[<10>] ====== Толкования на Еф. 5:9 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== **потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине** См. Толкование на [[new:ef:05:07#svt_ioann_zlatoust|Еф. 5:7]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **плод бо духовный есть во всякой благостыни и правде и истине** Ответ на то, если б кто спросил: что значит //ходить яко чада света//? — Ходить **в благостыне, правде и истине**. Ибо так естественно ходят те, в коих обитает и действует Дух; а эти-то и суть чада света, рожденные от Бога, Который свет есть. Почему указать плоды Духа есть то же, что указать, как ходят чада света. Чада света суть рожденные от Духа и исполненные Духом. Где Дух, там жизнь в благостыне, правде и истине. Следовательно, кто чадо света, тот так, а не иначе ходит. Святой Златоуст говорит: «Объясняет здесь, что значит — ходить //яко чада света//, и говорит: **во всякой благостыни** — против гневливых и жестоких, — **и правде** — против любостяжательных, - **и истине** — против ложного удовольствия». Таким образом, по святому Златоусту, которому последуют Экумений и Феофилакт, благостыня, правда и истина, водворяясь в нас благодатию Святого Духа, изгоняют все страсти, или и водворяются под условием изгнания страстей, о которых доселе писал Апостол. Водворившись же, начинают и действовать вместо их: ибо они суть деятельные силы, а не покоящиеся свойства. Если же там, где прогнаны страсти, водворяются благостыня, правда и истина, то очевидно, что ими определяется состояние бесстрастия и чистоты. Что значат именно благостыня, правда и истина, может иной и иначе объяснить, нежели наши толковники, но того нельзя перетолковывать, что они внедряются вместо страстей и что сами обнимают всю светлую, богоподобную жизнь. Что значит каждая из сих коренных добродетелей, — понятно из самого их названия. Благостыня обнимает всю любовь; правда — всякую правду, не допускающую ничего неправедного не только в деле и слове, но и в мысли. Любовь и правда — яснейшие представители богоподобия, ибо Бог любы есть и самая правда. — Что означает истина? — Поелику жить право и любовно нельзя без ведения истины, то можно разуметь под сим и ведение истины. Сие ведение — благодатное — освещает все пути жизни, указывая, что и как в каком случае делать должно, чтобы действовать благоугодно Богу. Но ничего нет неуместного — принять вместе с святым Златоустом, что здесь указывается на вкушение истинного блага в Господе в противоположность обманчивым чувственным удовольствиям. Приобщающиеся ко Господу вкушают, яко благ Господь, и удостоверяются, что в сем только вкушении и есть их истинное благо. Это удостоверение, при постоянном вкушении благ от Господа, и служит истинною и прочною поддержкою жизни духовной, не дающею замечать лишений, сопряженных с тою жизнию. Как потоком течет в сердце сладкое истинное благо от жизни по Богу, когда кто вкушает, сколько благ Господь. Пускаясь в подробности, что есть благостыня, правда и истина, можно построить целую систему христианского нравоучения и представить полный светлый образ жизни сынов света. Желающий может поруководствоваться при сем тем, что в пространном катехизисе и в православном исповедании говорится в объяснение блаженств: //блаженни алчущии и жаждущии правды//, — //блаженни милостивии//, — //и блаженни чистии сердцем//. — Но святой Апостол хотел, кажется, обнять все сие и одним словом, говоря: //искушающе, что есть благоугодно Богови.// //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине** См. Толкование на [[new:ef:05:01#prp_efrem_sirin|Еф. 5:1]] ===== Прп. Амвросий Оптинский ===== **потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине** Как просвещаться и озаряться светом Христовым, научает нас святой апостол Павел, говоря: **якоже чада света ходите: плод бо духовный есть во всяцей благостыни и правде и истине**. Те же самые слова апостол повторяет в другом месте: //Станите убо препоясани чресла ваша истиною, и оболкшеся в броня правды, и обувше нозе во уготование благовествования мира// [[new:ef:06:14|(Еф. 6:14-15)]]. Под словом **"истина"** должно разуметь заповедь о любви к Богу: //возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всею мыслию твоею// [[new:mf:22:37|(Мф. 22:37)]]... //и всею крепостию твоею// [[new:lk:10:27|(Лк. 10:27)]]. И паки: //Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин// [[new:mf:10:37|(Мф. 10:37)]]. Ежели любовь Божия настолько ревнива, что и отца и матерь допускает любить только в меру, а не паче меры, то не без причины апостол заповедает нам препоясать чресла истиной, чтобы не грешить против любви к Богу, любовью к другим неуместной; особенно же нечистой, потому что Богу любезнее паче всего целомудрие в смиренномудрии. Под словом же **"правда"** разумеется заповедь о любви к ближнему: //возлюбиши ближнего твоего яко сам себе// [[new:mf:22:39|(Мф. 22:39)]]. А так как эта заповедь не всегда бывает удобоисполнима, то апостол заповедует нам //облещися в броню правды//, то есть не гневаться, не осуждать, не завидовать, терпеть обиды, укоризны и уничижения, любить врагов, творить добро ненавидящим, молиться за творящих напасть и изгонящия ны. Словами же **"плод благостыни"** и //"благовествование мира"// означаются доброта, простота в отношении к ближнему, и всякая благожелательность и дружелюбие, по сказанному: //Мир имейте и святыню со всеми..//. [[new:evr:12:14|(Евр. 12:14)]]. "Взыщи мира и пожени и!" Или как поет ныне Церковь: "Простим друг другу вся Воскресением". **//Письма.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине** Как бы объясняя нам, кто есть чадо света, говорит: тот, который имеет плод Духа. Ибо Дух производит плоды, не те, о которых впереди мы сказали, но противные им: **благость**, которая противоположна раздражению и гневу, правду, которая противоположна лихоимству, и истину, которая противоположна ложному удовольствию нечистоты. И говорит о **всякой благости**, — о благости ко всем, не только к друзьям, но даже ко врагам. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине** Сам Христос называется **благостью, истиною и праведностью**. **Благостью** потому, что Он не по делам, а по милосердию подает благодать верующим; а **правдою** - так как Он каждому воздает то, что он заслуживает; наконец, **истиною** - потому что только Он знает причины всех творений и вещей. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Ориген ===== **потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине** Там, где есть благость, есть справедливость, и где истина, там тоже справедливость. От благого Отца - благость и истина; и от Него же, а не от кого другого, - справедливость. //**Фрагменты на Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине** См. Толкование на [[new:ef:05:07#lopuxin_ap|Еф. 5:7]] [<10>]