[<10>] ====== Толкования на Еф. 5:7 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== Ст. 7-10 **итак, не будьте сообщниками их. Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу** **"Итак, не будьте сообщниками их. Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе"**. Смотри, как мудро сделал увещание, – сперва Христом, т. е. любите друг друга, и никого не обижайте; потом опять – наказанием и геенной. **"Вы были некогда тьма"**, – говорит, – **"а теперь – свет в Господе"**. Это же говорит и в послании к Римлянам: //"Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь"// [[new:rim:06:21|(6:21)]]? И напоминает им прежние пороки, – то есть: размыслите, говорит, что некогда вы были, и что теперь; не обращайтесь к прежнему нечестию, и не пренебрегайте Божьей благодатью. **"Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе"**. Не за вашу, говорит, добродетель, но по благодати Божьей это с вами произошло, – то есть: и вы некогда были того достойны, но более уже нет. Потому **"поступайте, как чада света"** [[new:ef:05:08|(ст. 8)]]. А что значит: **"чада света"**, – он объясняет, непосредственно за этим прибавляя: **"потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно"** Господу [[new:ef:05:09|(ст. 9, 10)]]. **"Во всякой"**, – говорит, **"благости"**: это против гневливых и жестоких. **"И праведности"**: это против любостяжательных. **"И истине"**: это против ложного удовольствия. Не о том, говорит, заботьтесь, о чем я сказал [сказал ранее, т.е. о гневе, стяжании и сексуальной распущенности], но о противоположном. **"Во всякой"**, – то есть, плод духовный должен обнаруживаться во всем. **"Испытывайте, что благоугодно"** Господу. Следовательно то свойственно детскому и несовершенному разумению. **//Гомилии на Послание к Ефесянам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **не бывайте убо сопричастницы сим** **Сим**, то есть сынам противления. Причастниками их станут, если им уподобятся, а уподобятся им, если, послушав суесловцев, расслабнут в строгом блюдении себя против означенных пороков, и, впадши в них, окажутся противниками слову Божию, которое Апостол им проповедал и теперь предлагает. Убойтесь, говорит, противлением истине и поблажкою нечистоте и лихоимству уподобиться им. Если допустите это, то и участь тех разделите. А участь их – огнь суда и мучения! – Итак, остерегитесь, и всегда возбуждайте в себе трезвенную бдительность представлением себе картины Страшного суда, чтоб соблюсти себя чистыми от похотных не дел только, но чувств и мыслей. Видим в аскетических писаниях, что для отгнания приражений похоти нет могущественнее средства, как память о суде. Иные советуют стать на суде и не отводить от него мыслей. Это держит в страхе, поядающем все нечистое. Два многовозбудительных образа заповедует Апостол держать в уме и сердце борющимся со страстьми – образ Господа, распявшегося за нас на кресте для погашения всех недобрых движений, порождаемых раздражительною силою души, и образ Страшного суда для погашения страстных движений похоти. Ими изгоняется из души всякая страсть, ими же, когда доброе намерение угождать Богу утвердится в душе, предотвращается и самое их возникновение. У кого они сорастворились с сознанием, тот вошел в область бесстрастия. Состояние бесстрастия приближает к всесовершенству Божию, или к светлости Божией. Создав человека по образу Своему, Бог вложил в него все Свои добротности, какие только мог вместить тварь – человек. Сии добротности, по падении, помрачены, закрыты и извращены страстями, прившедшими с самостию, бывшею источником падения. Во Христе Иисусе привходящая благодать восстановляет дух наш, в коем образ Божий, и научает его, и помогает ему изгнать из естества человеческого все страсти, омрачающие его, положив в основание сего изгнания попрание самости самоотвержением – что составляет первый шаг в следовании Христу. Когда страсти изгнаны, естество человеческое входит в предопределенное ему совершенство Божеское, в Богоподобие. //Бог свет есть, и тмы в Нем несть ни единыя// [[new:1in:01:05|(1 Ин. 1, 5)]]. Этим выражается всесовершеннейшее Его всесовершенство. И человек, когда вступает в Богоподобие, или причащается всесовершенств Божеских, или вкушает Божеских доброт, называется вступающим в свет Божий, облекающимся в него, и самым делом он тогда становится светом. И вот это – и есть, о чем теперь начинает речь свою святой Апостол. Доселе вводил он христианина в борьбу со страстьми, из раздражения и похоти исходящими, и довел его до состояния бесстрастия – чистого и светлого светлостию Божескою. Теперь, обращая внимание самих же христиан на это изменение, в них совершившееся, он говорит как бы им: вы были тьма, а теперь стали свет. С этого слова начиная, он изображает далее светлость деятельной христианской жизни в себе самой [[new:ef:05:08|(ст. 8-10)]] и светоносность ее для всех не причастившихся света Христова [[new:ef:05:11|(ст. 11-14)]]. Подобное сему Господь говорил Апостолам: //вы свет...// будьте светильником для всех [[new:mf:05:14|(Мф. 5, 14-16)]]. //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **итак, не будьте сообщниками их** См. Толкование на [[new:ef:05:01#prp_efrem_sirin|Еф. 5:1]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **итак, не будьте сообщниками их. Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе** Но вы, говорит, не сообщайтесь с ними. Потом напоминает им о прежней порочности, говоря: подумайте, чем вы были и что стали, а именно: из тьмы светом. Прежде, и по учению, и по жизни, вы действительно были тьмой, а теперь — свет, потому, что и Бога познали, и совершаете дела света. Но это произошло с вами не от вашей добродетели, а **в Господе**, то есть по божественной благодати. Итак, вы не должны иметь общения с сынами противления, на которых грядет гнев. Не­когда и вы были таковыми и достойными гнева, но теперь уже нет. Посему не возвращайтесь опять ко тьме. **поступайте, как чада света** То есть благообразно и как прилично ходящему во свете. Мало того, и для других повелевает нам быть светом. Ибо сын света, конечно, и сам есть свет. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== 5:7-8 **итак, не будьте сообщниками их. Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света** Если возможно, чтобы тьма обращалась в свет, то не существует природы, которая погибает и не может получить спасения, как полагают некоторые еретики... Но как праведные суть //свет мира// [[new:mf:05:14|(Мф 5:14)]], гак нечестивые назовутся в соответствии с этим мраком. И в самом деле, так как праведные суть свет, то они увидят свет в свете, а так как неправедные суть мрак, то они - народ, //сидящий во тьме// [[old:ps:106:10|(Пс 106:10)]] и ничего не видящий. Разделение и различие их между собою мы видим по плодам, потому что //всякий, делающий зло, ненавидит свет и ж идет к свету// [[new:in:03:20|(Ин 3:20)]]. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Амвросиаст ===== 5:7-8 **итак, не будьте сообщниками их. Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света** Тьма означает невежество. В темноте никто не видит. Невежество, или безверие, свойственно язычеству. От него милостью Бога люди приведены к вере, стали светом в Господе; а свет - истина, ибо при свете становится явным то, что существует. Потому язычники, которые будто с закрытыми глазами устраивают свои мистерии, обманываются, как во мраке пещеры. //**На Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-9 **итак, не будьте сообщниками их. Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине** Ап. делает из сказанного такой вывод, что христиане не должны участвовать в тех делах, какие свойственны этим сынам противления. Еще раньше, когда они, можно сказать, были **тьмою** или пребывали в нравственной тьме, такие дела были возможны среди них, но теперь им необходимо жить как **чадам света**, потому что они стали светом или носителями евангельского света и чистоты [[new:2kor:06:14|(ср. 2 Кор. VI:14-15)]]. Ведь они находятся под действием Духа Божия, а это должно сказываться в известных плодах, какие христиане должны приносить. Такими плодами являются всякая **благость**, т. е. вообще хорошая, добродетельная жизнь, **праведность**, или справедливость в отношении к людям, и **истина**, т. е. отсутствие всего ложного, которого так много было в жизни язычников. См. также Толкование на [[new:ef:05:01#lopuxin_ap|Еф. 5:1]] [<10>]