[<10>] ====== Толкования на Еф. 3:14 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== Ст. 14-15 **Для сего преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле** Здесь (апостол) показывает отличительную черту своей молитвы за них. Не сказал просто: "молю", но сказал: "**преклоняю колени мои**", и тем выразил свое усиленное моление о них. "**От Которого именуется всякое отечество**". Уже не говорит (об отечестве, которое было разделено) //"по числу сынов Израилевых"// [[old:vtor:32:08|(Вт. 32:8)]], но о Том, Кто сотворил и горние, и дольние колена, – не такие, каковы иудейские. **//Гомилии на Послание к Ефесянам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== Ст. 14-15 **Сего ради преклоняю колена моя ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа, Из Негоже всяко отечество на небесех и на земли именуется** И заключает опять молитвою, чтоб ефесяне пребыли участниками благ спасения, и чрез то еще паче возвысились в уразумение величия тайн спасения (3,14-21). Как, начиная вводить ефесян в созерцание домостроительства спасения, Апостол молился, чтобы дан им был дух премудрости для познания его, так и теперь, в заключении, молится о даровании разумения тайны спасения и великой любви Божией к нам. Такая была цель Апостола, чтоб возвесть ефесян к созерцанию всего домостроительства спасения. Для этого вел все предыдущее рассуждение, об этом и теперь молится, желая паче, чтоб сила спасения вселилась в них, жила и действовала. «О чем молился святой Апостол в начале, того просит и теперь. В начале молился: //да даст вам Бог... Отец... духа премудрости и откровения в познание Его// [[new:ef:01:17|(Еф. 1:17)]]. И теперь говорит то же: //да возможете разумети со всеми святыми// [[new:ef:03:18|(Еф. 3:18)]]» (Златоуст). **Сего ради**. Приведши на мысль все сказанное о тайне домостроительства спасения и о призвании язычников к участию в нем, Апостол говорит: поелику призваны вы к участию в таких благах, то и молюся усердно, чтоб вы действительно получили их и всегда им обладали. «**Сего ради**... ради того, что вы так возлюблены Богом» (Экумений). «Поелику вы так возлюблены, поелику непостижимы блага, которых вы сподобились и еще сподобитесь, то молюся, говорит, да дастся вам благодать обитающего в вас Христа понять сие и разуметь, сколько возлюблены» (Феофилакт). **Преклоняю колена** – не в эту пору, когда писал, но всякий раз, как совершаю молитвословие, говорит, кладу особые поклоны за вас, или не забываю вставлять в мою молитву о всем – молитву и о вас. Сказал: **преклоняю колена**, а не просто: **молюся**, «выражая тем свое усиленное о них моление... показывая, что просит им благ с неотступностию» (святой Златоуст). «Со умилением и сокрушением» (Феофилакт). Или говоря: **преклоняю колена**, говорит то же, что всегда молюсь усердно, всегда возношу к Богу милосердому теплую и благоговейную молитву. Коленопреклонение есть символ благоговейного страха и смиренного исповедания милостей. **Ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа**. Поелику молится о благах, то употребил сладостнейшее имя Бога Отца, которое есть знамение всякой благопопечительности, приложив к Нему и сладчайшее имя Иисуса Христа, Господа нашего, ради Которого Отец все готов давать, чего ни попросит кто о имени Его. Молится к Богу Отцу, Который Сына Своего не пощадил и Который – //како не и с Ним вся дарствует//! [[new:rim:08:32|(Рим. 8,32)]] **Из Негоже всяко отечество на небесех и на земли именуется**. С этими словами может быть соединяема не одна мысль. Они могут значить: молюсь ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа, Который есть Отец Ангелов и человеков. Он и об Ангелах, и о человеках имеет отеческое попечение; с другой стороны, и Ангелы, и люди в Нем едином имеют истинного отца. Можно полагать, что святой Павел имел при сем в мысли отношения отчества и сыновства, которые угодно было Богу установить между тварями. Так устроен мир, что высшие, старейшие пекутся о низших и младших и благоустрояют их. Первые в сем отношении суть отцы для последних. Высшие – чины Ангельские, передающие приемлемый ими от Бога свет низшим суть в сем отношении отцы их. Между людьми попечительнейшие лица о меньших суть естественные отцы, деды, родоначальники, затем цари, начальники и, – в духовном отношении, – пастыри Церкви; и люди не только первых, но и сих последних именуют отцами. Это отчество присвояется им по образцу отчества Отца Небесного, потому что они являют в себе Его о всех попечительность, – Он им усвояет часть ее. Он же благоволил и имя Свое им уступить и даровать то, ради чего такое имя и Сам Он благоволил приять. Как Бог есть один существенно сый, но благоволил и другим даровать и имя, и самое бытие, так и в отношении к отеческой промыслительности Он есть существенно Отец, но благоволил и среди тварей учредить такие отношения, по коим одни именуются и на деле суть отцы в отношении к другим (мысль блаженного Иеронима). Блаженный Феодорит пишет: «Бог есть в собственном и подлинном смысле Отец. Ибо не был прежде сыном, а потом стал отцом, но всегда Он Отец, и Отец по естеству. Другие отцы, как плотские, так и духовные, свыше заимствовали сие наименование. Называет же Апостол отцами **на земли** отцов по естеству и отцами **на небесах** нарицает отцов духовных. Таков был и сам блаженный Апостол. И сие дал видеть, пиша к коринфянам, ибо говорит: //Аще и многи пестуны имате о Христе, но немноги отцы. О Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих// [[new:1kor:04:15|(1 Кор. 4, 15)]]. Посему сказует: прося и умоляя, преклоняю колена мои и молюсь Отцу Господа Иисуса Христа, Который подлинно есть Отец, не от другого заимствовал отчество, но Сам сообщил оное другим». //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа** См. Толкование на [[new:ef:03:13#prp_efrem_sirin|Еф. 3:13]] ===== Прп. Иустин Попович ===== Ст. 14-15 ** Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле** Святой Апостол благовествует тайну Христову, открывает неизреченное богатство Христово. Что же еще требуется? – Чтобы люди усвоили это. Ради этого святой Апостол и **преклоняет колена пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа**, дабы даровал им необходимые Божественные силы для подвига, без которых люди не в состоянии совершить этот спасительный подвиг. Главное при этом – приобрести Господа, принять Его в себя и жить Им. Ибо Он все и вся для существ небесных и для существ земных: от Него **именуется всякое отечество на небесах** – это для Ангелов, и **всякое отечество на земле** – это для людей; Он есть глава этой огромной семьи. С тех пор как существует Церковь, тело Его, Он – глава тела Церкви, а Ангелы и люди составляют одну семью, Его семью. Может ли быть иное благовестие, исполненное большей радости и чести? //**Толкование на третью главу послания к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле** Так как вы удостоились такой любви и непостижимы те блага, которые вы получили и которые еще получите в будущем, то я молю, говорит, чтобы дарована вам была благодать вселившегося в вас Христа, – благодать постигнуть это и познать, насколько вы возлюблены. А что эта мольба напряженная, обозначает словами: **преклоняю колени мои**. От верховного Отца, говорит, **всякое отечество: на земле** – племена называет отечествами, получившие такое название от имени отцов; **на небесах** же, – так как там никто ни от кого не рождается, – отечествами обозначает отдельные сонмы, то есть и горние, и дольние чины Он сотворил, и от Него произошли те, которые именуются отцами. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Марий Викторин ===== **Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа** Обычай преклонять колена выражает молитву и мольбу. Ибо мы должны не только духом преклоняться в молитвах, но и никакой частью тела не возвышаться, дабы не показаться надменными или гордыми. Всякое деяние и свершение – через Христа. А поскольку, как мы часто напоминали, дух Христов пребывает в Его служителях (ибо Он Сам есть служитель Божий, и Бог все совершает через него), **для сего**, говорит Павел, я **преклоняю колена мои пред Отцем**. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 14-21 **Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь** Здесь содержится молитва Апостола о верующих Ефесянах, в которой Ап. сначала говорит о том, кому он молится (14-15 ст.), потом излагает самое прошение свое об Ефесянах, чтобы они укрепились в вере и усовершились в познании христианском [[new:ef:03:16|(16-20)]] и, наконец, воссылает славословие Богу [[new:ef:03:21|(21)]]. //**Толковая Библия. Послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// [<10>]