[<10>] ====== Толкования на Еф. 5:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым** Сказав о грубой страсти – о гневе [[new:ef:04:31|[Еф. 4:31]]], (апостол) переходит к меньшему злу. А что сладострастие есть меньшее зло, послушай, как и Моисей в законе говорит сначала: //"не убей"//, – что относится к гневу, – а потом: //"не прелюбодействуй"//, – что относится к сладострастию [[old:ish:20:13|(Исх 20:13]]-[[old:ish:20:14|14)]]. Как горечь, и крик, и всякое зло, и злоречие и все подобное происходят от гневливости, так блуд, нечистота, любостяжание – от (сладострастного) пожелания, потому что и любовь к деньгам, и любовь плотская – одна и та же страсть. И как там он уничтожил крик, эту колесницу гнева, так теперь отсекает сквернословие и шутки, колесницу распутства. **//Беседы на Послание к Ефесянам.//** ===== Свт. Григорий Палама ===== **А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым** Что означает: **«Не должны даже именоваться у вас»**? – Он не ставит нам в вину, если другие будут называть нас так, потому что не в нашей власти не выстрадать это, и совершенно не виноват тот, кто услышит что негодное; и в ином месте показывая это, т.е. – что не то – гнусно, когда кого называют блудником, но гнусно – действительно быть таковым. //«Аще кто»//, – говорит он, – //«именуем будет блудник, с таковым ниже ясти»// [[new:1kor:05:11|(1Кор.5:11)]]. Этим он не то говорит здесь, чтобы мы заботились о том, чтобы нас не называли так, но – чтобы мы языком не произносили наименований внушающих нечистоту; поэтому он суммировал все, делая заключение: «Сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам». Неприлично – святым то, о чем он сказал выше; потому что говоря: **«Всякая нечистота не должна даже именоваться у вас»**, а это то же, что сказать: – ни даже произноситься вами, – он прибавил: **«якоже подобает святым»**. Называет же он здесь **«святыми»** не тех, которые, родившись от людей и ныне находясь с Ангелами, прославляются нами, как совершенно угодившие Богу и прекрасной и богоугодной кончиной завершившие свою жизнь, но так он называет всех, которые крещением во Христа посвящены Богу; потому что если посвященный Богу сосуд – свят, как и всякое приношение Ему, особенно если оно приносится ради освящения, то тем более свят является человек, принесенный Богу по святым заветам и чрез Баню Пакибытия воспринятый, как и получивший на основании сего благодать Духа святости. Но какие это давши заветы и обязательства, мы были восприняты благодатию свыше Духа? – Конечно, скажу кратко, – отвергнуться сатаны, и сочетаться и причислиться ко Христу, Который призывает нас подвизаться, чтобы нам войти чрез узкие врата: //«яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им; тесный же путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его»// [[new:mf:07:13|(Мф.7:13–14)]]. Никто, обремененный ношей славы и гордости, не может пройти через узкие врата, а также – никто, наложивший на себя груз алчности и любостяжания, а также – имеющий влечение к удовольствиям и потыканию своим страстям. Посему неприличны – христианам ни шутовство, ни смешливость, как ослабляющая напряженность души, ни глупые речи, как показание спеси в человеке, ни нескромность в речах, как возбудитель и поощрение к блуду. **//Омилия 56, говорящая о том, что после пришествия Господня во плоти, как награда увеличилась для праведно живущих, так и наказание умножилось для непокоряющихся.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Блуд же и всяка нечистота и лихоимство ниже да именуется в вас, якоже подобает святым** «Сказал о раздражительной страсти — гневе, ярости и горечи. Теперь приступил к страсти похотной — к блуду. Так и закон после того уже, как сказал: //не убий// — что есть дело раздражительной страсти, — сказал и: //не прелюбы сотвори// — что есть дело страсти похотной. Как горечь, клич, злоба и хула суть плоды раздражительной страсти, так и плоды похотной суть — блуд, прелюбодеяние, нечистота, любоимание, ибо если кто не похотствует на тела, похотствует на деньги и стяжания» (Экумений). Так и все наши толковники, и святой Златоуст. **Блуд** — всякий грех с женщиною без брачного с нею союза; всякая нечистота — все другие проявления похотной страсти — похотные мысли, разжжения огня плоти самоохотные, удовлетворения ей неестественные; лихоимство — страсть к стяжанию, ненасытное желание иметь все более и более. Что и это принадлежит к похоти, показал и святой Иоанн Богослов, относя к ней не одну похоть плоти, но и похоть очес, под коею разумеют любоимание, как и все обычно говорят: глаза не сыты у тебя. Святой Златоуст и говорит: «Одна и та же у нас страсть, которою мы любим и деньги, и тела». **Ниже да именуется в вас**. «Достаточно показал отвратительность исчисленных пороков, повелев и самые наименования их истребить из памяти» (Феодорит). «Ибо знал, что речи об них бывают поджежкою (страсти) и наводителями на дела» (Экумений). «Апостол желал, чтобы они всецело были чисты и непорочны, чтоб и самый язык их не осквернился произношением таких имен» (Феофилакт). О проявлениях раздражительной страсти говорит: //да возмутся от вас//; а о делах похоти говорит: **ниже да именуются**. Последнее сильнейший представляет запрет, ибо хочет, чтоб и помину об них не было, чтоб забыты были и самые имена их, чтобы дойти до того, что, когда произнесет кто такие имена, слышащие не понимали, о чем он говорит. **Якоже подобает святым**. Так надлежит тем, которые прежде сложения мира избраны быть святыми и непорочными [[new:ef:01:04|(Еф. 1:4)]], которые, принимая веру в Господа, прилепляясь к Нему и от Него получая новую жизнь, дают обязательство к чистой совести [[new:1pet:03:21|(1 Пет. 3:21)]], которые ревновать должны о всесторонней чистоте, поставлены в состояние чистоты и силы к хранению ее и жизни в ней приняли. Святость есть исполнение сердца всеми добродетелями, но преимущественно она свидетельствуется чистотою от плотских влечений и сочувствий. Почему святой Павел, пиша к солунянам, и говорит: вот воля Божия для вас, - //святость ваша//. В чем же святость? — //хранити себя от блуда// [[new:1sol:04:03|(1 Сол. 4, 3)]]. Так высоко ставит он чистоту, что и самому призванию нашему последнею Целию назначает именно ее, говоря: //не призва нас Бог на нечистоту, но в святость// [[new:1sol:04:07|(1 Сол. 4, 7)]]. И пиша к коринфянам, он убеждает их бегать блудодеяния потому особенно, что телеса наши суть храм живущего в нас Святого Духа [[new:1kor:06:18|(1 Кор. 6, 18—]][[new:1kor:06:19|19)]]. Почему растлителям сего храма угрожает карою свыше: //не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог: храм, бо Божий свят есть, иже есте вы// [[new:1kor:03:16|(1 Кор. 3, 16—]][[new:1kor:03:17|17)]]. Дух Божий, пришедши, восставляет его в первоначальное его достоинство — жизнь в Боге. Сия жизнь, восприятая и ощущенная, отрешает от всего чувственного и плотского, как бы отрезывает от этого. Таким образом, жизнь в Боге, святость, чистота, исполнение Духом — стоят на одной линии в христианской жизни, и современно проявляются и действуют. //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым** См. Толкование на [[new:ef:05:01#prp_efrem_sirin|Еф. 5:1]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым** Сказав о суровой страсти — гневе, перешел к меньшему злу — похоти, как и законодатель, сказав: //не убий//, что относится к гневу, затем постановил: //не прелюбодействуй//, что относится к похоти. Ибо как горечь, крик и злословие есть проявление гнева, так блуд, нечистота и лихоимство происходят от похоти: ибо по тому же самому и деньги любили, и тело. Итак, пусть об этом даже и речи не будет у вас, но всецело будьте чисты, потому что слова пролагают путь к делам. Посему, если вы святы, то и язык ваш да будет Свт. Прибавляет и следующее. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым** По этому учению святым не может называться тот, кто, помимо блудодейства, оказывается виновным еще в какой-либо нечистоте и ненасытной похоти к удовольствиям, которые услаждают его. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Ориген ===== **А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым** Общение с блудницей, согласно слову Писания, называется **блудом**. Всякий же грех, относящийся к плотским вожделениям (не только разврат и растление детей, но и прочее тому подобное, что измыслила человеческая распущенность в различных и всевозможных видах соития), называется вообще **нечистотой**. **Излишество** [в Синод. переводе – любостяжание. – Прим. ред] же следует понимать или как есть, или же, как нам это представляется в ряде других случаев [Ориген имеет в виду Фес. 4:4-6], в смысле разврата. //**Фрагменты на Послание к Ефесянам.**// ===== Амвросиаст ===== **А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым** Насколько серьезная вещь - алчность, но мы ею пренебрегаем, если она сравнивается с блудом и нечистотой. Мы смотрим на нее так, будто это небольшая вина, хотя это - тяжелый грех. Не может быть святым тот, в ком обнаружится что-то из всех этих вещей, которые запрещает апостол. //**На Послание к Ефесянам.**// ===== Марий Викторин ===== **А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым** Имя, душа и совесть святых требуют, чтобы и язык был чист. Если кто-нибудь чистый нравом называет пороки, он грешит уже тем, что, именуя их, тем самым показывает, что они ему известны. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-4 **А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение** **Блуд** - наиболее распространенный в язычестве порок. - **Не должны именоваться**. Не только не должны существовать эти пороки, но и говорить-то о них христиане между собою не должны, чтобы не навести кого-либо из своих на дурные мысли. - **Сквернословие** ... Это грехи языка. **О смехотворстве** (собственно: //хорошее обращение// - eutrapelia) славянский наш перевод дает понятие очень определенное. Это есть "кощуны" или кощунство, т. е., по нашему, насмешки над священными предметами. (Слав. выражение "кощун" происходит от древнего слова "кощей", которое означало молодого человека из хорошего рода. Такие кощеи служили при дворах древних великих князей и, очевидно, в беседах между собою не стеснялись требованиями приличия...). Еще римский писатель Плавт подметил в Ефесянах склонность к непристойным шуткам, и потому Ап. вполне основательно на этом пороке останавливает внимание своих читателей. - **Благодарение** - за все то, что верующие получили во Христе (см. [[new:ef:02:11|II:11]] и сл.). **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:ef:05:01#lopuxin_ap|Еф. 5:1]] [<10>]