Апостолов и пророков**", т. е. апостолы и пророки служат основанием здания. Апостолов же ставит прежде, – хотя они были после пророков, – чтобы показать этим, что и те и другие одинаково служат основанием, что все составляет одно здание и имеет один корень. Но помни, что и язычники своим основанием имели патриархов. Представляя это под образом здания, апостол гораздо определеннее выражает (мысль о соединении язычников и иудеев), чем если бы подставил это под образом привития. Затем (апостол) присовокупляет: "**имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем**", показывая, что Христос все содержит, так как краеугольным камнем называется то, что поддерживает и стены и основания. "**На Котором все здание**". Заметь, как апостол соединяет это: иногда представляет Его свыше содержащим и властвующим над всем телом, иногда же снизу носящим на Себе все здание, – главным основанием. (Апостол) для того и сказал выше: //"Дабы создать одного нового человека"// [[new:ef:02:15|(Еф. 2:15)]], чтобы показать, что Он Собою собственно соединил об стены здания, и, с другой стороны, что в Нем все воссозданы. //"Рожденный"//, – сказано (о Нем), – //"прежде всякой твари"// [[new:kol:01:15|(Кол. 1:15)]], т. е. Он все носит. "**На котором все здание, слагаясь**": таким образом, на что бы ты ни указал, на кровлю ли, на стены ли, или на что другое, Он все носит. В другом месте он называет (Христа) основанием: //"Ибо никто не может положить другого основания"//, – говорит, – //"кроме положенного, которое есть Иисус Христос"// [[new:1kor:03:11|(1 Кор. 3:11)]]. "**На Котором**" (ἐν ᾧ), – говорит, – "**все здание, слагаясь**". Здесь еще яснее оттеняет и показывает, что не иначе можно сделаться (храмом Божьим), как проводя жизнь со всем вниманием. "**Возрастает**", – говорит, – "**в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь**". Очень часто (апостол) говорит о созидании: "**в святой храм, в жилище Божье Духом**". Для чего же происходило это созидание? Для того чтобы в этом храме обитал сам Бог. Каждый из вас, и все вы вместе, есть храм, и обитает как в теле Христовом, обитает как в храме духовном. Поэтому (апостол) не сказал: вход, но: //"имеем доступ"// [[new:ef:02:18|(ст. 18)]], т. е. не сами собою мы пришли, но приведены Им. //"Никто"//, – сказал (Спаситель), – //"не приходит к Отцу, как только через Меня"//; и в другом месте: //"Я есмь путь и истина и жизнь"// [[new:in:14:06|(Иоан. 14:6)]]. "**Слагаясь стройно, возрастает в святой храм**". (Апостол) опять возвращается к прежде приведенному им примеру и соединяет их с (ветхозаветными) святыми, и (самих святых в свою очередь) не допускает разъединяться с Христом. Значит, домостроительство спасения нашего началось еще до пришествия (Христа); значит, имея это в виду, Павел и сказал: //"как мудрый строитель, положил основание"// [[new:1kor:03:10|(1 Кор. 3:10)]], и в другом месте: //"Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос"//. Видишь ли, что примеры нужно понимать не просто, но должно отыскивать в них подразумеваемое? (Апостол) говорит здесь при помощи примеров, как и Христос, когда представлял Отца земледельцем, а Себя корнем. **//Гомилии на Послание к Ефесянам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **наздани бывше на основании Апостол и пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу** Мысль о домашних, – присных, своих Богу, – привела к мысли о доме как месте жительства. Апостол и останавливается на ней, чтоб еще на большую степень возвесть близость, в какую поставлены язычники верою. Верующие – свои Богу и потому еще, что Он их своими имеет, а они – Его; потому что в таком глубоком общении состоят к Богу, что Он в них живет. Таким образом, они и присные Богу, и жилище Его. Это еще ближе. Святой Апостол, впрочем, не на том останавливает внимание, как они еще ближе суть, будучи представляемы под образом дома (ибо это само собою очевидно), а на том, как они соделываются таким домом; ибо из этого открывается еще большее к ним благодеяние Божие. Были далеко отброшены, как камни вдали валяющиеся, а теперь взяты, обделаны и вложены в здание дома. Церковь Божия и в Ветхом, и в Новом Завете представляется под образом здания – дома или храма. Церковь – храм веры. Веру основали и утвердили на земле Апостолы, опираясь на пророков. Апостолы ближе к нам и осязательно видели истину; пророки – дальше и истину видели вдали, в образах, хорошо представлявших истину, но и закрывавших ее собою, оставляя место гаданиям и для самих даже пророков, как и когда все указуемое сбудется. Почему Апостолы и поставлены напереди. Апостолы предлагали слово от лица Господа, но вместе относились и к пророческому слову, яко известнейшему. Мы теперь почиваем верою на слове Апостольском, подкрепляясь и пророками. **Наздани** – надстроены, составляя корпус здания. Как делают каменщики? – берут камень, обтесывают его и полагают в здание, где и как приходится. Так Апостолы с пророками, рукою проповеди берут души и народы, обделывают секирою благодати Духа, подводя под характер здания и полагая в здание Церкви, сочетавают с Нею. – Так камень за камнем полагается, слой за слоем налагается, и здание высится. Экумений пишет: «Желая показать святое единение верующих с пророками и Апостолами, говорит: **наздани**. В основании положены Апостолы и пророки, а вы восполняете прочее здание. Что и значит – быть надстроенными поверх Апостолов и пророков». **Наздани на основании Апостол и пророк**. «То есть на Ветхом и Новом Завете. О чем Апостолы проповедали, о том пророки предсказывали, что оно будет. В послании к Коринфянам говорит он: //Бог положи в Церкви первее Апостолов, потом пророков// [[new:1kor:12:28|(1 Кор. 12, 28)]]. Но там – другие пророки, ибо в том месте рассуждает Апостол о строе Церкви (в каком она стоит), а здесь — об основании Церкви. Пророки подготовили (нужное для здания) и предрасположили его (предызобразили план), а Апостолы положили основание (и возвели здание посредством привлечения к вере). Почему Господь и говорит Петру: //на сем камени созижду Церковь Мою// [[new:mf:16:18|(Мф. 16, 18)]], то есть на сем исповедании вселенской веры поставлю Я и утвержду верных в живот. Так некогда и Давид все подготовил для построения дома Божия и место, где ему быть, назначил, а основал его (и устроил) Соломон» (Амвросиаст). **Сущу краеугольну Самому Иисусу Христу**. Не один угол, а все углы и в здании и в основании – Христос Господь. Он сочетавает пророков и Апостолов. В Нем осуществляется пророческое слово; Он же есть содержание и слова Апостольского. В этом единении слова откровенного, от начала до Апостолов, – крепость основания веры. В нем сочетаваются и крепость свою имеют и стены здания, то есть все верующие, которые потому и на Апостолах с пророками утвержденными именуются, что веруют в Господа, потому и в Церковь вводятся, и с нею сочетаваются, что сочетаваются с Господом. Прямая мысль Апостола в наименовании Господа краеугольным камнем та, что в Церкви все от Господа, не исключая самих Апостолов и пророков. Так святой Златоуст: «Апостол присовокупил: **сущу краеугольну**... чтоб показать, что Христос все содержит, ибо краеугольным камнем называется то, что поддерживает и стены, и основание, на чем утверждается все здание. Заметь, что Апостол иногда представляет Господа свыше — содержащим и властвующим над всем телом, иногда же снизу — носящим все здание на Себе, – главным основанием. Апостол для того и сказал выше: //созиждет во единаго новаго человека// [[new:ef:02:14|(14)]], чтобы показать, что в Нем все воссозданы. //Перворожден//, сказано о Нем, //всея твари// [[new:kol:01:15|(Кол. 1, 15)]]. Так Он все носит на Себе, все содержит (и все созидает)». Но как верующие, составляющие стены здания, состояли тогда из иудеев и язычников, и Апостол в послании объясняет взаимное их сближение, то – не дивно, что в слове – **сущу краеугольну** – Апостол хотел показать, как чрез Господа Иисуса Христа в здании Церкви, как две стены, сочетаны иудеи и язычники. Так и святой Златоуст между прочим; так и все наши толковники. Феодорит пишет: «Как главою тела нарек Апостол Господа, так называет Его и краеугольным камнем здания, потому что смыкает две стены и, подобно углу, соединяет уверовавших из иудеев и язычников». Камнем краеугольным назван Господь еще в ветхозаветных предсказаниях, которые Сам Он отнес к Себе, предрекая вместе, каково будет тем, кои не примут Его. Все сие изображает блаженный Иероним: «Главный камень краеугольный, связующий и держащий тот и другой народ (можно разуметь – и небесное, и земное), есть Христос Господь наш, камень отсеченный от горы без рук, о коем и Псалмопевец свидетельствует, говоря: //камень, его же небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла. От Господа бысть сей и есть дивен во очесех наших// [[old:ps:117:22|(Пс. 117, 22-23)]], пренебреженный фарисеями, которые, считая себя ведцами закона, думали ограничиться в созидании духовного Богу храма одними стихийными постановлениями, а Богом принятый во главу угла, чтоб соединял и скреплял, как две стены, два народа, Сам находясь посреде, и чтоб чрез Него тот и другой народ имел доступ к Богу. Сей же краеугольный камень для неверующих есть камень претыкания и камень соблазна: //всяк падший на Него сокрушится, а на кого Сам Он падет, сотрет того// [[new:lk:20:18|(Лк. 20, 18)]]». Не пропустим без внимания и замечания святого Дамаскина, на какую мысль может еще наводить слово: камень. «Сказав – камень, Апостол указал и на сочленение его с построеваемыми на Нем, то есть однородие с нами чрез рождение во плоти Единородного. //Понеже дети приобщишася плоти и крови, и Той преискренне приобщися техже// [[new:evr:02:14|(Евр. 2, 14)]]». Без этого Он и краеугольным не мог бы быть. В здании и основание, и краеугольный, и стены, и все соединено и составляет едино. Как потому хорошо прибрано Апостолом это сравнение с целию выразить сближение язычников с иудеями, с Богом и порядками Божиими! – «Смотри, –говорит святой Златоуст, – как Апостол смешивает всех вместе: язычников, иудеев, Апостолов, пророков, Христа, и, чтобы показать тесную связь между всеми ими, представляет их всех то телом, то зданием». //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем** См. Толкование на [[new:ef:02:11#prp_efrem_sirin|Еф. 2:11]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **быв утверждены на основании Апостолов и пророков** Желая показать тесное единение язычников с пророками и апостолами, говорит: **быв утверждены**, как бы говоря: основанием служат пророки и апостолы, а вы дополнили остальную постройку, так что все составили один Божий храм. Это и значит быть надстроенными поверх патриархов и пророков, что в другом месте он называет привитием [[new:rim:11:19|(Рим. 11:19)]]. Апостолов по­ставил в начало, хотя они по времени были последние. **имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем** Все держит на Себе Христос. Ибо краеугольный камень поддерживает и стены, и основания. И заметь: иногда он называет Его свыше содержащим все, в каковом случае нарицает Его главой, иногда же снизу носящим на Себе все здание, подобно краеугольному камню; а иногда называет и самим основанием. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 20-22 **быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом** Всякое **здание**, воздвигнутое **на основании апостолов и пророков**, может обозначать не только нас, но и небесные силы, так что они все одинаково являются **жилищем Божиим в Духе**. Ибо, говорят, было бы несообразно, чтобы здание, сложенное и устроенное из людей, возрастало в Господе в святой храм и было жилищем Божиим в Духе, а ангелы и некоторые блаженные силы, на небесах служащие Богу, были бы удалены от такого счастья. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Ориген ===== **быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем** Следует пользоваться этими речениями против тех, которые разделяют Божество и считают, будто Божии пророки – это одно, а апостолы – другое [имеются в виду еретики типа Маркиона, которые противопоставляли Ветхий и Новый Заветы как принадлежавшие двум разным богам. – Прим. ред.]. //**Фрагменты на Послание к Ефесянам.**// ===== Марий Викторин ===== **быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем** Иисус Христос и заповеди Его – краеугольный камень для апостолов, и на этом краеугольном камне выстроены их жизнь, нравы, образ жизни и учение. Первый краеугольный камень – для жизни, остальные – для ее украшения и устроения. Итак, первый краеугольный камень есть вера во Христа, упование на Него и доверие к Богу. Этому же учат апостолы, и это же – краеугольный камень для пророков, согласно благому порядку и, соответственно, разделению, приведенному выше, где я назвал святыми и тех, кто видел Бога, и тех, кто был носителем Духа. Ибо видели Бога апостолы, а Духа носили в себе пророки. Итак, заповеди апостолов и пророков суть возвещение заповедей Христовых и краеугольный камень всего – и вечности, и надежды. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Амвросиаст ===== **быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем** Так названы Новый и Ветхий Заветы. Ведь то, что проповедовали апостолы, предсказывали прежде пророки. В словах, адресованных коринфянам: //И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками// [[new:1kor:12:28|(1 Кор 12:28)]], Павел рассуждает об устроении Церкви. Но здесь он говорит о фундаменте Церкви – его заложили пророки. //**На Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем** См. Толкование на [[new:ef:02:19#lopuxin_ap|Еф. 2:19]] [<10>]