[<10>] ====== Толкования на Еф. 6:11 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== **Облекитесь во всеоружие Божье, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских** Не сказал: против сражений, против войн, но: **"Против козней"**. Враг наш не прост и не открыто воюет с нами, но с коварством. Что такое – **козни** (μεδοδεία)? Строить козни (μεδοδεϋσαι) значит обольстить и одолеть хитростью: это бывает и в искусствах, и в словах, и в делах, и в борьбе, когда нам случается иметь дела с обманщиками. Скажу для примера: (враг) никогда не предлагает явных грехов, не называет идолослужения, но, по своему коварству, устраивает это иначе, именно: пользуется предлогами, выставляет уважительную причину. Итак, (апостол) уже и этим ободрил воинов и заставил их трезвиться, когда научил и убедил, что у нас борьба с врагом опытным в воинских делах, что эта война против нас производится не просто и не открыто, но с великой хитростью. Сначала указанием на свойства и многочисленность врага – он побуждает учеников своих к осторожности. Он хочет не ослабить воинов, которые противостоят врагу (дьяволу), но ободрить их и подвинуть их против него. Сказав об ухищрениях врага, этим он научает трезвенности. Если бы он указал им только на силу врагов и на этом и остановился, то привел бы их в уныние. Напротив, он и прежде и после этого показывает, что возможно одолеть врага, и тем самым особенно ободряет их. Чем более мы разъясняем своим сообщникам силу наших неприятелей, тем более побуждаем их к осторожности. **//Гомилии на Послание к Ефесянам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диавольским** Уповать — уповай крепко, сам же не сложа руки сиди. Помощь Божия готова, но приходит не на твое бездействие, а на твое бессильное усилие. Истощи все свои средства, кои тоже суть дар Божий, и тогда, не сомневайся, тотчас начнется и Божие помогательное тебе содействие, которое и сделает твои бессильные силы всепобедительными. Что именно нужно делать с своей стороны, это описывает Апостол ниже; здесь говорит он об этом в общем положении, под образом облечения во всеоружие. **Облецытеся**, — не одевайтесь всякий раз, как брань настает, а — будьте всегда одеты, облекитесь во всеоружие и не скидайте его, ибо брань наша не имеет ни времени, ни места, а есть повсюдная и поминутная. **Во вся оружия** — πανοπλια — во всеоружие, — как бы это было одно многое ложное оружие, так тесно скрепленное в частях, что ничего из него отложить нельзя. Не одно, а все оружия надо надеть, чтобы со всех сторон оградить себя, а вместе чтоб, лишь только сделал движение, тотчас попасть на какое-либо оружие. **Божиими** названы сии оружия ради того, что они Богом указаны и определены, Богом даются и сильны Богом: Бог ими побеждает чрез нас врага. Всеми оружиями надо вооружиться, ибо если недостанет какого, то устояние против врага сомнительно. Почему Апостол и говорит: **Яко возмощи вам cтaти** — προς το δυνασθαι — для того, чтобы возмочь стать. Коль скоро нет оружия или недостает какого, тут уместно не стоять, а бежать или сдаваться. **Cтaти** — выступить на борьбу, стать в бранное положение, — или, поелику брань все идет не прекращаясь, стоять в таком положении небоязненно, лицом к лицу со врагом, или не стоять только, но и устоять, — чтоб возмочь вам ни в чем не поддаться врагу. **Противу кознем диаволъским**. Козни — μεθοδειαι — обходы. Воодушевляет Апостол, говоря как бы: враг не силен, он берет только хитростями. И у нас говорят: обошел меня такой-то. Главная уловка врага — в мыслях представлять истинным то, что есть ложь, - в делах и начинаниях представлять добрым то, что худо, — в исканиях увлекать обманчивыми надеждами. Все это умеет он так представить, что невнимательный попадается в сети и запутывается. В этом отношении — **стати** — неразлучно с **внимать**. Стой и смотри во все стороны зорко. Если не прозеваешь, враг ничего не сделает. Святой Златоуст говорит: «Не сказал: стати против сражений, против войн; но против козней. Ибо враг наш не просто и не открыто воюет с нами, но с коварством. Что такое коварство? — Быть коварным значит — обольщать, обманывать хитростию: это бывает и в словах, и в делах, и в борьбе, — когда нам случается иметь дела с обманщиками. Враг никогда не предлагает явных грехов, но, по своему коварству, устрояет это иначе, именно: пользуясь предлогами, выставляет уважительную причину. Этим Апостол ободрил воинов и заставил их трезвиться, побуждая к осторожности. Он хочет не ослабить воинов, которые противостоят врагу (диаволу), но подвигнуть их против него. Сказав об ухищрениях врага, этим он научает внимательности. Если б он указал им на силу врагов и на этом остановился, то привел бы их в уныние. Напротив, он и прежде, и после этого показывает, что возможно одолеть врага, и тем самым особенно ободряет их». Феодорит указывает и на некоторые козни: «**Кознями** назвал Апостол ухищрения врага, ибо он нередко под видом добродетели уготовляет порок; в иных случаях, например, к посту, к молитве и попечительности о нуждающихся примешивает тщеславие, а в целомудрие влагает предосудительную кичливость». Блаженный Иероним другие вражеские козни выставляет. «Не успеет, говорит, увлечь похотию, любоимание предлагает; этим не успеет пленить, наводит на то, чтобы чрево сделалось богом. Вообще и он так же действует, как военачальники искусные. Заметит слабую у человека сторону, на нее все силы свои и направляет в той мысли, что, завладевши слабою, и крепкие заберет в свои руки» (сокращено). //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Свт. Лука Крымский ===== **Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских** См. Толкование на [[new:ef:06:10#svt_luka_krymskij|Еф. 6:10]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских** **брань ваша**, говорит, **не (есть) против крови и плоти**, то есть не с людьми идет борьба у вас, ибо хотя чрез людей неправедных и гонителей и врагов ведет с вами борьбу враг, однако** брань ваша**, говорит, **против начальств и властей, и против мироправителей тьмы сей, и против духов** нечистоты, находящихся в воздухе неба. Обрати, пожалуйста, внимание на то, что не сказал: брань **тех** (злых духов), но: брань **ваша**, - ибо не он (диавол) ведет борьбу против нас, но мы против него. Хотя он и устрояет козни, но не имеет силы; а хотя бы и имел силу, однако не дано ему бороться с нами силою, но посредством устроения козней. Так он вел брань с Адамом и Евою не силою, но разными кознями помышления, - и не с сильным и крепким голосом, но приступил с коварною лестью. Так же приступает он ко всем людям, исключая те случаи, когда он испрашивает себе силу и ему дается позволение употребить ее в известное время и в известном месте, как, например, он испросил и получил власть над Иовом. Итак, без всякого насилия, с одними прельщениями и кознями подступает он к сынам Адама и Евы, как подступал он и к Адаму и Еве. Но если сам враг приступает к нам только с прельщениями и возбуждениями (ко злу), то напротив мы посредством посильной борьбы и брани, то есть подвигов поста и молитвы, можем избавить себя от его злокозненных ухищрений и от лживых прельщений ко злу. Если же выше назвал их начальниками на небе, то сделал это для того, чтобы установить различие между начальниками телесными и начальниками духовными. Но как в словах Давида: //там будут обитать все летающия// (твари)// небесныя// [[old:ps:103:12|(Пс. 103:12)]], мы разумеем птиц в воздухе, а не небесных; так, равным образом, когда говорится о начальниках небесных, мы разумеем начальников в воздухе, а не начальников на небесах. Выше назвал их правителями мира потому, что они имеют способность распространять соблазны по всему миру и во грех вводит людей, обитающих по всему кругу земли. А также назвал их духами темными под небом для того, чтобы показать, что скрытно и во тьме совершаются те дела темные, коим научает (враг). Сказал: **под небом (поднебесным)**, дабы показать, что обитание его (диавола) **под** небом, а не **над** небесами, - а также, что между людьми совершаются и чтутся злокозни их, а отнюдь не между огненными и духовными Стражами (Ангелами), как утверждают некоторые еретические секты. Что же касается до слов: **и против духов нечистоты**, то это суть те, кои дерзают входить в людей, как, например, в Марию Магдалину [[new:mk:16:09|(Мк. 16:9)]] и в того человека, который бился о камни [[new:mk:05:05|(Мк. 5:5)]]. //**Толкование на священное Писание. Послание к Ефесянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских** В чем состоит всеоружие, это покажет несколько после. Но заметь, почему он не сказал: битвы или войны, но — **козни**. **Козни** есть обольщение и уловление посредством хитрости. Ибо враг не открыто предлагает грех, например, он не склоняет явно к идолопоклонству, но располагает к этому иным способом, коварствуя, то есть правдоподобным словом и пользуясь хитростью. Павел же указанием, что противник ужасен и изворотлив, ободряет их и побуждает к осторожности. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== ** Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских** Из того, что мы читаем ниже, и того, что во всех Писаниях говорится о Господе Спасителе, весьма ясно видно, что **всеоружие Божие**, в которое нам повелевает облечься Павел, нужно видеть в Спасителе, так что сказать: **Облекитесь во всеоружие Божие**, означает то же, что и сказать: облекитесь в Господа Иисуса Христа. В самом деле, если истина есть //препоясание//, а правда есть //броня// [[new:ef:06:14|(Еф 6:14)]], и если Спаситель есть и истина и правда, - то для всякого несомненно, что Он есть и //броня//, и //препоясание//. Итак, в соответствии с этим, Он будет и //готовностью благовествовать мир// [[new:ef:06:15|(Еф 6:15)]], и //щитом веры// [[new:ef:06:16|(Еф 6:16)]], и //шлемом спасения// [[new:ef:06:16|(Еф 6:16)]], и //мечом духа, т.е. словом Божиим// [[new:ef:06:17|(Еф 6:17)]], и //словом живым и действенным, и острейшим всякого меча обоюдоострого// [[new:evr:04:12|(Евр 4:12)]]. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== ** Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских** Военачальствующие в чувственных сражениях не вооружают ни жен, ни детей, ни престарелых. Военачальник же Владыка Христос всем равно уделяет полное царское вооружение и указывает на ухищрения врага. Ибо ухищрения Павел назвал **кознями**, потому что враг нередко под видом добродетели уготовляет порок и в иных случаях к посту, молитве и попечительности о нуждающихся примешивает тщеславие, а в целомудрие влагает предосудительную кичливость. Апостол показывает и на множество врагов. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 11-12 **Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной** **Всеоружие Божие** - это те добродетели, о которых Ап. говорит далее с [[new:ef:06:13|13-го]] стиха. - **Плоть и кровь** - это люди, враждебные христианству. Они действуют против христиан не сами по себе, а как орудия злых духов, думающих чрез них положить конец распространению Евангелия. - **Мироправителей** - см. [[new:in:12:31|Ин 12:31]]. - **Поднебесных**. - Они живут не в самых небесах, а ниже их, не в особенно большой высоте над землею. См. также Толкование на [[new:ef:06:10#lopuxin_ap|Еф. 6:10]] [<10>]