[<10>] ====== Толкования на Еф. 5:32 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== **Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви** См. Толкование на [[new:ef:05:31#svt_ioann_zlatoust|Еф. 5:31]] ---- Почему, скажи мне, она велика? Потому, что девица, находившаяся все время внутри дома, ни­когда не видавшая жениха, с первого дня так привязывается и начинает любить его, как собственное тело; равно и муж ту, которой он никогда не видал, с которою никогда не раз­говаривал, с первого дня предпочитает всем – и друзьям, и родственникам, и самим родителям. Также и родители, когда отнимают у них деньги по другому случаю, негодуют, сетуют и влекут отнявших в судилище; а человеку, часто такому, которого они никогда не видали и не знали, вручают и дочь свою и богатое приданое; притом делают это с радостью, и не считают отданного убытком, но, видя дочь отводимую, не помнят о своей привычке к ней, не сетуют, не терзаются, а еще благодарят, и считают вожделенным делом, видя уво­димою из дома дочь и вместе с нею много богатства. Все это представляя, т.е. как оставляющее родителей оба прилепляются друг к другу и тогдашний союз их бывает сильнее столь долговременной привычки, и сознавая, что это не дело челове­ческое, но Бог внедрил такую любовь и устроил, что и от­дающие и отдаваемые делают это с радостью, Павел говорит: **«тайна сия велика»**. И как между детьми, рожденное дитя при взгляде на родителей тотчас узнает их, еще не умея го­ворить, – так точно и жених и невеста, без всякого посредника, без чьего-нибудь увещания и совета, при одном взгляде при­лепляются друг к другу. Потом, замечая, что это же произо­шло и со Христом и в особенности с Церковью, апостол изу­мился и удивился. Как же это произошло со Христом и Цер­ковью? Как жених, оставив отца, приходит к невесте, так и Христос, оставив престол Отца, пришел к невесте; не нас возвел горе, но Сам пришел к нам. Впрочем, когда ты слышишь, что Он оставил (Отца), разумей не переселение Его, но снисхождение, потому что, и будучи с нами, Он был вместе с Отцом. Поэтому апостол и говорит: **«тайна сия велика»**. Она велика и в отношении к людям; а когда я вижу, что это же самое произошло со Христом и Церковью, тогда я изумляюсь, тогда удивляюсь. Вот почему, сказав: **«тайна сия велика»**, он присовокупил: **«я говорю по отношению ко Христу и к Церкви»**. Итак, зная, сколь великое таинство – брак, и какого события он есть образ, не рассуждай о нем просто и как случится, и не ищи обилия богатства, намереваясь взять невесту. Брак надобно считать не торговлей, а союзом жизни. **//Похвала Максиму, и о том, каких должно брать жен.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа, и во Церковь** Очевидно, что предыдущие слова привел Апостол с тем, чтобы навесть читателей на мысль об отношении Христа Господа к Церкви и Церкви ко Христу. Это он и подтверждает теперь, говоря как бы: слова сии я привожу в высшем таинственном значении; в них прямо указывается на тесный союз мужа и жены, но выражается и великая тайна общения Христа Господа и Церкви. Как приложить их к сей тайне, Апостол не объясняет, оставляя это сделать самим верующим; но в руководство к этому он сказал уже несколько слов впереди, именно: Христос питает и греет Церковь, мы от плоти Его и от костей. Нетрудно после сего и далее провесть это соотношение и видеть в словах, выражающих существо брака и его неразрывность, выражение и таинственного союза Христа Господа с Церковию. Сын Божий в воплощении оставил как бы Отца Своего Небесного (не разделяясь с Ним) и вступил в таинственный союз с искупленным человечеством — Церковию, которая тоже есть от ребра Его и вместе с Ним составляет едино. Святой Златоуст хотя указывает великую тайну и в брачном союзе, но настоящая тайна, и по нему, в снисхождении Господа и сочетании Его с Церковию. Он говорит: «Подлинно это таинство, — что человек, оставив произведшего его, родившего, воспитавшего, и ту, которая зачала его, болела им, в болезнях родила, — оставивши тех, которые столько благодетельствовали ему, к которым он привык, — сочетавается с тою, которой прежде не видал, которая ничего не имеет с ним общего, и предпочитает ее всему. Подлинно — это таинство. И родители не печалятся, но, напротив, печалятся, когда этого не бывает, и в знак радости не жалеют издерживать деньги и делать расходы. Поистине — это таинство великое, заключающее в себе какую-то сокровенную мудрость». — Но это сказал святой Златоуст после того, как указал уже в сих словах тайну союза Христа Господа с Церковию. «**Аз глаголю**, говорит при том Апостол, **во Христа**, — так как и Он, оставивши Отца, сошел и пришел к невесте и сделался единым духом с ней (а она с Ним). //Ибо прилепляяйся Господеви, един дух есть с Господем// [[new:1kor:06:17|(1 Кор. 6, 17)]]». То же пишет и Феодорит: «Сам Христос, оставив вышнего Отца, сочетался с Церковию. Но оставил по понятию вочеловечения, потому что, как Бог, неотлучен от Бога, так как и Сам имеет неописанное естество». В этом и тайна.— Пополнее выясняет эту истину блаженный Иероним: «Не все сказание об Адаме и Еве, написанное в книге Бытия, можно удобно, как думают некоторые, относить ко Христу и к Церкви, но только то, что сказано в настоящем месте, то есть: //сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене, и будета два в плоть едину//. Первый человек, Адам, как первый пророк, прорек это о Христе и о Церкви, — что оставит Господь наш и Спаситель Отца Своего Бога и матерь Свою, Иерусалим небесный, и придет на землю ради тела Своего — Церкви, и образует ее из ребра Своего: для чего Слово и бысть плоть. И как не все таинства равны, но одно таинство больше, а другое меньше, то и говорит теперь: **тайна сия велика есть**; показывая же вместе и знак смирения своего, прибавляет: **аз же глаголю во Христа и во Церковь**. Григорий Назианзин, муж красноречивейший и много сведущий в Писании, когда мы рассуждали с ним об этом месте, не раз сказал: смотри, какова таинственность той главки (кажется, в книге Бытия), что Апостол, истолковывая ее в отношении ко Христу и к Церкви, не утверждает, чтоб изъяснился, как требует достоинство свидетельства, но сказал как бы: знаю, что место сие полно неизреченных таинств и требует от истолкователя своего божественного сердца; я же, по малости моего смысла, думаю, что его должно разуметь в отношении ко Христу и к Церкви не потому, чтобы что-либо было больше Христа и Церкви, но потому, что все, сказанное об Адаме и Еве, изъяснить в отношении ко Христу и к Церкви очень трудно». //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Сщмч. Мефодий Патарский ===== **Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви** Поэтому апостол справедливо отнес к Христу то, что относится к Адаму, и таким образом оказывается весьма сообразным, что из костей и плоти Его произошла Церковь [[old:gen:02:23|(Ср. Быт 2:23)]], для которой Слово, оставив Отца Небесного, сошло на землю, чтобы вселиться в жену, и, уснув, истощанием страдания добровольно умерло за нее, //чтобы представить Себе Церковь славною и непорочною, очистив ее банею водною// [[new:ef:05:26|(Еф 5:26]]-[[new:ef:05:27|27)]], для принятия духовного и блаженного семени, которое сеет Сам внушающий и насаждающий во глубине ума; а Церковь, подобно жене, принимает и образует его для рождения и воспитания добродетели. //**Пир десяти дев.**// ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви** См. Толкование на [[new:ef:05:29#prp_simeon_novyj_bogoslov|Еф. 5:29]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви** См. Толкование на [[new:ef:05:19#prp_efrem_sirin|Еф. 5:19]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви** См. Толкование на [[new:ef:05:31#prp_maksim_ispovednik|Еф. 5:31]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Тайна сия велика; а говорю по отношению ко Христу и к Церкви** То есть на великое нечто и чудное указал Моисей. И поистине тайна — оставить тех, которые родили, трудились для него и делали добро, и прилепиться к той, которую никогда не видал и которая даже и не начинала делать добро. Действительно, это — великая тайна, если только понимается это о Христе, как пророческое слово о Нем. Ибо и Он оставил Отца, не в смысле перемены места, но снисходя до восприятия плоти, и пришел к невесте, которая совершенно не знала Его, и стал едино с ней по духу. Ибо //соединяющийся с Господом есть один дух (с Господом)// [[new:1kor:06:17|(1 Кор. 6:17)]]. Как же после этого осуждать брак, когда Павел приводит его во образ тайны Христовой и называет его тайной? //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви** Григорий Назианзин, муж весьма красноречивый и превосходно наставленный в Писаниях, когда рассуждал со мною об этом месте, обыкновенно говорил: «Посмотри: столь велико таинственное значение этого места, что апостол, изъяснив его в отношении к Христу и Церкви, не утверждает, что он выразился так, как соответствует достоинству этого свидетельства; но он говорит как бы так: Я знаю, что это место исполнено неизреченными святынями и требует божественного сердца со стороны толкователя. А я, по малодушию своему, между прочим, полагаю, что его должно понимать в отношении к Христу и Церкви. И не потому, что есть что-либо, большее Христа и Церкви, а потому, что все, что говорится об Адаме и Еве, трудно истолковать относительно Христа и Церкви». //**Комментарий на Послание к Ефесянам. **// ===== Блаж. Августин Иппонский ===== **Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви** Апостол говорит о великой тайне по отношению к Христу и Церкви. То, что велико в отношении Христа и Церкви, в отношении мужей и жен менее подходит, однако брак - нераздельное таинство. //**О браке и вожделении.**// ===== Дидим Слепец ===== **Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви** Таким образом, у блаженного Павла мы находим начала анагогического толкования, когда он говорит: **Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви**. //**На Книгу Бытия.**// ===== Фульгенций Руспийский ===== **Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви** Всякая душа, которая прилепится верою к Христу, подобна жене, преданно живущей с мужем своим. И даже если при супружеской верности она способна омрачить душу мужа ее, но в чистоте блюдет супружеское ложе, мудро и терпеливо управляется с домашним хозяйством. Пусть она не всегда угождает ему, но живет целомудренно и преданно своему мужу. И хотя человеческая слабость когда-то заставляет ее поступить против мужа, все же супружеская верность счастливо соединяет ее с ним. //**О воплощении Сына Божия.**// ===== Тертуллиан ===== **Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви** Малы в глазах еретиков, но велики в глазах апостолов дела Творца: **я говорю по отношению ко Христу и к Церкви**. Здесь ты имеешь утверждение таинства, а не разрушение его. Он показывает, что прообраз таинства дан был Тем, Кто и есть его автор. //**Против Маркиона.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви** См. Толкование на [[new:ef:05:31#lopuxin_ap|Еф. 5:31]] [<10>]