[<10>] ====== Толкования на Еф. 5:23 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== **потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела** **Муж глава жене** [[new:ef:05:23|(Еф. 5:23)]], а жена помощница мужу. Итак глава да не решается без тела своего ятися пути, ведущего к сему священному месту, и тело да не является здесь без главы, но да входят сюда и глава и тело, имея с собою и чад своих. Ибо если приятно видеть дерево с отростками от корня его, тем паче приятно видеть человека, имеющего при себе дитя, как отрасль от корня своего. И не только приятно это, но и благотворно и похвально. Благотворно для собравшихся, в том смысле, как сказал я выше; похвально для родителей и служителей слова: ибо и земледельцу мы дивимся не тогда, когда он обрабатывает землю, не раз уже обработыванную, но тогда, когда он взяв землю непаханную и незасеванную, всякое об ней прилагает попечение, чтоб сделать ее плодоносною. Так и св. Павел действовал, в честь себе ставя – проповедывать Евангелие не там, где именовася уже Христос, а там, где не именовася. Ему и мы будем подражать, и в возращение церкви, и для нашей собственной пользы. **//Святые отцы о молитве и трезвении.//** См. также Толкование на [[new:ef:05:22#svt_ioann_zlatoust|Еф. 5:22]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава церкве, и Той есть Спаситель тела** **Муж — глава**. Кажется, святой Павел хотел сим напомнить, что древнее присуждение: //к мужу твоему обращение твое и той тобою обладати будет// [[old:gen:03:16|(Быт. 3, 16)]] не потеряло силы и в христианстве, только здесь муж представляется наибольшим, не как носитель преобладающей власти, а как всесторонний попечитель и охранитель жены, и только в этом, а не в другом смысле — глава ее, к которой она, как тело, должна обращаться. Муж, по Апостолу, в брачном союзе то же для жены, что Христос для Церкви, в благодатном порядке, или по домостроительству спасения. Сравнивается муж со Христом, жена с Церковию. Пункт сравнения — главенство: муж — глава жены, как Христос — Церкви. Но Апостол пишет не как что есть, а как что должно быть. Потому в словах его должно видеть такую мысль: муж — глава жены в таком же смысле, в каком Христос — глава Церкви. Но Христос — глава Церкви, яко Спаситель сего тела Своего. Да будет же и муж глава жене по причине спасительства своего для нее. В чем и да будет для мужа основание главенства; для жены — побуждение к повиновению. Сказавши: муж — глава жены, как Христос — Церкви, Апостолу предлежало лишь сделать вывод: итак, пусть жены повинуются во всем мужьям, как Церковь — Христу; что и делает он в следующем стихе. Но он намеренно прибавил положение, в коем указывает, почему Христос — глава Церкви, чтоб и главенству мужа придать христианское основание и повиновению жены — нравственнейшее побуждение, — именно: **Той есть Спаситель тела**. Христос есть глава Церкви, потому что есть Спаситель сего тела Своего. Он стал главою чрез спасение спасенных, и спасенные стали членами Его чрез спасение. Поставляя главенство мужа над женою наравне с главенством Христа над Церковию, яко Спасителя ее, не указывает ли, что муж должен являть себя спасителем жены, чтоб и жена видела в нем своего спасителя, и на том чувстве, что он защита, сберегатель и покров ее и что она за ним, как за горою, должна держать и оживлять свое ему повиновение. Феофилакт пишет: «Как Христос, будучи главою Церкви, промышляет о ней и спасает ее, так и муж — спаситель жены, тела своего. Как же телу сему не повиноваться главе, пекущейся о нем и спасающей его?» «Таким образом, — говорит святой Златоуст, — он предложил мужу и жене, как основание их счастия, взаимную любовь и заботливость, указав каждому из них то, что кому прилично, -одному начальство и попечение, другой — повиновение». Та же мысль и у блаженного Феодорита: «Весьма премудро божественный Апостол представил сей пример. Ибо оного достаточно, чтобы и женам внушить уважение к своим мужьям, и в мужей вложить нежную любовь к своим женам». //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела** См. Толкование на [[new:ef:05:19#prp_efrem_sirin|Еф. 5:19]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела** Представляет основание, что жены должны повиноваться, и основание и причину любви полагает в том, что муж занимает место управителя и попечителя (ибо он есть глава, по его словам, и спаситель), а жена — место подчиненного (ибо она есть тело). Как Христос, будучи главой Церкви, печется о ней и охраняет, так и муж есть охранитель своего тела, то есть своей жены. Как же после этого не должно тело подчиняться главе, которая печется и охраняет его? //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== ** потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела** Церковь ни в каком случае не называется плотью, но - **телом Христа**. Затем: очевидно, что всякая плоть по необходимости есть и тело. Но это не значит, что все, что есть тело, есть в то же время и плоть. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== ** потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела** Весьма премудро божественный апостол представил этот пример. Ибо достаточно его, чтобы и женам внушить уважение к своим мужам, и в мужей вложить нежную любовь к своим женам. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела** Основание для такого послушания состоит в том, что муж есть глава жены [[new:1kor:11:08|(ср.1 Кор. XI:8]], [[new:1kor:11:09|9)]], при том имеющий своим образцом Самого Христа в Его отношении к Церкви. - **И Он же**..., т. е. Христос, потому называется главою Церкви, что Он есть ее спаситель (тела, т. е. Церкви). См. также Толкование на [[new:ef:05:22#lopuxin_ap|Еф. 5:22]] [<10>]