[<10>] ====== Толкования на Еф. 5:1 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== Ст. 1-2 **Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное** **"Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное"**. Чтобы ты не подумал, что это было делом необходимости, послушай, что не просто он сказал, но: **"предал Себя"**, как бы говоря: Владыка возлюбил тебя, когда ты был врагом; люби же ты друга; а если ты не можешь этого, делай, по крайней мере, что можешь. О, что может быть благостнее этих слов? Назовешь ли ты царство, или другое что-либо, – ничто не будет равняться с ними. Ты подражаешь Богу, ты уподобляешься Богу, когда вместе с Ним прощаешь. **"Итак, подражайте Богу"**. А вот и еще прекраснейшее увещание: **"Как"**, – говорит, – **"чада возлюбленные"**. У вас есть и другая необходимость подражать Ему, – не только потому, что вы Им облагодетельствованы, но и потому, что сделались чадами. **"Как чада возлюбленные".** Так как не все сыновья подражают отцам, но только возлюбленные, то и говорит: **"Как чада возлюбленные, и живите в любви"**. Вот и основание всего: если будет любовь, то не будет ни ярости, ни гнева, ни крика, ни брани, – все это будет уничтожено. Потому он и поставляет главнейшее на конце. Почему ты сделался чадом? Потому, что тебе прощено. На том же основании, на каком удостоен ты столь высокой чести, и сам ты прощай ближнему. **"Как и Христос"**, – говорит, – **"возлюбил нас"**. Ты милуешь друзей, а Он – врагов; следовательно, то, что сделал Владыка, гораздо важнее. Да и как иначе слово – **"как и"** удержит свой смысл? Не ясно ли, что (в таком только случае), если мы будем благотворить врагам? **"И предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное"**. Видишь ли, что страдание за врагов есть благоухание приятное и жертва угодная? Хотя бы ты и умер, и тогда будет жертва: вот что значит подражать Богу. **//Гомилии на Послание к Ефесянам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Бывайте yбo подражатели Богу, якоже чада возлюбленная** Эти два первые стиха можно считать и продолжением предыдущей мысли, и особою заповедию о любви, как высшем христианском законе взаимноотношений. **Убо** — итак, прямо связывает речь с предыдущим. Там сказал: //прощайте, как и Бог во Христе простил вам//. Теперь говорит: прощайте, и: как дети Божии. Дети подражают отцу и с него берут пример. Берите и вы пример с своего Отца Небесного, Который простил не другому кому, а вам же самим, — и прощайте. Но не холодного прощения требует Апостол, а любовного, как видно было и впереди, где прощение он вывел из слов: будьте блази и милосерды, и здесь видно, ибо тотчас следует: //и ходите в любви//, как указание, в чем подражать. — В христианстве истинном не терпятся дела по холодному требованию рассудка, а требуется, чтобы все исходило из сердца, сердце же чтобы было полно любви. Сам Бог сказал: //будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершен есть// [[new:mf:05:48|(Мф. 5, 48)]]. По сочетанию речи, где это говорится, видно, что требуемое Богоподражательное совершенство здесь есть любовь и милосердие, как святой Лука прямо и приводит в подобной же речи Господа: //будите милосерды, якоже и Отец ваш милосерд есть// [[new:lk:06:36|(Лк. 6, 36)]]. Любовь же Спаситель ту и почитает истинною, которая имеется ко врагам. Ибо говорит: //любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть, и изгонящия вы; яко да будете сынове Отца вашего, Иже есть на небесех, яко солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и неправедныя. Аще бо любите любящих вас, кую мзду имате? Не и мытари ли тожде творят? И аще целуете други ваша токмо, что лишше творите? Не и язычницы ли тожде творят!// [[new:mf:05:44|(Мф. 5, 44 — 47)]]. Вот проба любви. Такая только и должна быть почитаема Богоподражательною. Святой Златоуст видит в этом Богоподражании несравненное преимущество христиан. «Что может быть сладостнее сих слов, **подражатели Богу бывайте**? Если ты назовешь царство, если — другое что-либо, — все это нисколько не будет равняться с ними! Ты подражаешь Богу, ты уподобляешься Богу, когда прощаешь вместе с Ним. Грехи нужно прощать скорее, чем долги денежные, потому что, если ты простишь деньги, ты этим будешь подражать Богу, а если будешь прощать грехи, ты подражаешь Богу». Блаженный Иероним особый некий усмотрел оттенок в словах Апостола. «Кто разумеет, в каком смысле сказано: //будьте совершенны, якоже Отец ваш небесный совершен есть// [[new:mf:05:48|(Мф. 5, 48)]], тот знает, в каком и здесь говорится: **бывайте подражатели Богу**. — Пиша к коринфянам, Апостол говорит: //подражатели мне бывайте, якоже аз Христу// [[new:1kor:11:01|(1 Кор. 11, 1]]; [[new:1kor:04:16|(4, 16)]]. Ибо они не могли тотчас сделаться подражателями Христа, но велико было для них, если смогут быть подражателями подражателя. А ефесянам, — яко таким, коих научил уже он таким таинствам, — не говорит: подражатели мне бывайте или подражатели Христу, - но подражатели Богу. Не потому, чтобы меньше было — быть подражателем Христу, чем Богу (ибо Христос есть Бог), но потому, что иное есть подражать по человеку, а иное по Богу, хотя и Христа мы уже не разумеем по плоти, как разумели (иные) его вначале.—Говорит и Сам Спаситель, показывая Свое по домостроительству спасения смирение: //не может Сын творити о Себе ничесоже, аще не еже видит Отца творяща; яже бо Он творит, сия и Сын такожде творит// [[new:in:05:19|(Ин. 5, 19)]]. Не то, чтобы иное небо и иную землю сотворил Отец, а по подобию их иное небо и иная земля сотворены были потом Христом, но что и Сын творит то же самое, что творит Отец (то есть нераздельно). В чем же именно можем мы уподобляться Богу, об этом засвидетельствовал он выше, говоря: //прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам//. Не думаю, чтобы в прочем, что творит Бог, человек мог подражать Богу. Но то возможно, чтобы как Бог милосерд есть и дождит на благие и злые, так и мы изъявляли свою доброту ко всем людям. Когда исполним это, то будем чадами возлюбленными или самого Павла, или, как думаю лучше, - Бога». В словах: **якоже чада возлюбленная** видно указание на нравственную необходимость предлагаемого образа расположений, исключительно христианскую. — Феодорит пишет: «Сподобились вы всыновления, именуете Бога Отцом, поэтому ревнуйте о сем родстве». **Чада возлюбленная**, или поколику Бог их любит, или поколику они Бога любят, то есть как чада Боголюбивые. Последняя мысль проглядывает у святого Златоуста: «А вот и еще прекраснейшее увещание: **якоже чада**, говорит, **возлюбленная**. У вас есть и другая необходимость подражать Ему, - не только потому, что вы Им облагодетельствованы, но и потому, что соделались чадами. Так как не все сыновья подражают отцам, но только возлюбленные, поэтому и говорит: **якоже чада возлюбленная**». И дальше можно вести наведение из сих слов, именно — до того, чтобы положить, что, кто не таков, тот и не христианин. Чадами Божиими быть область приемлют те, которые от Бога рождаются. Рождаются же они так Духом Святым. Дух же Святой, пришедши, изливает любовь Божию — или Божескую в сердца наши [[new:rim:05:05|(Рим. 5, 5)]]. Доказательство такой любви, по слову Господа, есть любовь ко врагам, - не прощение только, но любовь. Идя обратно, получим: кто не имеет такой любви, тот Духа не имеет; кто не имеет Духа — и не рожден от Него; кто не рожден свыше, тот не сын Богу; кто не сын Богу по благодати, тот не христианин.. Отсюда выходит, что в словах: **якоже чада возлюбленная**, сокрыта мысль: иначе не чада; — не чада? — так известно, что. — Это, однако ж, не дает права тому, кто не чувствует такой любви, говорить: //что ж, когда не изливается//, - и сидеть сложа руки, ожидая, пока за него все в нем сделает Сам Бог. При всем том, что нравственные добрые расположения все бывают в нас в настоящем своем виде не иначе как от действия благодати Святого Духа, никто не увольняется от дел, принадлежащих к области тех расположений и служащих выражением их. Пусть нет расположения, нуди себя на дела, кои от него, - и оно придет; придет и благодать Духа и возведет в окончательное совершенство все, чему своими усилиями не мог ты придать совершенства. //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 1-14 **Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их. Вы были некогда тьма, а теперь -- свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть. Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос"** **Будьте подражателями Бога**, очевидно в милосердии. **Ведь всякий** человек **блудник** и **нечист** и **корыстолюбец, - который** хвастливо говорит: я не чту идолов, - уже **есть идолослужитель**. И как идолослужитель, так и такой человек **не имеет наследия в царстве Христовом**; ибо одно только (доброе дело) не может спасти его без причастия прочих, соединенных с ним, добродетелей. **Никто вас да не обольщает пустыми словами**, утверждая, что не судятся и не наказуются похоть и корыстолюбие, **ибо ради этого** пришел** гнев Божий** на современников Ноя (потоп) и Лота (гибель Содома и Гоморры). **Итак, не бывайте соучастниками их** дел, дабы не сделаться вам сообщниками и в наказаниях. И если в то время, когда **вы были тьмою**, вы совершали дела их, то **ныне** надлежит вам отрешиться от них, поелику вы **свет в Господе. Итак теперь, как чада света, плоды света** творите, каковы суть **правда** и **истина. И не сообщайтесь с делами тьмы**, то есть с теми людьми, кои совершают дела тьмы, поелику не имеют они плодов благого обетования; но когда увидите вздымание дел их, то все **более** и более **обличайте** тех, кои ведут такую жизнь. **Ведь скрытно совершаемое ими**, то есть грехи их, кои они совершают, таковы, что **стыдно и говорить** о них. **А все, что от света**, бывает то есть от сынов света, **обличается**, - и таким образом **становится явным**, потому что был такой свет чрез сынов света, кои изобличили это. Именем света может быть называет добрые дела, а именем тьмы - дела дурные. И хотя дурные дела совершаются иногда днем, а дела добрые - ночью, однако Апостол сказал, что такого рода дела света совершаются во свете, а участники зла совершают всякое зло во тьме. **Посему сказано: проснись, спящий, и возстань из мертвых, - и осветит тебя Христос**. Это означает: восстань от сна греха и воскресни от мертвых, то есть от смертных дел, - и Христос осветит тебя ради добрых и прекрасных дел (твоих). //**Толкование на священное Писание. Послание к Ефесянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные** Как Господь возлюбил тебя, так и ты люби брата и подражай Богу по возможности. И нельзя здесь отказываться бедностью и говорить: если отпущу, то потерплю убыток; но прощай согрешающему даром и без из­держек, и ты уже получил великую выгоду, то есть стал подражать Богу. Потом указывает и на другую причину более благородную. **Как чада**, говорит, **возлюбленные**, то есть и другую необходимость вы имеете подражать Отцу вашему. И так как не все дети подражают своему отцу, то прибавил: **возлюбленные**; потому что таковые подражают отцам. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные** В 1-м послании к Коринфянам Павел также говорит: //Подражайте мне, как и я Христу// [[new:1kor:01:11|(1 Кор 11:1)]]. В самом деле, они не могли быть подражателями Христу непосредственно, но для них уже много, если они могли быть подражателями Его подражателя. А ефесянам, как тем, которых он научил столь многим таинствам, он уже не говорит: «подражайте мне», и не говорит: «подражайте Христу», но: **подражайте Богу**. Это означает не то, что подражание Христу ниже, чем подражание Богу (ибо Христос есть Бог), но то, что быть подражателем по человеку одно, а по Богу - другое... Я не думаю, чтобы в остальном, что творит Бог, человек может подражать Ему. Но, например, как Бог милосерд и посылает дождь на злых и добрых... так и мы должны изливать свою доброту на всех людей. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-2 **Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное** Эти оба стиха представляют собою заключение к IV-й главе [[new:ef:04:32|32-му]] стиху. В отношении друг к другу между христианами должны царить любовь и всепрощение. Примером для них, во-первых, должен быть Сам Бог, прощающий нам наши прегрешения (ср. [[new:mf:05:45|Мф V:45]] и [[new:mf:06:13|VI:13-14]] ), а потом - Господь Иисус Христос, Который по любви к нам принес Себя в приношение (prosforan), именно в жертвенное кровавое **приношение** (qusian) для того, чтобы загладить грехи наши пред Богом (указание на искупительное значение смерти Христовой [[new:evr:10:10|(ср.Евр X:10)]]. - //В благоухание приятное.// Жертва Христова была вполне угодна Богу [[old:lev:01:09|(ср. Лев. I:9)]]. Ст. 1-21 **Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их. Вы были некогда тьма, а теперь -- свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть. Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос". Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием.** В конце IV-й главы Ап. выяснил достаточно, что он понимает под "праведностью", к которой он призывал своих читателей [[new:ef:04:24|(IV:24)]]. Теперь он дает наставления касательно "//святости//" (см. тот же стих). Именно он предостерегает читателей от увлечения пороками, противными христианской святости (1-10), а потом приглашает обличать эти пороки (11-14), требуя, чтобы и сами христиане не подавали своим поведением повода к соблазну (15-17). Наставления о христианской чистоте Ап. заключает приглашением читателей исполняться Духом Божиим (18-21). **//Толковая Библия.//** [<10>]