[<10>] ====== Толкования на Еф. 3:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников** Прежде (апостол) говорил о великом промышлении Христовом, теперь же говорит о своем усердии, малом и ничтожном в сравнении с Его (промышлением), которое само по себе достаточно для приведения (к спасению). **"Для сего-то я"**, – говорит, нахожусь в узах, потому что если Владыка мой претерпел за вас распятие, то тем более я должен потерпеть узы. Не только сам Он был связан, но благоволил, чтобы и рабы Его потерпели за вас – язычников – узы. Великий смысл (заключается в этих словах): не только мы не отвращаемся вас, говорит он, а еще терпим за вас узы, и я, между прочим, удостоился такой милости. **//Гомилии на Послание к Ефесянам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Сего ради аз Павел юзник Иисус Христов о вас языцех** Чего **ради**? – Ради всего сказанного, ради того, чтоб вы, бывшие далеко, стали близко, и так близко. «Такой явленной на вас благодати я есмь служитель и подвизаюсь за нее даже до уз» (святой Дамаскин). «Прежде Апостол говорил о великом промышлении Христовом, теперь же говорит о своем усердии, малом и ничтожном в сравнении с промышлением Господним, потому что то само по себе достаточно для приведения ко спасению. Сего ради аз, говорит, нахожусь в узах; ибо если Господь мой претерпел за вас распятие, то тем более я должен потерпеть узы. Не только Сам Он, Спаситель наш, был связан, но благоизволил, чтоб и рабы Его потерпели за вас, язычников, узы. Великий смысл заключается в этих словах Апостола: не только мы не отвращаемся вас, говорит он язычникам, а еще терпим за вас узы» (Златоуст). «Итак, я – узник за вас» (Феофилакт). Как **юзник Иисус Христов**? – Так же, как Апостол Христов и раб Христов. Я в узах за веру в Него, за проповедь о Нем, за дело Его – устроение спасения людей. Эти внешние узы наводят мысль о внутренних узах. Апостолы говорили: //не можем мы яже видехом и слышахом не глаголати//. Значит, связаны были внутренне. И Апостол Павел Духом был влеком в Иерусалим, и хотя тот же Дух всюду возвещал, что Апостола ожидают узы, но он не мог не идти туда, на эти верные узы, потому что внутренно был связан. Апостолы все были водимы и носимы Духом, как связанные, как ведомые. Внушает Апостол, что узы его имели особую, промыслительную цель у Самого Господа, руководящего проповедию Евангелия. Что в эти узы попал святой Павел за язычников, прямо указывают обстоятельства его взятия в Узы. Напавшие на него кричали: //сей есть человек, иже на люди и закон и на место сие всех всюду учит// [[new:act:21:28|(Деян. 21, 28)]]. Апостол проповедовал Евангелие чистое, как оно есть, не поминая о законе Моисеевом и когда только нужно объясняя, что время его уже престало. Но ко всему ветхозаветному чину относился с должным уважением и доказывал, что все то было необходимо и имеет всемирное значение. Только теперь, учил он, все то кончилось. А те, не понимая дела, восстали на него, как на хулителя закона и места, где преимущественно действовалось все законное. Апостол так действовал потому, что так ему повелено свыше, а свыше так повелено потому, что иначе не привлечешь язычников и что иначе и вера Христова не может утвердиться на земле во всей своей чистоте. Будучи связан за такое учение, он был связан за дело Иисус Христово, почему и был узником Иисус Христовым, но подвергся в настоящем случае связанию из-за язычников, почему попал в узы из-за них. Экумений пишет: «Случается быть узником только Иисус Христовым, то есть быть связанным и биемым за неизменение веры в Него, а не и за языки, то есть не за учение и проповедь, распространяемые среди них. Так многие мученики были мучены не за то, что учили язычников вере, а за то, что не отвергались от веры во Христа. Павел же был узником и за Христа, и за язычников». //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 1-12 **Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников. Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования, которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его. Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия -- благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него** **Ради сего я, Павел, узник Иисуса Христа за вас язычников**, то есть подвергаюсь узам то от вас, то от самих Евреев, не по какой другой причине, но потому, что благовествую вам сие Евангелие, – **если конечно слышали вы** тайну благодати и тверды в домостроительстве не подзаконном, а духовном, – **домостроительство**, говорю **благодати Божией, данной мне в вас**, то есть ради вас. **Поелику по откровению **на пути в Дамаск** известною мне стала **эта** тайна, как немного от сего (прежде) написал я к вам, – дабы вы могли читать и разуметь мудрость**, скрытую** в тайне Христовой, которая другими поколениями**, хотя пророки и написали о ней прикровенно, однако **не была поведана сынам человеческим, как ныне открыта была Апостолам Его в Духе** Святом, то есть чрез дары Духа. Это для того, чтобы **быть язычникам сонаследниками** прежних праведников чрез тело Его, то есть чтобы вместе с ними вы получали обетование, которое есть именно плоть Его, уже обетованная, так что вместе получили ее Евреи и язычники **чрез** Христово **Евангелие, – коего стал я служителем**, распорядителем **по **изобилию** даров благодати Божьей, данной мне** не по подвигу немощного тела, но **по действию силы Его. Мне, кто наименьшим** оказываюсь **(есмь)** не только всех Апостолов, но даже **всех Святых**, крещенных очевидно, **дана благодать сия**, когда я не был достоин ее, **благовестить у язычников**, не природу Христову, но **неизследимое богатство Христово, – и просветить всех** людей, чтобы узнали они, **что есть** (в чем состоит) **домостроение** сего **таинства**, так как избрал жизнь духовную вместо подзаконной, **которое** (таинство) **сокрыто было от вечности (веков)**, от того именно времени, **у Бога, Который все создал**; ибо хотя и возвещено было в тайных предъуказаниях Его пришествие, однако о том, что тело Его в пищу будет раздаваемо, ведал один только Бог, у Коего это и было сокрыто. **В церкви**, говорит,** да будет известна многоразличная премудрость Божия начальствам и властям, кои на небесах суть**: – или священников и князей народа называет властями небесными ради различных очищений проказы и других недугов, в которых чрез них бывала некоторым помощь с неба; или же сказал о начальствах и властях, по заблуждению восстающих на нас, поелику они не познали Сына; (посему диавол) посредством знамения, которое требовал от Него в пустыне, и изречения, которое привел Ему из пророков, наверно узнать Его хотел [[new:mf:04:01|(Мф. 4:1 сл.]]; [[new:lk:04:01|Лк. 4:1 сл.)]]. Итак, среди церкви увидели они многообразную Премудрость Божию. Потом еще говорит, что **по предопределению веков** (вечному), то есть прежде мира, в церкви **сие сотворил чрез Иисуса Христа, в Коем ми возъимели доступ**, сообщенный нам **чрез упование веры Его**. //**Толкование на священное Писание. Послание к Ефесянам.**// ===== Прп. Иустин Попович ===== **Для сего-то я, Павел сделался узником Иисуса Христа за вас язычников** Да, **для сего-то**, для благовестия, для богатства, которое Господь Христос принес с неба для **вас, язычников**. Ибо Своим сошествием с неба Он Собой принес наивечную и наидрагоценную тайну вечности и предвечности: Церковь Божию, а в ней и с ней все вечные Божественные, наднебесные, надхерувимские богатства, и призвал вас в нее, чтобы все это стало вашим, вашим навсегда во всей целостности вашей жизни в вечности. Подумайте, чего вы удостоены: Христом через Церковь быть вознесенными над всеми небесами, выше Херувимов и Серафимов, Ангелов и Архангелов, чтобы быть посаженными одесную Бога. И для кого это? Для вас, бывших **язычников**! Это наибольшее и самое удивительное чудо всех миров! Это чудо не только для людей, но и для безгрешных умов Небесных – святых Ангелов: любовь Христова к вам, к людям вообще! Нет большего чуда, чем это; а если задуматься над чудом из чудес, то это и есть вечное всечудо! Простритесь перед ним, все человеческие сердца, исполненные бесконечных метаний, и растворитесь в радостном и прехвальном славословии! Взгляните, вы, некогда чужие всему Божию, становитесь через Церковь своими Богу, близкими Богу, родными Богу, становитесь членами Божиего семейства, бессмертного и вечного. И теперь вы собессмертники Христовы в вечности, ибо суть сыны Божии, ибо – сонаследники Христа: и все Христово стало вашим, вашим, вашим! – Может ли быть для вас большее благовестие? Да и вообще может ли быть для людей нечто большее, чем это благовестие? Для проповеди этой благой вести **язычникам** меня, недостойного, избрал чудесный Господь Иисус и послал к вам (ср. [[new:act:09:15|Деян. 9:15]]; [[new:act:22:17|Деян. 22:17–21]]). Ради этого благовестия вам я живу и умираю; каждый день с радостью умираю за Него: страдаю от людей, страдаю от демонов, страдаю от евреев, страдаю от язычников. Но при всем этом я самый счастливый узник всех миров, ибо я узник всечудесного и всемилостивого Господа Иисуса: Он сковал меня сладкими оковами любви Своей, чудными оковами Своего благовестия, и я без устали и без страха проповедую Евангелие всем, а более всего **язычникам**. А когда ради Евангелия Христова становлюсь узником от людей, нет никого счастливее меня: да тем буду подражателем страданий чудесного Господа моего, которые Он претерпел ради меня, ради нас, ради всех нас (ср. [[new:fil:03:10|Флп. 3:10]]). А **узник** любви Христовой радуется оковам Христа ради. И вы все радуйтесь, когда сподобитесь оков Христа ради; радуйтесь наибольшему отличию, наивысшей почести. Эти оковы за Господа Христа суть самые драгоценные ваши украшения, ваши кольца, ваши ожерелья, ваши венцы! С их помощью покупается небо. Что еще скажем? Покупаются небеса над небесами, покупаются все непреходящие сокровища, которые только Единый истинный Бог и Господь Иисус Христос может предложить и дать, и уже подает и мне, и вам, и всем, – подает через чудную Свою Церковь. //**Толкование на третью главу послания к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников** Указав на попечение о нас Христа, говорит затем и о своем попечении. Так как, говорит, Господь мой явил такие дела в отношении к нам, то необходимо и мне по возможности содействовать. Посему я узник за вас. И если Он был распят, то я, по крайней мере, нахожусь в узах за вас. Словами же **за вас язычников** указал на следующее: "не только мы вас не гнушаемся, но даже и узы принимаем ради вас и за честь себе поставляем именоваться узниками Христовыми". //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Марий Викторин ===== **Для сего-то я, Павел, узник Иисуса Христа за вас язычников** После того как Павел рассказал им, что всякое упование - во Христе и что все устрояются //в жилище Божие Духом// [[new:ef:02:22|(Еф 2:22)]], ему оставалось научить [ефесян] и тому, кто такой он сам и способен ли он исполнить такое устроение через благовествование, чтобы подтвердить свой авторитет и чтобы ему поверили. //**Комментарий на Послание к Филиппийцам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников** **Для сего-то** – т. е. для того, чтобы пособить язычникам получить те блага, о каких Ап. сказал в [[new:ef:01:start|1-й гл.]] и в последних стихах [[new:ef:02:19|(19-22)]] второй главы. – **Сделался узником Иисуса Христа**, т. е. служу Христу за вас или на вашу пользу как раб, носящий на себе узы или оковы (это уже самое тяжкое положение, в таком только мог очутиться раб). Ст. 1-6 **Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников. Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования** Ап. Павел здесь продолжает доказывать величие христианства. Он сам лично глубоко убежден в этом, потому что ему открыта великая тайна Христова – тайна, состоящая в том, что в христианстве найдут себе спасение все язычники, что и язычники призваны к наследованию божественных обетований.. //**Толковая Библия. Послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// [<10>]