[<10>] ====== Толкования на Еф. 5:15 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== Ст. 15-16 **Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы** Снова (апостол) искореняет горечь, снова отсекает повод к гневу. Что в самом деле говорит он? **"смотрите, поступайте осторожно"**. Он знал Учителя своего, что Он, посылая учеников, как овец среди волков, заповедовал им еще быть подобными голубям. //"Будьте просты"//, – говорит, – //"как голуби"// [[new:mf:10:16|(Μф. 10:16)]]. Так как с одной стороны (христиане) были среди волков, а с другой – были наставлены не мстить за себя, но переносить обиды, то поэтому они и нуждались в подобном наставлении. И прежнего уже достаточно было к тому, чтобы сделать их мужественнее; а когда к двум сделано прибавление, то пойми, что (наставление дано) уже чрезмерное. Смотри же, с каким тщанием он их предостерегает, говоря: **"Смотрите, поступайте осторожно"**. Целые города вели войну против них (апостолов); эта война перешла и в дома. Отец вооружался на сына, сын на отца, мать на дочь, дочь на мать. Что же? Откуда эти разделения? Они слышали, что Христос говорил: //"Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня"// [[new:mf:10:37|(Μф. 10:37)]]. Итак, чтобы не подумали, что Он напрасно вводит войны и распри, так как могла произойти великая вражда, если бы они и сами вздумали вооружаться, для этого (апостол) и говорит: **"смотрите, поступайте осторожно"**, т. е. исключая проповеди, ничем другим не давайте себе повода к вражде против вас, – одна она пусть будет основанием вражды. Пусть никто не обвиняет вас в чем-нибудь другом, оказывайте почтение и всякое повиновение, если ничто не вредит проповеди, если ничто не препятствует благочестию, – потому что //"Итак, отдавайте"//, – сказано, – //"всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь"// [[new:rim:13:07|(Рим. 13:7)]]. А когда увидят вас покорными другим, то сами устыдятся. **"Не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем".** Увещевает так, желая не того, чтобы мы были изворотливыми и ловкими, но слова его означают следующее: время не ваше; ныне вы странники и пришельцы, чужеземцы и посторонние; не ищите почестей, не ищите славы, не ищите могущества, не будьте и мстительны; все переносите, и этим искупайте время; много платите, все, чего бы от вас ни захотели. Это сказано темно: попытаюсь уяснить примером. Представим, что кто-нибудь имеет великолепный дом, потом, что некоторые приходят, чтоб его разорить, и он много им раздает и тем избавляет себя: тогда говорим, что он искупил себя. Подобным образом и у тебя великий дом и истинная вера; приходят, чтобы взять все; отдай же все, кто бы что от тебя ни потребовал, только главное спаси, т. е. веру. **"Потому что"**, – говорит, – **"дни лукавы"**. Что такое лукавство дня? Порочность дня должна быть свойственна дню. Если ты узнаешь, что такое порочность в окружающем нас, узнаешь и то, что такое порочность дня. Что такое порочность тела? Болезнь. А что – порочность души? Злоба. Что – порочность воды? Горечь. И всякого рода порочность есть неустройство в природе того предмета, которому порочность приписывается. Итак, если и день может иметь порочность, то она заключается в самом дне, в часах, в свете. Так и Христос говорит: //"довольно для каждого дня своей заботы"// [[new:mf:06:34|(Μф. 6:34)]]. Через это мы можем понять и то. Итак, в каком же смысле он называет дни лукавыми? В каком – время лукавым? Не сущность, не создание (так называет он), а то, что в продолжение их делается. Подобно тому и у нас есть обычай говорить: "тяжелый день провел я, дурной". Между тем, каким бы образом он мог быть тяжелым, как не в зависимости от того, что случилось в течение его? А то, что в течение его случается, – доброе от Бога, злое же от порочных людей. Следовательно, люди творцы того, что бывает порочного во времени, и потому говорят: "злые времена". Так и мы называем времена порочными. **//Гомилии на Послание к Ефесянам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудры, но якоже премудры** Имея такое высокое назначение – быть светом мира, ходите так, чтобы соответствовать своему значению, чтоб никто ничего не мог найти в вас укорного, кроме разве того, что вы христиане и всем желаете быть христианами. – **Како опасно** – πως ακριβως, точно верно, пунктуально по лежащим на вас обязанностям, точь-в-точь как ожидается от вас. Но заповеди известны: по ним действуй – и все тут. К чему предостережение: **блюдите**, и эта норма: **не якоже немудры, но якоже премудры**? – К тому, что можно портить и добрые дела, когда безвременностию, когда неуместностию, когда излишнею ревностию. Определять, как сделать дело, чтоб оно как раз приходилось к своему месту и времени и в своей мере, есть дело мудрости. Мудрость и общую норму поведения определяет и держит, и каждое дело осматривает. Немудрость действует сплеча или, как еще говорят, зря. Оттого и силы, и время тратит, а плода мало имеет, хоть делать старается все доброе, а не худое. – **Блюдите** сверх того предполагает опасности, козни, сети. И в них недостатка нет. Много сплетений во внешних обстоятельствах, могущих отвлекать от правого и увлекать к неправому; и в себе много такого, что может сбивать с пути; и враг не дремлет. Так много причин к тому, чтобы блюстись и ходить с крайнею опасливостию. Блаженный Иероним пишет: «Добре говорится ефесянам, чтоб они, имея чувства, обученные в рассуждении добра и зла, опасно шествовали и, все искушающе, добрая держали. Кто видит, как ему следует шествовать и умеет осторожно ступать ногою, чтоб не поткнуться о камень, говоря: //светильник ногама моима закон Твой// [[old:ps:118:105|(Пс. 118, 105)]], тот конечно мудр. И я не думаю, чтобы простец какой, человек недалекого ума, мог исполнить эту заповедь, хотя бы и хотел ходить опасно. Из этого понять нам должно, что и нравственные правила, - кои многими почитаются совершенно ясными, на том основании, что говорится: //заповедь Господня светла, просвещающая очи// [[old:ps:018:09|(Пс. 18, 9)]], – имеют нужду во всестороннем обследовании, чтоб найти благоразумное приложение. Светлая та заповедь просвещает очи тех, кои, отвергши неразумие, посвятили себя деятельному усвоению уроков мудрости». //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые** Какой высокой, совершенной нравственности требует апостол от христиан! Такие совершеннейшие правила, внушенные апостолу Духом Святым, не могли и в голову прийти никому из древних мудрецов. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые** Опять предостерегает от горечи и гнева, как бы говоря им: вы — овцы посреди волков, многие злобствуют против вас, даже свои домашние, смотрите, никому не давайте повода ко вражде; кроме веры, пусть никто ни в чем другом вас не обвиняет, но оказывайте почтение и всякое послушание там, где нет вреда для веры, и будьте, как голуби. Ибо в том состоит мудрость или благоразумие, чтобы сохранить себя самих чистыми и никому не мстить. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые** Выше Павел указал, что слугам Божиим надлежит отвергнуть жизнь в неверии и пороках. Теперь же он добавляет, что делать это требуется осторожно, чтобы не быть соблазном, чтобы среди неверующих поступать мудро, особенно если они правят [ситуацией] и верят в лишенного святости правителя. И если христианин встречает безудержного и разгневанного противника, не следует связываться с ним, чтобы не стать причиной богохульства и не разжечь в нем буйство. Христианин скажет свое, когда будет возможность. //**На Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 15-16 **Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы.** Обличая других, христиане сами уже непременно обязаны следить за собою. **Смотрите, поступайте** ... точнее: "смотрите, насколько осторожно вы поступаете" (осторожность же - необходима). - **Дорожа временем** - точнее: //"покупая время, приобретая его в собственность".// Этим Ап. научает верующих пользоваться каждым моментом времени, как купленным за деньги, для делания добрых дел. Неразумный не дорожит временем, думая, что оно ничего не стоит, а мудрый понимает все его значение. К этому побуждает его и то соображение, что "дни лукавы", т. е. наше время таково, что требуется напряжение всех сил, использование всего времени для того, чтобы можно было сделать что-нибудь действительно полезное. См. также Толкование на [[new:ef:05:01#lopuxin_ap|Еф. 5:1]] [<10>]