[<10>] ====== Толкования на Еф. 4:21 ====== Греч.: **εΐ γε αίπόν Ακούσατε και 'εν αίπω εδιδά- χθητε, καθώς έστιν άλήθεια έν τω Ίησου**; ср.: **А вы совсем не так познавали Христа, если, конечно, вы услышали Его, если вы были наставлены Им, ведь истина - в Иисусе** (РВ 335). Церк.-слав. перевод сохраняет верность греческому оригиналу: **аще убо слышасте его и о нем научистеся, якоже есть истина о Иисусе**. - //Прим. ред.// =====Свт. Иоанн Златоуст===== **потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе** См. Толкование на [[new:ef:04:17#svt_ioann_zlatoust|Еф. 4:17]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **аще убо слышасте Его и о Нем научистеся, якоже есть истина о Иисусе** **Аще** — «если», — не означает, будто святой Павел не знал, слышали ль они о Господе Спасителе: ибо иначе, как бы он написал к ним все, что писано доселе? А означает, что то положение: //не тако познаете Христа// и с тем, что из него выходило, -они и сами должны вывесть и содержать в уме из того, что слышали о Христе и чему от Него Самого научились, паче же из того, что от Него Самого слышали и чему от Него Самого научились, приняв Его в себя в таинствах и сердцем ощутив, что есть истина в Нем. Все так можно выразить: если вы надлежащим образом слышали и научились, то сами знаете, что вам не следует жить, как язычники. Подразумевается, конечно: но вы слышали и научились, как следует, следовательно, знаете то, как следует и жить. Святой Златоуст говорит: «Выражение: **аще убо слышасте Его** — не означает, будто он говорит с сомнением, напротив, показывает полную его уверенность; подобным образом он и в другом месте выражается: //аще убо праведно у Бога воздати скорбь оскорбляющим вас// [[new:2sol:01:06|(2 Сол. 1,6)]]. Познание Христа в том и состоит, чтобы вести праведную жизнь. Ибо кто ведет дурную жизнь, тот не знает Бога и Им не знаем. О сем Апостол говорит в другом месте: //Бога исповедуют ведети, а делы отмещутся Его// [[new:tit:01:16|(Тит. 1, 16)]]». Выражение, употребляемое здесь Апостолом: **слышасте Его, о Нем научистеся**, — дает мысли его особый оттенок, очень важный, ибо показывает, что христиане Самого Господа слышат и в Нем, — чрез общение с Ним живое пребывая в Нем, - научаются. Не всякий слышащий и научающийся о Господе от другого лица слышит Его в себе слово и научается в Нем. Ибо для этого надо к первому слышанию многие бы дополнить условия, - живую веру, крещение и готовность жить по заповедям Господа, не жалея живота. Но что Действительно тот христианин, - который исполняет все уставы, точно слышит Христа в себе глаголющего, об этом свидетельствует святой Иоанн Богослов в том пункте, где говорит о помазании, что оно всему учит: ибо хоть здесь о Духе Святом говорится, но Дух и Господь едино суть [[new:1in:02:27|(1 Ин. 2, 27)]]. Кто достиг до такого состояния, что может различать и понимать глас в себе Христов, тот достиг полного обновления и освящения естества своего. Грех уже им не обладает; он ходит в обновлении жизни светлой, как светел Воскресший Христос, - по самому порядку жизни, качествующей в нем, чужд всего языческого, -человек ветхий уже отложен, и обновление ума в нем во всей силе. Держа эту мысль, можем в слове: аще убо... видеть надлежащее условие, не имея нужды прибегать к сторонним пояснениям. Такая мысль у блаженного Иеронима. «Если бы все, которые, по-видимому, должны слышать Христа, слышали Его действительно, то святой Апостол никак не сказал бы ефесянам и вообще всем, кому открывал тайны Христовы: **аще убо слышасте Его**. Изучить Христа есть то же, что уметь добродетельствовать, и речение: слушать Его, не различается от того, как если бы кто сказал: слушать мудрость, правду, мужество, воздержание и прочее, чем Христос именуется. Кто таким образом выслушал Христа и изучил Его, тот не станет более ходить в суете ума своего, не омраченный смыслом будет шествовать, не будет отчужден от жизни Божией, но будет иметь ведение, и вся слепота спадет с очей сердца его, потому что впущенный во внутренний мрак свет разгонит в нем всякое неведение. Когда это возымеет он, то не будет уже предавать себя студодеянию, не будет делать всякую нечистоту в лихоимании, преступая уступленные ему в этом границы в браке. Если же и случится ему иногда быть одолету какою-либо страстию, он поболит о ране своей и потерпит мучения совести, - за то, что потерял свободное дерзновение и чистоту непорочного ума. Будем же учиться у Христа и слушать Его. Христос говорит нам в Церкви чрез слово Свое и пастырей Церкви. Но не должно отчаиваться достигнуть и того, что Он некогда и Сам возглаголет в сердцах наших и Сам лично научит нас, не употребляя для сего стороннего орудия: только не будем поддаваться греху, не попустим, чтобы похотные сласти овладевали телом нашим». **Якоже есть истина во Иисусе**. **Якоже** — **καθως** как: — научились, как есть истина во Иисусе, «какова истина во Христе Иисусе» (святой Златоуст); в чем она состоит? — В том, чтобы отложить ветхого человека и облещись в нового. Истина во Иисусе не теория, а жизнь и дело. Кто отложил ветхого человека и облекся в нового, тот и имеет истину во Иисусе. В ком этого нет, в том нет и истины Иисусовой. И свидетельство сей истины заключается в отложении одного и в облечении в другого. В крещении это и совершается, и не номинально, а действительно. Кто воспринял силу крещения, тот самым делом испытывает, что прежнее в нем все умерло, а живет новое, чего он не знал и не ощущал. Царствие Христово, — то, что дается во Христе, — не слово, а сила. Тут делом совершается: //аще кто во Христе, нова тварь//. Что после сего предлежит делать? — Хранить данное и давать простор ему действовать и осуществляться, как долг в отношении к раю был — делати и хранити. //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, -- так как истина во Иисусе** См. Толкование на [[new:ef:04:17#prp_efrem_sirin|Еф. 4:17]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, -- так как истина во Иисусе** См. Толкование на [[new:ef:04:20#blazh_feofilakt_bolgarskij|Еф. 4:20]] ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе** Если бы все те, которые, по-видимому, слышали о Христе, действительно слышали о Нем, то апостол никогда не сказал бы ефесянам, и особенно тем, которым были открыты тайны Христовы: **если только вы слышали о Нем**. Но познавать Христа - это то же, что познавать истину; и слушать о Нем - это то же самое, что слушать премудрость, правду, крепость, воздержание и прочее, чем называется Христос. Итак, если кто-либо услышал и познал Христа, тот не станет ходить в суетности чувства своего; такой не окажется в помрачении ума и не будет отчужден от жизни Божией. Он будет иметь даже и познание, и после того как неведение будет рассеяно, а свет проникнет во тьму, всякая слепота удалится от очей сердца его. ---- Имя **Иисус** иногда обозначает того человека, который Богом Словом был принят от Девы [Иероним далее цитирует [[new:lk:01:31|Лк 1:31]]]... Когда Павел пишет: **так как истина в Иисусе**, то говорит о храме тела, в котором обитает Бог Слово, ибо //Слово стало плотию и обитало с нами// [[new:in:01:14|(Ин 1:14)]]... Но мы говорим это, не отделяя Иисуса от Христа, также и Бога Слова - от Того, Которого Оно приняло, и не имея в виду, что этот Второй был человеком; нет, в соответствии со значением действий или мест Того, Которого признаем единым Сыном Божиим и Человеческим, мы называем Его одним образом до [воплощения в утробе] Девы и другим - после [воплощения через] Нее. Можно понимать и иначе слова: **так как истина в Иисусе**. Ни в одном из патриархов, пророков и апостолов не было истины - только в одном Иисусе. Действительно, одни из них познавали отчасти, и отчасти пророчествовали, и видели //как бы сквозь тусклое стекло, гадательно// [[new:1kor:13:12|(1 Кор 13:12)]]. В одном только Иисусе явилась истина Бога, Которая открыто заявляет: //Я есмь истина// [[new:in:14:06|(Ин 14:6)]], и Которая верующим в Нее соответственно вере подает свободу. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Амвросиаст ===== **потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе** Сам Христос учит нас **в Себе**, кто Он есть, как в Него верить, какова надежда в Нем и какими быть верующим. Научившийся во Христе знает, что Он воскрес из мертвых, чтобы стать прообразом для верующих. А потому после этой смерти велика надежда для любящих Бога. //**На Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, -- так как истина во Иисусе** См. Толкование на [[new:ef:04:20#lopuxin_ap|Еф. 4:20]] [<10>]