[<10>] ====== Толкования на Еф. 5:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 5-6 **ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления** Были, как кажется, и у наших предков такие, которые дозволяли народу своевольствовать, приводили в исполнение дела, упомянутые у Иезекииля, даже делали то, что свойственно лжепророкам, – которые //"бесславят"// Бога //"пред народом"// Его //"за горсти ячменя"// [[old:iez:13:19|(Иез. 13:19)]]. То же, я думаю, и теперь иные делают. Так, когда мы говорим, что назвавший брата уродом подлежит геенне, некоторые спрашивают: ужели назвавший брата уродом подлежит геене? Нет! – отвечают. И когда говорим, что лихоимец есть идолослужитель, – и над этим опять смеются, говоря, что это выражение преувеличено; и все заповеди унижают подобным образом. Их-то имея в виду, и писал тогда к Ефесянам блаженный Павел, говоря: **"Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога".** Потом присовокупляет: **"Никто да не обольщает вас пустыми словами"**. Суетные слова – те, которые имеют временную прелесть, но никогда не выказываются в делах, потому что дело их – обман. **"Ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления"**. За прелюбодеяние, говорит, за любостяжание, за нечистоту, или и за это и за обман, так как они недобросовестны. Непокорливыми сынами называет весьма упорных, которые не слушают (Бога). **//Беседы на Послание к Ефесянам.//** ===== Свт. Григорий Палама ===== **ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога** Представляется, что Апостол говорит и высказывает нечто тягостное: потому что называет здесь блудником и нечистым смехотворца и сквернослова и отсек его от удела во Христе. Господь же, законополагая нам, превзошел и этот приговор: потому что вожделение в душе, возникшее вследствие страстного взгляда на женщину, Он назвал прелюбодеянием [[new:mf:05:27|(Мф.5:27–28)]]. Сделал же Он это для того, чтобы, очистив сами в себе скверну в мыслях, мы вели ангельский образ жизни на земле. Потому что ради этой цели Он сошел к нам, пребывая на небе как Бог, чтобы нас, хотя еще и пребывающих на земле, возвести на небо путем ангельского образа жизни. Посему опять же говорит божественный Павел: //«Наше житие на небесех есть, идеже предтеча о нас вниде Иисус»// [[new:ef:03:20|(Еф.3:20]], [[new:ef:06:20|6:20)]]. **//Омилия 56, говорящая о том, что после пришествия Господня во плоти, как награда увеличилась для праведно живущих, так и наказание умножилось для непокоряющихся.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **сие бо да весте, яко всяк блудник, или нечист, или лихоимец, иже есть идолослужителъ, не имать достояния в царствии Христа и Бога** К укрощению гневливости и прощению неприятностей располагал Апостол тем, что самим нам прощение дается в Господе Иисусе Христе, с напоминанием, что, если не будем прощать, и нам не будет прощено. К погашению похоти плоти и очес располагает он опасностию потерять из-за них Царство Небесное, предлагая как бы на выбор: или минутную сласть похоти, или вечное блаженство в Царстве Христовом. Обоим им вместе быть нельзя. Одно из двух: или временная греха сладость и лишение вечного блаженства, или вечное блаженство и отвержение сласти похотной. **Сие да весте** — приговор решительный, без всяких исключений и ограничений, что те, которые имеют несчастие работать помянутым страстям, не имеют достояния в Царствии Христовом, — уже исключены из него, и те, которые впадут только в них, как только впадут, так и исключаются, самым действием падения. Так несовместно Царствие с похотствованием. Апостол под этот приговор подводит только блуд, нечистоту и лихоимство, а сквернословие, буесловие и кощуны — пропустил. Но это не значит, что, по Апостолу, с ними можно войти в Царствие, а то, что они у него не имеют самостоятельного значения и суть орудные действия в отношении к тем главным страстям, так что их не бывает, когда не бывает тех, и наоборот, где те, там и они. С теми, следовательно, разделят они и участь. Пустословие и смехотворство на вид представляются не так важными; но как под ними кроется блудная страсть, которая и приводит язык в движение, то, судя по этому родству, важность их значительна очень. И взгляд какой тоже будто незначителен; но //воззревый на жену ко еже вожделети ея// осуждается как блудник. **Блудник** и **нечист** сказаны Апостолом в том же смысле, как прежде //блуд и нечистота//; но лихоимец окачествован особою вескою очень чертою; **иже есть идолослужитель**. И в послании к Колоссеям называет он лихоимание идолослужением [[new:kol:03:05|(Кол. 3, 5)]]. И Господь сказал, что нельзя служить Богу и мамоне [[new:mf:06:24|(Мф. 6, 24)]]. Следовательно, кто служит мамоне, то есть работает страсти любостяжания, тот не служит Богу. Мамона стал для него богом. Ему он предан всею душою, всем сердцем, всем помышлением и всеми силами. Как следовало ему быть расположенну к Богу, так он расположился к богатству. Такова, впрочем, и всякая страсть, что когда кого одолевает, то всего его поглощает; почему и чрево назвал Апостол богом [[new:fil:03:19|(Флп. 3, 19)]], но в пристрастии к богатству есть особая черта, ставящая обладаемого им на одной линии с идолопоклонниками, именно упование на богатство. Надлежит всего ожидать от Бога и на Нем опираться всеми надеждами своими. Но обладаемый лихоиманием всего ожидает от денег и богатства, на них опирается и почивает своими надеждами. Там, где следует стоять Богу, стоит у него мамона. Стало, он прямой идолопоклонник. **Не имать достояния в царствии Христа и Бога**. **Достояние**, — **κληρονομια**, — что кому определено в наследство. Неисследованное богатство Христово все распределено по добродетелям, и всякой добродетели свое место и свой удел богатства Христова. Когда наступит Царствие Христово, тогда какою кто добродетелию особенно отличился, туда и поступит, где часть на добродетель ту отряженная. Все, по вере, в добродетелях потрудившиеся будут в Царствии, и всем будет неизреченно блаженно пребывать там, но всякий в своем будет месте и чине. Посреди сих светлых обителей нет места — никакой страсти. //Вне... любодеи... и идолослужители...// [[new:otkr:22:15|(Апок. 22, 15)]]. Это очевидно само собою, но Апостол напоминает о том с особым напряжением, говоря: сие да весте. Верно, нужно было сделать на этом ударение. Может быть, ходили какие-либо мысли, подрывающие уверенность в этом. Почему и далее, остерегая верных от кривотолков, пишет: //Никтоже вас да льстит суетными словесы, сих бо ради грядет гнев Божий на сыны непокоривыя.// //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога** См. Толкование на [[new:ef:05:01#prp_efrem_sirin|Еф. 5:1]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель; который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами** Вероятно, между ефесянами были некоторые, которые говорили, что Бог, желая устрашить, воспретил эти маловажные грехи. Что же худого в слове, чтобы глупец, произнесший его, повинен был геенне? И каким образом лихоимец есть идолослужитель? На них-то здесь и намекает апостол. Это видно и из присовокупления: **никто да не обольщает вас пустыми словами**. Ибо суетны слова, которые доставляют временное удовольствие, а к делу оказываются непригодными; расточать такие слова есть обман. А что лихоимец есть идолослужитель, пойми отсюда: //не можете служить Богу и маммоне// [[new:mf:06:24|(Мф. 6:24)]]. Действительно, лихоимец отступил от Бога и служит золоту; как же после этого он не идолослужитель? И если скажет, что не поставил идолов, что же из этого? Ибо и более образованные эллины говорили, что они поклоняются не идолам, но Афродите и Аресу, а это страсти. Но лихоимец не закалает овец, зато закапает людей и разумные души. Эллин поклонялся тварям Божиим, а лихоимец поклоняется собственному призраку. Не Бог ведь создал лихоимство, а наша ненасытность. И я думаю, что Павел сказал это, заимствовав у Давида, но в другом виде. Тогда как тот говорил: //идолы язычников серебро и золото// [[old:ps:113:12|(Пс. 113:12)]], Павел по своей великой мудрости изменил это, назвав серебро и золото идолами. Итак, служащий серебру и золоту есть, без сомнения, идолослужитель. **ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления** Или по причине блуда, нечистоты и идолослужения, или из-за таких речей обольстителей. **Сынами** же **противления** называет очень непослушных, не верящих Богу и распространяющих такие мнения. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжателъ, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога** То же сказал Павел и в Послании к Коринфянам [[new:1kor:06:09|(См. 1 Кор 6:9-10)]]. А **идолослужением** он назвал любостяжание по слову Господнему, ибо сказано: //никто не может служить двум господам и не можете служить Богу и маммоне// [[new:mf:06:24|(Мф 6:24)]]. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Марий Викторин ===== **ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжателъ, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога** Перечислив выше три порока, а затем добавив еще три, Павел, по всей вероятности, учит, что первые три порока более тяжкие. Поэтому он и говорит, что те три порока не должны даже упоминаться среди святых по причине своей тяжести. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Амвросиаст ===== **ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога** Дабы научить нас, что алчность так опасна, Павел называет ее **идолослужением**, хуже которого греха нет. Так давайте посмотрим, почему алчность названа **идолослужением**. Идолослужение отнимает у Бога положенное Ему почтение, приписывая его твари; имя Бога, принадлежащее только Творцу, присваивается творениям. Алчность потому и приравнивается к идолопоклонству, что схожим образом алчный человек присваивает и утаивает то, что принадлежит Богу. Алчность не считается с тем, что Бог дает на общее использование; алчный все забирает себе, чтобы другие этим не пользовались. //**На Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-6 **ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления** Нужно принять во внимание и то обстоятельство, что эти пороки ведут к очень печальным последствиям: поддавшиеся им не получат царства небесного [[new:1kor:06:09|(см. 1 Кор. VI:9, 10)]] [Иногда у нас высказывается такой взгляд, что многие пороки суть неизбежное следствие роста культуры и не должны быть вменяемы в вину тем, кто заражен ими. Ап., напротив, точно определяет все пороки, как греховное явление, каких не должно быть в христианском обществе, до каких бы ступеней культуры оно ни доходило. Иначе христиане, так легко относящиеся к существованию в их среде порочных людей, подпадают одинаковому с теми людьми осуждению]. - **Христа и Бога**. Христос здесь поставляется на одной степени с Богом и таким образом дается мысль о единосущии Его с Отцом. См. также Толкование на [[new:ef:05:01#lopuxin_ap|Еф. 5:1]] [<10>]