[<10>] ====== Толкования на Еф. 4:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью** См. Толкование на [[new:ef:04:01#svt_ioann_zlatoust|Еф. 4:1]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **со всяким смиренномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг другу любовию** См. Толкование на [[new:ef:04:01#svt_feofan_zatvornik|Еф. 4:1]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью** См. Толкование на [[new:ef:04:01#prp_efrem_sirin|Еф. 4:1]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **со всяким смиренномудрием** Показывает, каким образом возможно //поступать достойно звания//, если мы будем смиренными. Ибо тогда ты вполне поймешь, каков ты есть и чего удостоился; и смиришься, и постараешься служить своему благодетелю. И притом оно служит основанием всякой добродетели; посему и Господь начал Свои заповеди блаженства отсюда, называя блаженными нищих духом, то есть смиренномудрых. **Со всяким**, говорит, **смиренномудрием**, не в словах только, но и на деле, в наружном виде и голосе, и не так, чтобы в отношении к одному являть себя смиренным, а к другому нет, но в отношении ко всякому, малым ли он будет, или великим. **и кротостью и долготерпением** Ибо возможно быть и смиренным, и вместе с тем вспыльчивым и гневливым; но такое смирение бесполезно. **снисходя друг ко другу любовью** Научает, какая польза – кротости и долготерпения, – это снисходительность друг к другу. Потом, чтобы кто-нибудь не сказал: как же я буду снисходителен к ближнему, когда он гневлив и дерзок? – он указывает и способ – в любви. Ибо, если мы будем иметь любовь, то будем снисходить друг другу. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью** Если кто понимает, что значит: **снисходя друг ко другу любовью**, тот не будет думать, будто такое повеление относится к святым мужам, но именно к тем, которые наставлены в начатках добродетелей. В самом деле, не святые имеют нужду в том, чтобы снисходить друг ко другу, а только те, кто, как люди, еще побеждаются некой страстью. И неудивительно, если ефесяне слышат это, так как среди множества верующих еще были некоторые, кто должны были взаимно оказывать друг другу снисхождение. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Марий Викторин ===== **со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью** Павел говорит о многих видах воздержанности, чтобы ефесяне не возгордились, не впали в надменность. Первым он называет смиренномудрие, вторым – кротость. **Смиренномудрие** – это смирение духа, кротость - отречение от адской гордости и жестокости. За ними следует **долготерпение** том, что приходится претерпевать при столкновении с чем-либо враждебным. Сначала Павел говорит ефесянам об этих двух вещах: смиренномудрии и кротости, чтобы они не боялись страдания; а затем, [на случай] если им придется страдать, он учит их, как надлежит претерпевать страдания, – в долготерпении. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-3 **со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира** **Со всяким смиренномудрием**. Это выражение относится к глаголу 1-го стиха: "//поступать//" и обозначает ту же добродетель, какая в нагорной беседе называется "нищетою духовною", т. е. истинное сознание своего недостоинства и немощи, которого не хватало язычникам, гордившимся своими личными достоинствами. – **Кротостъю** – в отношении к людям [[new:1kor:04:21|(ср. 1 Кор. IV:21)]]. Добродетель эта является, можно сказать, естественным следствием смиренномудрия: сознающий свою собственную немощь всегда будет кроток к другим, хотя бы те и вызывали его своими поступками на гнев. - **Долготерпение** – продолжительное терпение всего, что неприятного доставляют нам наши ближние. – **Снисходя**... Долготерпение должно быть снисхождением, – не презрительным в отношении к людям, как существам нравственно неразвитым и даже недостойным вразумления с нашей стороны, а основанным на христианской любви. – **Стараясь сохранять**... Мир постоянно находится в опасности разрушиться. Поэтому со стороны членов Церкви требуется особое старание к его сохранению, к соблюдению духовного или тесного внутреннего единения между верующими. Впрочем в выражении: "единство Духа" можно видеть указание и на то, что единство христиан имеет свой источник в Духе Святом. - **В союзе мира** - т. е. единение может существовать только тогда, когда все верующие соединены как бы какою связкою (ἐν τῷ συν­δέσμῳ): этою связкою должен быть **мир** - мирное христианское настроение. См. также Толкование на [[new:ef:04:01#lopuxin_ap|Еф. 4:1]] [<10>]