[<10>] ====== Толкования на Еф. 3:9 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== **и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом** См. Толкование на [[new:ef:03:08#svt_ioann_zlatoust|Еф. 3:8]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **и просветити всех, что есть смотрение тайны сокровенныя от веков в Бозе, создавшем всяческая Иисус Христом** //Благовестити во языцех// – а **просветити всех**, – не язычников только, но и всех людей, и даже все создания, имеющие разум и могущие принимать просвещение ведением, как показывает следующий стих. – Когда благовестил, тогда же и просвещал, ибо просвещение есть сообщение светлых о всем понятий, которые составляют содержание Евангелия. Зачем же говорит особо **просветити**? – Хочет сказать: всем дать понять, всем разъяснить и растолковать, что есть смотрение тайны сея, – распространение богатства Христова и на язычников, призвание и их в участие в нем, слитие и их вместе с иудеями в единое тело, коего глава Христос, одесную Отца седящий, в Коем спосаждены там и все составляющие тело Его. Эту сторону домостроительства особенно выяснить, а самое домостроительство благовестить. Почему говорит: **просветити, что есть смотрение тайны сея**. Для чего Богу угодно было такое сделать относительно сего распоряжение, чтобы держать то доселе в тайне и теперь только явить во всем величии и всей полноте? – Изумить всех хотел Бог богатством благости Своей, чтобы сильнее всех привязать к Себе и к самой тайне спасения. Или – **что есть смотрение тайны** значит: всем сказать, что выходило из этого призвания языков к сонаследности, сотелесностн и сопричастности. Выходило величественное и преславное тело Христово, из лиц всех мест и всех времен сложенное и стройно сочетанное. Вот куда направлено все смотрение тайны спасения и язычников вместе с иудеями. Об этом и вся речь у Апостола в послании. Но просвещал он всех относительно сего не словом только, но и делом, самим делом сочетавая всех воедино. И это сочетание было всюду прямым следствием его благовестия. **Тайна сия была сокровенна от веков в Боге**. Никто не знал про нее и догадаться никто не мог о ней. И теперь, по открытии и явлении делом, она все еще остается тайною, тем паче такою она была прежде. – «О призвании язычников было известно, но что при этом они воссядут и на престоле Божием, этого никто не ожидал, никто не представлял этого» (святой Златоуст). Мысль Апостола все держится на одном, – сочетании всех во Христе, яко главе, основание коему положено в седении Его одесную Отца. Святой Дамаскин пишет: «//Неизследованным богатством// Христовым называет он спасение всего мира, а **смотрением тайны** – вознесение (спосаждение одесную) всех людей во едином Христе». Была тайна сокровенна в Боге, не теперь только измышлена благостию Его; изначала она вошла в планы Божии, а теперь только в дело приведена. Что тайна сия именуется сокрытою в Боге, создавшем всяческая, это наводит на мысль, что, когда еще мир созидался только, тайна спасения в Господе всего человечества и устроения из всех единого тела в Нем имелась уже в уме Божием, имелась, конечно, не без влияния на самое устроение мира. Эта мысль видна у святого Дамаскина. «Эта тайна не в последнее время измышлена Богом, ибо у Него нет вновь прибывающих волей (определений воли), но все вечно. Вместе с тем, как творил Он мир, тогда же полагал и основания спасению». **Иисус Христом**. Поелику Иисус Христос есть Слово, бывшее плотию, — то Слово, Имже вся быша, и без Коего ничтоже бысть, еже бысть; то слово: **создавшем всяческая** само собою привлекло и: **Иисус Христом**. Святой Златоуст говорит: «Хорошо сделал Апостол, что, воспоминая о творении, сказал: **Иисус Христом**. Ибо Сотворивший все чрез Него и это открыл чрез Него: //без Него//, сказано, //ничтоже бысть// [[new:in:01:03|(Ин. 1, 3)]]». Ипостасное Слово, образ ипостаси Отчей, творя мир, человека создало по образу Божию, и Оно же чрез воплощение восстановляет в нем потерянный образ Божий чрез грехопадение. Истины сии одна с другою вяжутся неразрывною цепью, и одна другую вызывают. //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом** См. Толкование на [[new:ef:03:01#prp_efrem_sirin|Еф. 3:1]] ===== Прп. Иустин Попович ===== **и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге** См. Толкование на [[new:ef:03:08#prp_iustin_popovich|Еф. 3:8]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге** Что призваны будут язычники, это, может быть, знали Духом и пророки и ангелы; но чтобы они были призваны к таким благам, чтобы даже воссесть на престоле Божием, – кто мог сего ожидать? Посему он и называет это тайной, сокровенной в Боге от веков, то есть издавна, от начала. Ибо неизреченно это смотрение и одному Ему ведомо. **cоздавшем все Иисусом Христом** Прекрасно напомнил о творении: сотворил, говорит, все Бог чрез Христа. Ибо //без Него//, говорит, // ничто не начало быть// [[new:in:01:03|(Ин. 1:3)]]. И это чрез Него открывает. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом** Это богатство благости Его **от вечности было сокрыто в Боге**, Который есть Творец всего. Где Маркион, и Валентин, и все еретики, которые утверждают, что один [бог] есть создатель мира, т. е. видимых вещей, а другой [бог] – невидимых?.. Но **тайна, сокрытая от веков**, может быть понята и иначе: [как будто] сами века, т. е. все духовные и разумные существа, жившие в течение предшествующих веков, не знали об этом богатстве. [В данном случае Иероним имеет в виду элементы дуализма в учениях Маркиона (II в.) и основателя гностицизма Валентина (II в.) – прим. ред.] //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Марий Викторин ===== **и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом** Говоря об открытии всем [домостроительства тайны], Павел имеет в виду Израиль и язычников. Ибо он начинает благовестие среди язычников, но и иудеи могут быть просвещены, если последуют за Христом и покорятся Ему. Христос – Единородный Сын Божий, и через Него – все творения. Иначе говоря, они созданы действием самого Бога, действовавшего в Нем и через Него. Поэтому все последующие времена [этого мира] – Христовы, ибо созданы Христом... Хотя Бог считается Творцом, Он творит через Христа. Ибо быть Творцом подобает не Богу, но Христу, а через Христа – и Богу. Бог породил Христа, а Христос сотворил все действием самого Бога, которое совершилось через Христа – Творца. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом** См. Толкование на [[new:ef:03:08#lopuxin_ap|Еф. 3:8]] [<10>]