[<10>] ====== Толкования на Еф. 4:23 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 23-24 **а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины** (Апостол) изображает нам четырех человек и, если хотите, я вам представлю это изображение. В настоящем послании (он изображает) двух, когда говорит: отложившись **"ветхого человека"**, обновитесь **"духом ума вашего и"** облекитесь **"в нового человека"** [[new:ef:04:23|(ст. 23, 24)]]; а в послании к Римлянам – других двух, когда говорит: //"Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих"// [[new:rim:07:23|(Рим. 7:23)]]. Эти последние имеют сродство с теми первыми, именно с внутренним – новый человек, а с внешним – ветхий; но трое из них растлились. Или лучше, и теперь их трое: новый, ветхий и этот существенный (ουσιώδης) или естественный. **"Обновиться"**, – говорит, – **"духом ума вашего"** [[new:ef:04:23|(ст. 23)]]. Чтобы кто не подумал, будто он измышляет иного человека, когда говорит о ветхом и новом человеке, смотри, что он говорит: **"обновиться"**. Обновление происходит тогда, когда обветшавшее молодеет, принимает другой вид, так что предмет остается один и тот же, но происходит перемена в его случайных свойствах. Как тело остается тем же, хотя происходит перемена в случайных его свойствах, так и здесь. Как же должно произойти это обновление? **"Духом"**, – говорит, – **"ума вашего"**. Поэтому, кто станет совершать что-либо ветхое, тот не сделает ничего: дух не потерпит ветхих деяний. **"Духом"**, – говорит, **"ума вашего"**, то есть, духом, который в вашем уме. **"И облечься в нового человека"**. Видишь ли, что предмет один, а одежды две: одна, которая совлекается, и другая, в которую облекаются? **"В нового"**, – говорит, – **"человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины"** [[new:ef:04:24|(ст. 24)]]. Почему он представляет человека под именем добродетели, и почему под именем порока? Потому что нельзя определить (свойство) человека, не указав на его деятельность. Таким образом (действия человека) не меньше, чем естественные его свойства, показывают, добр он, или не добр. Как легко раздеть человека, так же легко по добродетели или пороку видеть (свойства его). Человек новый (т. е. молодой) силен. **"Созданного"**. Смотри, как он называет здесь осуществление (οΰσίωσιν) добродетели созданием, то есть приведением из небытия в бытие. Что же? А тот (порок) не есть создание по Богу? Никак, но по дьяволу, который есть виновник греха. Почему? Потому что (новый) человек создан не из воды, не из земли, но в правде и преподобии истины. Что значит это? То, говорит, что (Бог) тотчас же – во время крещения, которое существенно необходимо для нашего возрождения, сделал его Своим сыном. Хорошо сказал (апостол): **"В праведности и святости истины"**. Была некогда правда, было и преподобие у иудеев, но – не истины; то была праведность прообразовательная. Так, телесная чистота была образом чистоты, а не истинной чистотой; был образ праведности, а не истинная праведность. **"В праведности"**, – говорит, – **"и святости истины"**. Может быть, это сказано и касательно ложной праведности, потому что многие у неверующих считают себя праведными, но они обманываются. Что это значит, что (апостол) говорит им: **"облекитесь"**, когда они уже облеклись? Здесь он говорит о жизни и делах. Тогда они облеклись в крещении, а теперь (апостол повелевает им облещись) в своей жизни и делах, чтобы уже не жить им больше по влечению обольстительных похотей, но по заповедям Божьим: Но что такое "преподобие"? Что чисто и согласно с требованием долга. Потому-то мы и употребляем это выражение (οσιον) о тех, которые освободились от суда, – то есть, (говорим): я уже больше ничего им не должен, я уже ничему не повинен. Так у нас в обычае говорить: я отделался (άφωσιωσάμην), и тому подобное, то есть, я больше уже ничего не должен. **//Беседы на Послание к Ефесянам.//** ===== Свт. Григорий Палама ===== Ст. 23-24 **а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины** Бог, некогда создав по образу и подобию Своему Праотца нашего Адама, не вложил в него ничего дурного, но вместе с душою вдохнул в него и благодать Божественного Духа, соблюдающую его в обновлении и заботящуюся о соблюдении в нем подобия (Божия). Когда же тот совершил величайшую неправду, не послушав своего Создателя и, покорившись позавидовавшему ему, сочетал себя с ложью, радушно приняв оклеветавшего Божию заповедь, тогда, лишившись божественной благодати, он стал старым и смертным, вместо того, чтобы быть юным, и уже потеряв подобие Божие, своего Создателя, уже и не был в состоянии рождать чад подобных Богу, но – подобных ему самому: обветшавших и тленных: потому что обветшание присуще тем, которые предрасположены к смерти. Поэтому для нас рождается Новый Адам, не подверженный старости, //«Иже греха не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его»// [[old:is:53:09|(Ис.53:9)]], Которого мы ныне богаты иметь Отцем и Родителем, как Отца будущего века и Начальника вечной жизни. Он и грех наш изъял и обветшалость убрал из среды. Это же есть Христос Иисус, Сын Божий, от Девы в плоть облекшийся ради нас, Рождество Которого мы сегодня начали предпраздновать, совершая память Отцов, бывших до Закона и под Законом, которые в те времена просияли в добродетели и богопочитании; им принадлежали предсказания и им были даны обетования и от них по плоти произошел Христос, Который ради нас по нам от Девы ныне рождается, чтобы воссоздать нас на основании нашего же естества, и, путем божественного (святого) крещения, обновить нас и сделать способными снова вместить благодать Божественного Духа, обитавшего в Нем, по Богочеловеку облекшегося в правду и преподобие истины, которые Он Сам Собою совершил, посрамив до конца лукавого, – нападавшего на него многими способами, – послушен же праведно быв до конца Отцу и явив Ему послушание, доставляющее воскресение и вечную жизнь. Исполнив же это Сам лично, Он дал нам сие для соблюдения. Потому что //«Закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть»// [[new:in:01:17|(Ин.1:17)]]. Если же это мы свято соблюдем, то в будущем веке восприимем также и тело новое и непричастное тлению; ныне же, благодаря единодушию с Ним и соприкосновению, духом ума нашего взирая горе (ввысь), мы как бы днем шествуем к преуспеянию; потому что, возродив нас Собою, Он не отделил нас от Себя: потому что Он родил нас не по плоти, а по духу, и как Сам Он по естеству быв нераздельно рожден от Отца прежде всех веков, пребывает вместе с Отцем и Его Духом, так желает, чтобы и мы благодатию рожденные в последние времена, пребывали неразлучны друг с другом и с Ним Самим. И являя это в отношении Своих Учеников, Господь изрек Отцу: //«Даждь им, да вси едино будут, якоже Аз, Отче, в Тебе, и Ты во Мне, да и тии в Нас едино будут во истине»// [[new:in:17:20|(Ин.17:20–21)]]. Посему и Павел в ином месте говорит: //«Глава наша – Господь, мы же – члены друг друга»// (см. [[new:rim:12:05|Рим.12:5]], [[new:1kor:12:27|1Кор.12:27]], [[new:ef:01:22|Еф.1:22]], [[new:ef:05:30|5:30]], [[new:ef:04:25|4:25]]). **//Омилия 56, говорящая о том, что после пришествия Господня во плоти, как награда увеличилась для праведно живущих, так и наказание умножилось для непокоряющихся.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **обновлятися же духом ума вашего** Та истина во Иисусе, что вы в Нем отлагаете ветхость и обновляетесь духом ума. Что значит дух ума? — Поелику сказал: **духом ума вашего**, то очевидно, что святой Павел не разумеет здесь Духа Святого, а что-нибудь из находящегося в человеке. Высшая сторона человеческого естества называется то умом, то духом. Здесь соединены оба названия вместе: духом ума, то есть духом — умною силою вашею. Создан человек так, чтобы духом, или умом, жить в Боге. Если б он не отпадал от Бога, то жил бы все в Боге духом своим. Бог давал бы силу духу его властвовать над всеми силами души и тела и править всеми их потребностями. Но когда отпал человек от Бога, дух его силу потерял, и над ним стали властвовать душевные и телесные силы, расплодив и множество страстей похотных. Если, как видели, у Апостола эта похотная, страстная телесно-душевная жизнь составляет ветхого человека, который отлагается во Христе Иисусе, то очевидно, под обновлением духом ума он указывает восстановление духа нашего в его правах по созданию, высвобождение его из-под ига страстей и возвращение ему власти над всеми силами человеческого естества, под тем условием, что сам он теперь в Господе Иисусе Христе воссоединяется с Богом. К понятию, что есть дух ума, могут вести и обычные у нас выражения, например, дух какого-либо писания. Этим означаются существенные, характеристические черты того писания. Можно полагать, что и дух ума означает существенные, характеристические свойства ума. Судя по сему, слова Апостола: вы обновляетесь во Христе Иисусе духом ума вашего, будут означать: уму вашему во Христе Иисусе снова возвращаются существенные, характеристические черты его, Богом ему дарованные в сотворении и потерянные им в падении. Не это ли значат и слова святого Златоуста: «Духом ума, то есть духом, который в уме вашем!?» Но у Феодорита прямо говорится: «Духом ума нарек духовное стремление ума». Ум, или дух, по естеству — высшая сила наша, вся обращенная к Божественному. В нем сокрыто непосредственное ведение, что есть Бог, с чувством всесторонней от Него зависимости и с сознанием обязательства покорствовать Ему строгим исполнением воли Его, которая в том же Духе, или уме, и начертана, и составляет скрижали закона совестного, исполняя которые он чает и угодным всегда быть Богу, и всегда в Нем блаженствовать, не во времени только, но и паче в вечности, отчего он и не находит довольства ни в чем тварном, хотя бы обладал всем миром. Все сии черты ума, или этот дух ума был потерян чрез падение, в Господе же Иисусе Христе восстановляется, — иначе сказать: сим духом ума обновляется человек во Христе Иисусе и жить начинает всегда пред Богом, всегда в строгой верности воле Его, по совести, просвещенной заповедями, всегда с отрешением от всего тварного и с чаянием несомненным блаженства в будущем. Восстановляет его благодать Святого Духа, чрез сочетание с Господом. В этом акте возвращается ему и природная власть над душою и телом, вследствие чего и начинает он править всем своим, - и внутренним, и внешним. //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **а обновиться духом ума вашего** См. Толкование на [[new:ef:04:17#prp_efrem_sirin|Еф. 4:17]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **а обновиться (άνανεουσθαι) духом ума вашего** Чтобы кто-нибудь не подумал, что вводит другого человека, он говорит: обновиться, то есть само обветшавшее обнови и сделай другим. Так что предмет — один и тот же, перемена же только в характере и мысли. Каким же образом могло бы произойти это обновление? Чрез Святого Духа, Который поселяется в нашем уме, потому что Дух не терпит ветхих деяний. Сказанное такой имеет смысл: обновляйтесь духовным обновлением в уме вашем, а не телесным и в теле происходящим. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **а обновиться духом ума вашего** Мы обновляемся не умом без духа и не духом без ума, но **обновляемся** совместно **духом ума нашего**, так что как поем мы духом - поем и умом, молимся духом - молимся и умом. Так и **обновляемся духом ума нашего**, чтобы когда ум будет чист, и непорочен, и чужд всякого грязного пятна - тогда к нему присоединится и дух. Тогда они будут так связаны некоторою связью единства между собою, что это [образование] будет называться уже не просто духом, а **духом ума**. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Ориген ===== **а обновиться духом ума вашего** Как существует множество духов и каждый где-нибудь обитает, не так ли и в нашем уме живет некий дух, который, очистив наш ум, изгнав всякий мрак и поселившись в нем, обновляет нас? //**Фрагменты на Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **а обновиться духом ума вашего** См. Толкование на [[new:ef:04:20#lopuxin_ap|Еф. 4:20]] [<10>]