[<10>] ====== Толкования на Еф. 4:11 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== Ст. 11-12 **И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова** Что говорит он в другом месте: //"Посему и Бог превознес Его"// [[new:fil:02:09|(Фил. 2:9)]], то же высказывает и здесь словами: //"Нисшедший, Он же есть и восшедший"//. Ни мало не повредило Ему нисшествие в дольнейшие страны земли и отнюдь не воспрепятствовало Ему быть превыше небес. Далее (апостол) указывает нам на (божественное) промышление и премудрость и говорит: Тот, Кто сделал столь многое, и показал такую силу, и не отказался низойти ради нас даже в дольнейшие страны, не сделал бы без причины такого разделения дарований. В другом месте он говорит, что это сделал Дух, именно: //"В котором Дух Святой"//, – говорит он, – //"поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа"// [[new:act:20:28|(Деян. 20:28)]]. И тогда как здесь он говорит, что (сделал это) Сын, в другом месте говорит, что – Бог. И опять: **"И Он поставил одних Апостолами, других пророками"**, а в послании к Коринфянам говорит: //"Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог"// [[new:1kor:03:06|(1 Кор. 3:6)]]. И опять: //"Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду"// [[new:1kor:03:08|(ст. 8)]]. Так и здесь: что в том, что ты меньше приносишь (плодов)? Столько получил ты (и даров). Первое (поставил Бог) апостолов, так как они имели все. Второе – пророков, так как некоторые не были апостолами, но были пророками, например Агав. Третье – благовестников: это – те, которые не обходили всех стран, а только проповедовали, как Прискилла и Акила. Потом – пастырей и учителей, которым был вверен весь народ. Что же? Ужели пастыри и учители меньше прочих? Конечно так: по сравнении с теми, которые обходили землю и проповедовали, те были меньше, которые сидели (дома) и имели занятие в одном месте, как Тимофей, Тит. Впрочем, из этого места нельзя вывести такого подчинения и предпочтения (одних по отношению к другим), но (это видно) из другого послания [[new:1kor:12:28|(1 Кор. 12:28)]]. **"Он"**, – говорит, – **"поставил"**: не противоречь же. А может быть, благовестниками он называет и написавших Евангелие. **"К совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова"**. Видишь ли достоинство (каждого)? Каждый созидает, каждый устраивает, каждый служит. **//Гомилии на Послание к Ефесянам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== Ст. 11-13 **И той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовест­ники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова, дондеже достигнем вси в со­единение веры и познания Сына Божия, в мужа совершен­на, в меру возраста исполнения Христова** В сообществе христиан всякий и естественные способности имеет особые, и дар благодати получает особый. Хотя, исходя из одного и того же источника, они и могут не входить в противодействие, но могут действовать не в соответствии друг другу и потому не споспешествовать общей всех цели. Отсюда беспорядочность, нестроение и смятение, даже в том случае, когда стараются действовать как должно. Необходимы потому направители общей всех деятельности, правители и руководители — всех и каждого. Если прибавим к этому, что, при всем том, что христианское общество есть благодатное, свобода и самодеятельность не отнимаются ни у кого и, следовательно, от всякого можно ожидать, что иногда он может поступить неправо и совсем сбиться с Должного пути, то такая необходимость станет еще очевиднее: необходимо крепким немощи немощных носить. К тому же в мире не все еще христиане и в начале христианства были, и доселе суть. Слова же Господа: //и тыя Мне подобает привести//, не ложны. Должны быть потому между христианами эти приводители к Господу нехристиан. Ибо как в начале Он благоволил приводить не лично, а чрез Апостолов, так действует и всегда. По таковым причинам Господь, глава Церкви, благоволил учредить в Церкви особый чин лиц, возложив на них заботу о преспеянии наличных христиан и об обращении нехристиан и вооружив их соответственными тому дарами благодати. Святой Павел в каждом послании напоминает об них. Так существенны они в обществе христиан, что и речи к нему нельзя вести без обращения к ним. В настоящем послании святой Павел полнее изображает значение их в Церкви: а) перечисляя виды их, б) означая обязанности, лежащие на них и в) указывая цели, куда должны они направлять труды свои. **И Той дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители.** Что здесь дал Господь, не то же есть, что означается в ст. 7. Там говорится о том, что каждому христианину дается в таинстве миропомазания, а здесь говорится об особых дарах благодати некоторым лицам, назначаемым в руководители общества. В других местах указывает Апостол, что эти дары сообщаются чрез рукоположение [[new:1tim:04:14|(1 Тим. 4, 14]]; [[new:2tim:01:06|2 Тим. 1, 6]]; [[new:evr:06:02|Евр. 6, 2)]]. Здесь говорит только, что такого рода лица в Церкви суть не от общества христиан, а от Самого Господа. **Той дал есть** всех, кои тогда были в этом чине; Он же давал и дает таковых и доселе Церкви, чрез друг-другоприимательную благодать, иногда и с помощию непосредственных, чрезвычайных, указаний. В этом слове: **дал есть**, - надо видеть и богоучрежденность руководства в Церкви, и богопоставляемость руководителей. И везде так говорит об них святой Павел, только относит их назначение и избрание иногда к Богу Духу Святому, как в последней речи к ефесянам же: //в немже вас Дух Святый постави епископы// [[new:act:20:28|(Деян. 20, 28)]]; иногда к Богу Отцу, как в послании к Коринфянам: //положи Бог в церкви первее апостолов// и проч. [[new:1kor:12:28|(1 Кор. 12, 28)]]; а здесь к Богу Сыну. Ибо действия Пресвятой Троицы не раздельны (святой Златоуст, Экумений, Феофилакт). На первом месте ставит Апостолов: так как они имели все (святой Златоуст). Это собственно 12, с присовокуплением к ним и святого Павла, — самовидцы Господа, свидетели Его воскресения, от Него непосредственно посланные и преисполненные всех даров Святого Духа. Они и пророки, они и благовестники, они и пастыри, они и дарования имели исцелений и всякий разум; — все в них было совмещено и чрез них вложено в Церковь. На них и низошел Дух Святой всею полнотою Своею, и чрез них исшел в Церковь и преисполняет ее. Они — каналы благодати, излившейся на всю вселенную. Чин Апостольства в той силе, как он был в первых Апостолах, неповторяем. И не представляется сие необходимым, ибо Апостолы все вложили в Церковь. Ей предали всю истину, которую им открывал Дух Божий; ей предали таинства для освящения верных и в ней учредили пастырство, — прямое преемство Апостольства, которого долг — хранить вложенное Апостолами в Церковь, держать то в действии над всеми и во всем обществе христианском. Церковь живет Апостольскими сокровищами и благодатию, от них излившеюся и непрерывно переливающеюся из рода в род. Если где ток сей пресечен, там нет настоящей жизни о Христе Господе. На втором месте ставит Апостол пророков, - не ветхозаветных, а тех, кои являлись в новой благодати, — лица с особым даром прозревать будущее. «В то время были сподоблявшиеся пророческой благодати. История Деяний упомянула о пророке Агаве [[new:act:11:27|(Деян. 11, 27-28]]; [[new:act:21:10|21, 10)]] и о других пророчествовавших в Антиохии, в числе коих был и сам блаженнейший Апостол Павел [[new:act:13:01|(Деян. 13, 1)]]» (Феодорит). На основании некоторых об них указаний можно наводить, что вместе с прозрением в будущее им давалось прозревать тайны сердца человеческого и сокровенное в Писании и иногда изрекать учительное слово, по особенному возбуждению Духа Божия, слово, наиболее благопотребное присущим христианам. Существование их в Церкви не прекращалось и не прекращается, но проявление дара их не всегда бывает гласно и для всех явно. Самый дар не связуется ни с каким положением в Церкви и обществе и нередко бывает достоянием лиц, на которые, по обычному порядку, и смотреть не хотят. Судя по тому, что только чистые сердцем зрят Бога, а прозрение пророческое возможно только в Боге и чрез Бога, надо полагать, что дар сей вселяется в душах, преимущественно поревновавших о чистоте тела и души и преуспевших в том. На третьем месте ставит святой Павел благовестников. «Это те, которые не обходили всех стран, а только проповедовали, как Прискилла и Акилла» (святой Златоуст). То есть благовествовали, когда и где приходилось, не имея исключительным делом своим благовествовать. Но это идет не ко всем известным под именем благовестников. Благовестником назван Филипп, один из 7 диаконов [[new:act:21:08|(Деян. 21, 8)]]; а он, оставя Кесарию, ходил потом и с дщерями по Малой Азии и благовествовал, хотя под руководством святого Иоанна Богослова. И при других Апостолах были лица, которые трудились в проповеди по их указанию. Всех их можно причислить к благовестникам. В деле проповеди они вторые по Апостолам; только Апостолы были начальные, а те от них зависели и ими были посылаемы, где требовала нужда. Святой Златоуст говорит еще: «Может быть, благовестниками он называет и написавших Евангелие». Святой Дамаскин пишет: «Иной в Церкви совершает благовесте словом или писанием, как, например, Филипп благовествовал словом, а написавшие Евангелия — Писаниями». И никакого нет основания полагать, что святой Павел не разумел и их, когда к тому времени ходили уже по рукам у христиан три первые Евангелия, — и когда в числе спутников апостольских, благовестников, были святые Евангелисты Марк и Лука. В этих двух видах благовестия благовестничество постоянно пребывало в Церкви. Одних пастыри, преемники Апостолов, посылали с проповедию в страны, не ведающие Бога и Христа Его, а другие по их благословению и руководству писали, излагая истины Божии. К первым относятся все равноапостолы, как, например, Кирилл и Мефодий для славянских народов, ко вторым — все писатели церковные. В наше время и у нас благовестники суть наши миссионеры, которых и лучше бы называть благовестниками. Божие благословение да почивает на главах их и да сопровождает все труды их! На четвертом месте ставит святой Павел пастырей и учителей, «которым был вверен весь народ» (святой Златоуст) и «которые были поставляемы Апостолами по городам и селам» (Феодорит). Это — епископы и священники, последние у Апостола, но первые в трудах созидания Церкви и тогда, и после, и теперь. Епископы как преемники Апостолов, а священники как их ближайшие помощники. Епископу вверяются души; но как он не может всюду быть сам, то разделяет труд свой с другими способными понести его. Священники суть очи, ноги и руки епископа. Епископ с священниками — одно пастырство, неразделимое. Бывало так, что Апостолы, засеменив веру в каком-либо месте, оставляли его и шли далее, поручив верующих избранным ими и рукоположенным пастырям, которые потом, благодатию Божиею, положенное Апостолами семя возращали в древо великое, назидая наличных верующих и приобретая новых, в той же местности, или и в окрестностях. Образец этому видим в трудах святого Павла. В Деяниях повествуется, что, проповедав Евангелие по ряду в Антиохии (Писидийской), Иконии, Листре и Дервии, Апостол опять прошел по всем тем местам — //утверждающе души учеников, моляще пребыти в вере, рукоположше же им пресвитеры на вся церкви, и помолившеся с постом, предаше их Господеви, в Негоже увероваша// [[new:act:14:22|(Деян. 14, 22-23)]]. И в другой раз был здесь Апостол, но только для назирания, так ли все идет. Церкви же росли благодатию Божиею из того, что положено в них было в начале под руководством Богодарованного пастырства. Что было в сих местах, то повторялось и во всех других, по всему миру. Апостолы потом прешли. В церквах всюду остались поставленные ими преемники их, пастыри; и они уже остались главными руководителями и производителями дела Христова, только не начальными (не оригинальными), а действовавшими по началам, положенным от Апостолов. Апостольская власть и сила остались в Церкви, только принадлежит не частным лицам, но целому корпусу епископов, который, действуя соборно, и есть законоположитель и правитель Церкви. Таким образом, пастырство стало главным в Церкви, после начала, в дальнейшем ее существовании. И к нему-то преимущественно относится то, что вслед за сим говорит Апостол об обязанностях и целях руководящих в Церкви лиц. Блаженный Иероним долее других останавливается вниманием на пастырях и сначала сказывает, что пастыри и учители одно и то же; потом дает уроки пастырям, которые прилично нам послушать из уст человека такой строгой жизни. «Не должно думать, что как в предыдущих словах: овы Апостолы, овы Пророки, овы благовестники, означил Апостол разные лица; так разные же лица означил он и словами: пастыри и учители. Ибо не сказал он: овы пастыри, овы учители, но: овы пастыри и учители, давая разуметь, что это одни и те же лица, и научая, что, кто пастырь, тот должен быть и учителем, и что в церквах не должен брать на себя пастырства тот, кто не может учить пасомых. Всякий предстоятель церкви должен быть пастырем и учителем, — пастырем овец, учителем — человеков. Полагаю, что и ныне в церквах, как есть пророк и благовестник, пастырь и учитель, так может быть и Апостол со всеми признаками Апостольства. И напротив, как вне, так и внутрь, как в Церкви, так и в еретических сборищах, есть много лжеапостолов и лжепророков, лжеблаговестников, лжепастырей и лжеучителей. Что касается до еретиков, то нет никакого сомнения, что как у них вера ложная, то и все ложно. Но и в Церкви не видите ли вы лживых пастырей, которые пасут овец не как пастыри, а как наемники, не заботясь ни о спасении стада, ни об обращении заблудших или взыскании погибших, а только о том, чтоб собирать с овец молоко и волну, то есть пищу и одежду». //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями** См. Толкование на [[new:ef:04:01#prp_efrem_sirin|Еф. 4:1]] ===== Прп. Феодор Студит ===== Бог поставил в Церкви **одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых**. Апостол не сказал: “и царями”. Тебе, царь, вверено управлять мирскими делами, городскими работами и военной силой. Об этом ты и прилагай попечение, а церковные дела оставь пастырям и учителям, как учит об этом апостол. Если же нет, то знай, что мы не примем учения, противного нашей православной вере, если бы принес его даже Ангел с неба, а тем более не послушаем мы тебя, земного, бренного человека. //**Житие прп. Феодора Студита.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **И Он поставил** И знаменательно сказал: **Он**. Ибо Тот, Который так позаботился о нас и Который ради нас не отказался сойти даже до самых нижних пределов, не просто распределил дары, но, без сомнения, с мудростью и пользой. Как же после этого ты скорбишь, что неблагоразумно сделано распределение? А в одном месте говорит, что Дух разделяет: //в котором вас Дух Святый поставил// [[new:act:20:28|(Деян. 20:28)]] и: //все же сие производит один и тот же Дух// [[new:1kor:12:11|(1 Кор. 12:11)]]; в другом же относит это к Отцу: //иных Бог поставил в Церкви во-первых, Апостолами// и т. д. [[new:1kor:12:28|(1 Кор. 12:28)]], и: //я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог// [[new:1kor:03:06|(1 Кор. 3:6)]]. А здесь относит к Сыну. Таким образом, едино действие трех. **одних Апостолами, других пророками** Первые — апостолы, потому что и дар пророчества имели, а пророки, именно новозаветные, не имели апостольства. **иных Евангелистами** Или написавшие Евангелие, или те, которые, хотя не ходили всюду, но благовествовали Евангелие, подобно Прискилле и Акиле [[new:act:18:02|(Деян. 18:2]] и [[new:act:18:03|3)]]. **иных пастырями и учителями** Так называет тех, которым вверены Церкви, — епископов, как Тимофей, Тит и им подобные. Но можешь разуметь под пастырями и пресвитеров, и епископов, а под учителями — и диаконов даже. Ибо и они, имея звание очистителей (καθαρτικην τάξιν), посредством слова очищают народ. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями** Из этого места самым ясным образом доказывается единство Божества Отца и Сына. В самом деле, то, что теперь приписывается Христу как Его даяние, в 1-м послании к Коринфянам представляется как дело Бога Отца. Ибо//*иных//, говорит апостол, //Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями, далее, [иным дал] силы и дары исцелений, вспомоществования, управления и разные языки// [[new:1kor:12:28|(1 Кор 12:28)]]. -- Не следует думать, что как среди первых трех служений, по его словам, есть одни **апостолы**, другие **пророки**, третьи **благовестники**, так и между **пастырями** и **учителями** Бог поставил различные служения. Ведь он не говорит: «а иных пастырями, иных - учителями», но говорит - **иных пастырями и учителями**, так что тот, кто пастырь, должен быть и учителем; и чтобы в церквах, если кто-либо не может учить пасомых, пусть тот и не принимает на себя служения пастыря, хотя бы то был и святой. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Марий Викторин ===== **И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями** **Пророками** Павел называет не только тех, которые, стяжав Духа Божия, говорили о Христе и Его пришествии: их можно было бы называть пророками только до пришествия Христова [[new:mf:11:13|[ср. Мф. 11, 13]]] - ведь после того, как пришел Тот, о Ком были пророчества, уже, несомненно, не осталось причины, по какой их можно было бы считать пророками. Кого же мы должны разуметь под **пророками**? Тех, кому Христос дал дар пророчества, - иначе говоря, тех, кто рассуждает о Боге и, исполнившись Духа, излагает божественное знание. -- Есть пять родов речей о законе: речь языка, речь откровения, речь знания, речь пророчества, речь учения... Помимо этого, есть другое служение - Евангелиста, призванного рассказывать о деяниях Христа и возвещать, что Христа надлежит почитать. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Дидим Слепец ===== **И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями** Таким образом, Иисус Христос различает состояния, поставив в Церкви **апостолов, пророков, пастырей, учителей - к совершению святых**. Ибо не случайно, но по строгом разборе и различении, один поставляется в звание апостола, другой - пророка, иные - в пастыри стада Христова, а иным выпадает быть наставниками готовых к обучению святых. //**Комментарий на пророка Захарию.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями** **И Он поставил**. Этими словами, особенно прибавкою: **и Он**, Ап. дает понять, что Христос имел полное право распоряжаться раздачею духовных даров, как Ему угодно. Он, который сначала нисшел на землю, а потом восшел на небо, чтобы вполне таким образом осуществить дело нашего искупления, вполне справедливо выступил как единственный распорядитель в Церкви, поставляя одних **Апостолами**, других - **пророками** и т. д. Ап. перечисляет здесь четыре вида служений, основанных на особых дарованиях, полученных от Христа: 1) **Апостолов** - очевидно первых 12, к которым причтен был и Ап. Павел, которые составили особый неповторяемый чин в Церкви; 2) **пророков**, т. е. вдохновенных проповедников, имевших особые откровения от Духа Святого для назидания собиравшихся на богослужение [[new:1kor:14:03|(1 Кор. XIV:3)]]; 3) **Евангелистов-проповедников** Евангелия, ходивших по разным местам и 4) **пастырей и учителей**, деятельность которых протекала в известном определенном месте и состояла в руководительстве известным ограниченным кругом верующих. Что здесь разумеется один класс церковных деятелей - за это говорит и то, что в греч. тексте пред вторым словом "**учителей**" (**didascalouV**) нет члена, который находится пред первым словом: "**пастырей**" (**touV poimenaV**). См. также Толкование на [[new:ef:04:01#lopuxin_ap|Еф. 4:1]] [<10>]