[<10>] ====== Толкования на Еф. 5:29 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== **Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь** Разве ты не видишь, что и в плоти бывает много недостатков? Один хром, у другого кривые ноги, у третьего сухие руки, у четвертого страдает иной какой-нибудь член. И, однако, такой человек не скорбит, не отсекает его и часто заботится о нем больше, чем о других. И справедливо - так как он есть его член. //**Гомилии на Послание к Ефесянам.**// См. также Толкование на [[new:ef:05:28#svt_ioann_zlatoust|Еф. 5:28]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю, якоже и Христос церковь** Если любовь мужа к жене так натуральна, то нечего бы и говорить о том. Любовь и бывает всегда, но нередко смысл свой теряет. Бывает, что муж и любит жену, но помыкает ею, как вещию. Апостол напоминает такому: смотри, она часть, равная тебе, ибо вы с нею одно целое составляете. Бывает, что муж смотрит на жену слишком чувственными очами. Апостол напоминает такому: она тело твое, но не для телесных сластей; имей к ней разумную любовь, как закон велит разумно относиться и к телу. Разумно относящийся к телу питает и греет его не ради сластей плотских, а ради того, что оно есть необходимое орудие к исполнению целей жизни (блаженный Иероним). Блюди, питай и грей жену, как орудие, но не механическое, а самодеятельное, – как помощницу и сотрудницу. Цель в словах Апостола не та, чтоб располагать мужей любить жен, ибо это само собою бывает, но та, чтобы любовь сию – из естественной преобразовать в нравственный закон и долг, который не должен быть нарушаем по какой-либо блажи сердечной, а должен сохранять силу свою на всю жизнь, как союз души с телом, – и особенно та, чтобы из плотской преобразовать ее в духовную – одухотворить ее, что делает он указанием на разумное отношение к телу, наипаче же на указание отношения Христа Господа к Церкви. Всякий питает и греет плоть свою: питай и грей и жену свою, но так, как питает и греет Церковь Свою Христос Господь. Словами – **питать и греть** означил Апостол всестороннюю попечительность, а указанием на грение и питание Христом Церкви определил качества и цели сей попечительности. Христос попечение имеет о Церкви в каких видах? – //Да будет свята и непорочна//, как сказано выше. Надо полагать, что подобные же цели разумеет Апостол и под питанием и грением жены, а не одно то, чтобы кормить только ее, одевать и обувать. Блаженный Иероним подает мысль: пусть и жены стремятся к полному Богоугождению, чтобы востечь в мужа совершенна, – и перестать быть женами. Затем, взявши слова Апостола в переносном смысле я в муже видя – душу, а в жене – плоть, говорит: пусть душа так обучает плоть свою, чтоб и она увидела спасение Божие. Наконец сводит то и другое в едино и говорит: «Да греют мужья жен, и души тела так, чтоб жены преобразовались в мужей и тела в души, – и чтобы престало различие полов. Но как у Ангелов несть мужеск пол и женск, так и мы, имеющие быть равными Ангелам, уже отныне да начнем быть тем, чем обетовано нам быть на небесах». Но все же нельзя упускать из вида, что Апостол выясняет долг любви только с христианской точки зрения. Пример же любви Христа Господа к Церкви выставляет он и в образец, и, может быть, для того, чтобы взаимно прояснить и отношение Христа Господа к Церкви, прилагая известное в естественном порядке к порядкам сверхъестественным. Но и то правда, что тому, как Христос питает и греет Церковь, ничего нет и быть не может подобного, ни в каком естественном порядке. Здесь не то разумеется, что сказал Господь о Своем попечении о Церкви ветхозаветной: //коль краты восхотех собрати чада твоя под крыле// [[new:mf:23:37|(Мф. 23, 37]]; [[new:lk:13:34|Лк. 13, 34)]], хотя и это имеет место, но нечто особеннейшее, ближайшее, существеннейшее. Ибо у Христа с Церковию не внешний союз – одного после другого, но внутреннейший – одного в другом. Ева из Адама; но стала вне его, и союз у них остался душевный, каков и у мужа с женою. И Церковь из Христа, но не становится вне Его, а Его имеет в себе, проникающим все в ней и живущим в ней всей. Это выражает Апостол в следующем тексте: //зане уди есмы тела Его, от плоти Его, и от костей Его.// //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== Ст. 29-32 **Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви** Видишь, как он показал нам, что как Ева бысть от плоти и от костей Адама, и были они оба в плоть едину, так и Христос преподает нам Себя Самого, да будем причастниками плоти Его и костей Его, – каковые показал Он Апостолам, когда по воскресении из мертвых явился им и сказал: //осяжите Мя и видите, яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща// [[new:lk:24:39|(Лк.24:39)]]. Сии-то кости и сию-то плоть дает Он нам вкушать в Пречистых Тайнах, – и сим способом общения делает нас едино с Самим Собою. И святой Павел, желая показать предивное единение, какое имеем мы с Богом, говорит после приведенных слов: **сего ради оставит человек отца своего и матерь**, то есть ради Христа оставит человек кровное родство свое, **и прилепится к жене своей**, то есть к Церкви, **и будета два в плоть едину**, то есть в плоть Христа и Бога. А что слово Павлове именно такой имеет смысл, а не мы посредством своих умозаключений придумываем его, сие явствует из слов Апостола, которые он говорит вслед за сим: **тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа, и во Церковь**. И воистину тайна сия есть и пребудет великою, и превыше всего великого. Какое единение, общение, освоение и сроднение имеет жена с мужем и муж с женою, такое же единение и сроднение имеет и Владыка наш и Творец всяческих со всею Церковию, как с единою женою, и бывает едино с нею, и всегда нераздельно пребывает с нею, как с возлюбленною Ему. Но единение сие бывает боголепно, как лепо есть Богу единиться с Церковию, – что и недомыслимо, и неизреченно. Опять, и Церковь единится с любимым от нее Богом и прилепляется к Нему так, как тело прилеплено к своей голове. Ибо как тело не может жить без своей головы, так и Церковь, – собрание верующих, то есть сынов Божиих, на небесех написанных, не может быть цельным и совершенным телом без главы своей, Христа Бога нашего, и не может жить истинною и вечною жизнию, если не будет питаема от Него каждодневно насущным хлебом, от коего приемлют истинную жизнь все любящие Его, и растут в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Его. **//Слова (Слово 45-е).//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь** См. Толкование на [[new:ef:05:19#prp_efrem_sirin|Еф. 5:19]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь** См. Толкование на [[new:ef:05:28#blazh_feofilakt_bolgarskij|Еф. 5:28]] ===== Тертуллиан ===== **Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь** Сколько чести отводится плоти именем Церкви! **Никто никогда**, говорит апостол, **не имел ненависти к своей плоти** (разве только Маркион), **но питает и греет ее, как и Христос Церковь**. А ты [Маркион] - единственный, кто ее ненавидит, лишая воскресения. Но тогда ты должен возненавидеть и Церковь, поскольку она возлюблена Христом. Но Христос возлюбил и плоть подобно Церкви. Ведь никто не будет ненавидеть образ невесты, напротив - станет охранять, почитать и короновать ее. //**Против Маркиона.**// ===== Дидим Слепец ===== **Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь** Когда апостол пишет: **никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее** [[new:ef:05:29|(Еф 5:29)]], он имеет в виду тело, сопряженное с разумной душой. Это и надлежит понимать из слов апостола: //Так должны мужья любить своих жен, как свои тела// [[new:ef:05:28|(Еф 5:28)]], и так далее. //**Комментарий на пророка Захарию.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь** Здесь показано, что замысел Бога не может остаться нереализованным и что никто не может предвидеть лучше Бога. И никто не может любить сделанное другим сильнее, нежели свое собственное. Потому говорит апостол: **никто никогда не имел ненависти к своей плоти**. //**Вопросы относительно Ветхого и Нового Заветов.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь** См. Толкование на [[new:ef:05:28#lopuxin_ap|Еф. 5:28]] [<10>]