[<10>] ====== Толкования на Еф. 5:25 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 25-27 **Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна** **"Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь"**. Ты слышал о великом послушании; ты доволен Павлом и рад, что он, как некий дивный и духовный учитель, учит нас порядку в жизни. Хорошо! Но послушай, чего он требует и от тебя: тот же самый пример он приводит и далее. **"Мужья"**, – говорит он, – **"любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь"**. Видел меру послушания? Послушай же и о мере любви. Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было пожертвовать за нее жизнью, хотя бы нужно было тысячекратно быть рассеченным, или потерпеть и пострадать что бы то ни было, не отказывайся; но и хотя бы ты потерпел все это, не думай, что ты сделал что-нибудь подобное тому, что сделал Христос. Ты терпишь это, будучи уже в союзе с женой; а Он (страдал за Церковь) отвращавшуюся от Него и ненавидевшую Его. Как Он, когда она отвращалась, ненавидела, презирала Его и была развратна, по великому Своему снисхождению покорил ее под ноги Свои, не прибегая ни к угрозам, ни к порицаниям, ни к устрашениям и ни к чему подобному, – так и ты поступай в отношении к своей жене: хотя бы ты видел, что она пренебрегает тобою, что развратна, что презирает тебя, умей привести к своим ногам твоим великим о ней попечением, любовью и дружбой, нет уз крепче этих, особенно для мужа и жены. Слугу можно иногда связать страхом, – а скорее и его этим не свяжешь, он отскочит и сбежит, – но общницу жизни, мать детей и виновницу всех радостей нужно привязывать к себе не страхом и угрозами, но любовью и расположенностью. Что за супружество, когда жена трепещет мужа? Каким удовольствием может насладиться муж, который сожительствует с женой, как с рабой, а не как со свободной? Если бы и случилось потерпеть что за нее, не ропщи: Христос этого не делал. **"И предал Себя за нее"**, – говорит, – **"чтобы освятить ее"**. Значит она была нечиста; значит, на ней были грязные пятна; значит, была безобразна и ничего не стоила. А ты какую бы ни взял жену, твоя невеста была не такова, какой Христос обрел Церковь; она не так отлична от тебя, как была отлична Церковь от Христа. При всем том Он не возгнушался ею и не возненавидел ее за ее чрезмерное безобразие. Хочешь знать, как она была безобразна? Послушай, что говорит Павел: //"Вы были некогда тьма"// [[new:ef:05:08|(Еф. 5:8)]]. Видишь черноту ее? Что чернее тьмы? Но посмотри и дерзость ее: //"Жили в злобе"//, – говорит, – //"и зависти"// [[new:tit:03:03|(Тит. 3:3)]]. Посмотри и нечистоту: //"Несмысленны, непокорны"//. Что еще сказать? Она была и безумна, и богохульна. Однако, несмотря на то, что в ней было так много дурного, Он и за безобразную предал Себя как за прекрасную, как за возлюбленную, как за достойную дивной похвалы. Недоумевая пред этим, Павел и говорил: //"Ибо едва ли кто умрет за праведника"// [[new:rim:05:07|(Рим. 5:7)]]; и еще: //"Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками"// [[new:rim:05:08|(ст. 8)]]. И принявши ее такой, Он украшает ее и омывает и не отказывается от этого. **"Чтобы освятить ее"**, – говорит (апостол), – **"очистив баней водной посредством слова; чтобы представить ее Себе славной Церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна"** [[new:ef:05:26|(ст. 26, 27)]]. Баней омывает ее нечистоту. **"Посредством слова"**, – говорит. Каким? Во имя Отца и Сына и Святого Духа. И не только украсил ее, но и сделал славной, не имеющей **"пятна, или порока, или чего-либо подобного"**. Итак, будем и мы искать этой красоты, и мы сможем стать ее творцами. Не требуй у жены того, чего у нее нет. Видишь, что Церковь все получила от Владыки? Через Него она сделалась **славною**, через Него - безупречною. **//Гомилии на Послание к Ефесянам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби церковь, и Себе предаде за ню** Дал женам заповедь и пример повиновения, дает теперь мужьям заповедь и пример любви, — в любви Христа Спасителя к Церкви. В брачном союзе главная обязанность жены — повиноваться мужу, главная обязанность мужа — любить жену. Но как в муже не исключается обязанность слушаться разумных советов и желаний жены, так в жене — обязанность любить мужа. У них все должно быть взаимообразно. Святой Павел в изложении их Богу угодных отношений настаивает на том особенно, что скорее с чьей стороны может быть нарушаемо. Что жена любит, об этом и говорить нечего, но она скорее и забываться может. Что муж любит себе подчинять жену, и это — само собою делается, но он может простирать сие далее надлежащего. Святой Апостол и оговаривает сии возможные уклонения с той и с другой стороны. Жена должна паче всего соблюдать повиновение мужу, потому что покушение жены взять преобладание расстроивает мир семейный. Муж паче всего любить должен жену, потому что эгоизм с его стороны делает невозможными благоденствие и сладость семейной жизни. Если сличить, на кого более налегает Апостол, то окажется, что больше на мужа. Приняв во всей строгости, что жены по образу повиновения Церкви Христу Господу должны повиноваться мужам во всем, должно принять во всей строгости и обязательную для мужей любовь — в мере любви Христа Господа к Церкви. Но Господь предал Себя за Церковь, следовательно, и мужья должны простирать свою любовь к женам до готовности жертвовать за них и самою жизнию. Где есть, впрочем, любовь, там это делается само собою. Но и справедливость этого требует: ибо, если взять в настоящей силе повиновение, увидим, что оно есть непрестанное умирание, - своих желаний и рассуждений отсечение. Справедливо, за такую долгую смерть жены, мужу в случае нужды умереть однократно. Святой Златоуст в этой силе разумеет любовь мужа к жене. Обращаясь к мужу, он говорит: «Ты слышал о великом послушании, ты доволен Павлом, что он, как некий дивный и духовный учитель, учит нас порядку в жизни. Хорошо! Но послушай, чего он требует и от тебя, тот же самый пример он приводит и далее: **мужие**, говорит, **любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь**. Видел меру послушания? — Послушай же и о мере любви. Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? — Заботься же и сам об ней, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было пожертвовать за нее жизнию или потерпеть и пострадать что бы то ни было, не отказывайся, но и хотя бы ты потерпел все это, не думай, что ты сделал что-нибудь подобное тому, что сделал Христос. Умей заставить ее быть тебе покорною твоим великим об ней попечением, любовью, дружбой. Нет уз крепче этих, особенно для мужа и жены. Слугу можно иногда связать страхом, но сопутницу жизни, мать детей и виновницу всех семейных радостей нужно привязывать к себе не страхом и угрозами, но любовию и расположенностию. Что за супружество, когда жена трепещет мужа? Каким удовольствием может насладиться муж, который сожительствует с женою, как с рабою, а не как с свободной? Если бы и случилось потерпеть что за нее, не ропщи: Христос этого не делал». //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== ** Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее** Только одну Церковь любит Христос, и лишь она очищается омовением Его; и если кто не принадлежит к Церкви, как же может он быть возлюблен Христом, омыт и очищен омовением Его? //**Письма 69.2.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее** См. Толкование на [[new:ef:05:19#prp_efrem_sirin|Еф. 5:19]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее** Ты видел, как Павел понуждал жену повиноваться тебе в той же мере, как и Церковь повинуется Христу; послушай и то, как с другой стороны понуждает тебя любить ее, а не деспотически обращаться с ней. Люби же ее! В какой мере? Как и Христос Церковь. Заботься о ней, как и Христос о Церкви. Если бы нужно было пострадать и даже умереть за нее, не отказывайся. Ибо ты, как уже соединенный с нею любовью, сделаешь это; а Он совершил это, когда находилась она во вражде к Нему и была прелюбодейцей. И как Он уклонившуюся от Него возвратил к Себе не угрозами и насилием, так и сам ты, если бы заметил, что жена удаляется от тебя и ищет разгула, постарайся привлечь ее к себе большей любовью и попечением. И если бы ты потерпел что-нибудь ради нее, не упрекай; потому что и Христос не упрекает Церкви. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 25-27 **Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна** Но если муж есть глава жены и жена обязана ему повиноваться, то - отсюда начинается увещание к мужьям - и мужья обязаны свои требования к женам соразмерять с любовью. Они должны любить своих жен и любить именно так, как Христос возлюбил Церковь и Себя предал за нее. Таким образом Ап. научает мужей самопожертвованию в видах истинной пользы их жен. Но сейчас же, во избежание всяких недоразумений и перетолкований, каким могло подвергнуться это требование Апостола со стороны жен, Ап. указывает границы, какими должно определяться это самопожертвование мужа. Христос - говорить он - Своим самопожертвованием хотел освятить Церковь, очистив ее предварительно **банею водною** или омовением, какое получается в таинстве крещения, **посредством слова**, т. е. посредством тайнодейственной формулы, произносившейся при крещении: "во имя Отца и Сына и Святого Духа" //(Злат., Феодорит)//. Конечною целью, какую имел при этом Христос, было то, чтобы соделать Церковь чистою и непорочною и поставить ее рядом с Собою как невесту, в день Своего второго пришествия, хотя она и теперь уже является такою невестою для тех, кто способен видеть ее величие [[new:otkr:19:07|(Апок XIX:7]], [[new:otkr:19:08|8)]]. Значит, и любовь мужа к жене должна доходить до самопожертвования только там, где дело идет об истинном благе жены: во всех же других случаях, когда требования жены к самоотвержению мужа не имеют такого основания, понятно, странно было бы требовать от мужа, чтобы он непременно жертвовал собою для жены. См. также Толкование на [[new:ef:05:22#lopuxin_ap|Еф. 5:22]] ===== Прот. Николай (Афанасьев) ===== Ст. 25-27 **Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна** Церковь – Тело Христово в его евхаристическом аспекте. Тело, которое на небе пребывает с Христом в своем прославленном виде. В отношении этого Тела Христос есть Глава. Он – Глава Церкви с того момента, как Ему принадлежало земное Тело и Ему же оно принадлежит через Его прославленное Тело. В течение Своей земной жизни Он отдал Свое Тело за //«многих»//. //«...Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет»// [[new:mf:20:18|(Мф. 20: 18–19)]]. Похожая мысль находится в послании к Ефесянам: **«...Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего- либо подобного, но дабы она была свята и непорочна»**. Когда Христос говорил ученикам о Своем крестном пути, Тайной Вечере и Голгофе, Воскресение и вознесение еще предстояли в будущем. Он предал Себя для того, чтобы Его Тело стало храмом, в котором Бог соберет Свой народ. Он строил Церковь, предавая Себя за //«многих»//. Когда писал апостол Павел, все это уже произошло: прославленный Христос был уже вознесен на небо и сидел одесную Отца. Его Тело уже стало храмом, в котором Бог собрал Свой народ. Вот почему апостол Павел писал, что Христос предал Свое Тело, которое есть Церковь, то есть Он предал Себя за Церковь. Разница между словами Христа и апостола Павла объясняется «моментом» времени. Имея в виду Христа прославленного, апостол Павел писал, что Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. Здесь нет никакого разделения между Христом и Церковью, и Церковь не существовала и не существует отдельно от Христа. Церковь существует на земле. Земное тело перешло в свое прославленное состояние, но оно остается на земле в своем евхаристическом аспекте: таким образом, Церковь в одно и то же время и на земле, и на небе. Церковь на земле, а ее Глава, от Которого она неотделима, на небе. Как Глава, Христос – начало единства Своего Тела страждущего и Своего Тела прославленного, и в то же время начало единства Церкви. Нет отдельно взятых церкви земной и церкви небесной: церковь земная включена в церковь небесную, и церковь небесная – в церковь земную. Христос один, следовательно, Церковь одна, потому что она – Христос в Своем Теле, которое одно и единственно, проявляясь в разных аспектах. Тело евхаристическое и Тело прославленное – это одно Тело, через Дух, Который один и без Которого нет Евхаристии. //«Нисшедший, Он же есть и восшедший»// [[new:ef:04:10|(Еф. 4: 10)]], но в Церкви Христос и тот, и другой в одно и то же время. В Церкви и через Церковь //«Трапеза Господня»// имеет место уже здесь, на земле, в //«день Господень»//, и Господь сходит на нее. Уже здесь, на земле, //«вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви //(έκχλησία)// первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства»// [[new:evr:12:23|(Евр. 12: 22–23)]]. Служа Богу через Христа на земле, Церковь служит Ему в то же время на небе. Что исполнено Церковью на земле, исполнено также на небе. На земле и на небесах Церковь одна и та же. **//Церковь Божия во Христе.//** [<10>]