[<10>] ====== Толкования на Еф. 6:15 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== **и обув ноги в готовность благовествовать мир** Чтобы понять, какое значение имеют слова: **"В готовность благовествовать"**, послушаем еще слов Иоанна: //"Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему"// [[new:mf:03:03|(Μф. 3:3)]]. Правда, он говорил это (приготовляя людей) к крещению; но ведь и после крещения требуется другое приготовление. На последнее указывает (Павел), когда говорит: **"В готовность благовествовать мир"**, и тем внушает, что нам вовсе не следует делать ничего такого, что не согласно с условиями мира. Так как именем ног нередко обозначается образ жизни, то (Павел), часто говоря о жизни и делая увещание, употребляет выражения, в роде следующего: //"Итак, смотрите, поступайте осторожно"// [[new:ef:05:15|(Еф. 5:15)]]. См. также Толкование на [[new:ef:06:14#svt_ioann_zlatoust|Еф. 6:14]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **и обувше нозе во уготование благовествования мира** «Выражение не совсем понятное», — замечает святой Златоуст. Если б святой Павел писал наставление проповедникам Евангелия, то слова эти были бы понятны сами собою. Но как он пишет общие всем христианам правила брани, благовестие же Евангелия нельзя поставлять в общую всем обязанность, то его здесь и не следует разуметь. И святой Златоуст не настаивает на этом, выставляет только как предположение: «Разумеет здесь Апостол или готовность к благовестию». Или, то есть может быть.— Нельзя разуметь здесь и добродетели миролюбия, как бы так: будьте готовы и всегда ревнуйте сохранять мир со всеми, ибо миролюбие заключается уже в броне правды. Можно бы понимать слово мир не как указание на особую добродетель, а как обозначение качества Евангелия умиротворительного, и потому заключающегося уже в слове Евангелия, так что и сего одного слова, - то есть Евангелия — достаточно бы было для выражения мысли, — можно бы разуметь здесь готовность жить по Евангелию. Святой Златоуст и другие наши толковники на этой мысли больше и останавливаются. Так святой Златоуст говорит: «Под **уготованием благовествования** разумеется самый лучший образ жизни». Что это за лучший образ жизни, сказывает он ниже: «Будем вести себя достойно Евангелия, будем поступать так, чтобы вся жизнь и дела наши были чисты в течение всего нашего земного поприща».— Но твердая решимость на такую жизнь, — готовность, — заключается уже во внушении: станите, и составляет существенную черту стояния. Частные же добродетели, в которых проявляется сия готовность, заключаются уже в броне правды. — Приходится или оставить нерешенным, что именно разумеет здесь святой Павел, или придумать еще какое-либо предположение. Решаемся на последнее и берем в руководство слово святого Златоуста, который говорит: «Или, — если это объяснение, — то есть понимание здесь готовности к благовестию, — неверно, - (Апостол) хочет сказать, чтобы они (ефесяне) готовились к исходу».— Память об исходе, или о смерти, с заботливым приготовлением к ней всех подвижников, — неутомимых борцов с врагами нашего спасения, — почитается самым могущественным средством к отражению вражеских стрел. Не она ли точно и разумеется здесь? Только надобно выяснить все соприкосновенные сей памяти проявления духовной жизни.— Память о смерти не есть голая память. Она содержит в себе переселение сердцем из сей жизни в другую. Помнят о смерти не затем только, чтобы пугать себя, но чтобы ни к чему временному не привязываться, потому что, как бы оно велико ни было, ныне или завтра его надо оставить. Сердце, ни к чему здесь не привязанное, отбросило все вкусы земные, а находит вкус только в неземном и тем услаждается. У кого таково сердце, тот телом здесь живет, а сердцем на небе, в другой жизни. Но такое настроение есть существо Евангелия. Ибо Господь говорит то, что Царство Его внутри нас есть, то, что оно не от мира сего. Кто в сердце, — тот внутрь и есть, и кто сердцем в другом мире живет, тот уже не от мира сего есть. Не в Царстве же ли он, которое указал Спаситель и о коем благовествует Евангелие? Возьмем другой несколько ход мыслей. Тем, которые решаются идти вслед Господа, что Он заповедует во-первых? — //Да отвергнутся себе//. По ходу речи слово сие значит: возлюбить путь Господень и решиться верным ему пребыть до положения живота. Оно требует готовности на всякие жертвы, на всякого рода лишения и страдания, и даже на смерть. У святых подвижников часто слышится завет: хочешь успешно течь путем Господним? — Умри наперед. Собираем все эти мысли воедино и говорим: таков дух жизни по Евангелию, что он требует мертвости всему земному и переселения сердцем в иную жизнь, с готовностию на всякие лишения и даже смерть. Кто так настроился, тот уготовился к жизни по Евангелию, - исполнил то, что внушает Апостол, заповедуя обуть ноги в готовность, требуемую Евангелием. Кто таков, тот не досязаем для стрел вражиих. — Какая стрела достанет то сердце, которое на небе? Или какая чувствительная рана может быть нанесена тому, кто умер, - и держит себя в недвижимой мертвости? Остановиться на таком понимании слов Апостола заставляет и самый строй речи его. Препоясав воина духовного истиною, он преобразовал его ум; облекши его в броню правды — он преобразовал его волю. Ожидается, что скажет о преобразовании сердца. Указанное нами настроение и есть действительное его преобразование и вместе с первыми двумя — самое сильное средство к отражению врага. Но что все эти три орудия должно истолковать так, чтобы понятия, в них влагаемые, состояли в соответствии (были координаты), этого требует образ выражения: — //препоясавше//, — //оболкшеся//, - **обувше**. Применим к обуви указанное настроение сердца. Кто бос или плохо обут, тот робко ступает, боясь боли от неровностей пути. А кто обут хорошо, тот смело ступает и по кочками, и по кремнистым, и по усеянным колючками стезям. Таков, кто всему земному умер и сердцем живет на небе, с готовностию на лишения и смерть. Смело идет он, ничего не боясь, ибо на все уже у готовился, и ничего нельзя придумать, на что бы он не был готов. А кто еще живет на земле и земные питает вкусы, интересы и надежды, тот непрестанно охает и вскрикивает, будто на колючки ступает. //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Свт. Лука Крымский ===== **и обув ноги в готовность благовествовать мир** См. Толкование на [[new:ef:06:10#svt_luka_krymskij|Еф. 6:10]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и обув ноги в готовность благовествовать мир** См. Толкование на [[new:ef:06:13#prp_efrem_sirin|Еф. 6:13]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **и обув ноги в готовность благовествовать мир** См. Толкование на [[new:ef:06:14#prp_maksim_ispovednik|Еф. 6:14]] ===== Прп. Амвросий Оптинский ===== **и обув ноги в готовность благовествовать мир** См. Толкование на [[new:ef:06:14#prp_amvrosij_optinskij|Еф. 6:14]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **и обув ноги в готовность благовествовать мир** Спрашивается: не говорит ли Павел здесь о **Евангелии мира** в отличие от какого-то другого Евангелия? Или, может, это есть свойство Евангелия, чтобы оно называлось **Евангелием мира**? Итак, кто имеет мир, тот обут для благовествования Христа. А когда он будет обут, то будет готов. Однако готовый пусть не считает себя совер-шенным, ибо он приготовляется для того, чтобы продолжать, и, продолжая, приходит к концу. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **и обув ноги в готовность благовествовать мир** Да не подвигнутся ноги ваши на дела непристойные. Но исполняйте евангельское течение, чтобы и вам заслужить пророческую хвалу: //Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир// [[old:is:52:07|(Ис 52:7)]]. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и обув ноги в готовность благовествовать мир** Хорошо предлагает нам и латы. Этим он говорит или то, что должны быть готовыми к благовествованию и проповеди. Ибо //прекрасны//, говорит, //ноги возвещающего мир// [[old:is:53:07|(Ис. 53:7)]]. Или что должно нам быть готовым к исходу, живя по Евангелию. Ибо ноги — символ жизни; посему и говорит: //поступайте осторожно// [[new:ef:05:15|(Еф. 5:15)]]. Готовность же благовествовать — добрые дела, которым и Господь внемлет, по сказанному: "уготованию сердца их внят ухо твое" [[old:ps:009:38|(Пс. 9:38)]]. Хорошо также сказал: //мир//. Так как он упоминал о войне и битве, то показывает, что войну эту нужно вести против демонов, а не против людей, — ибо о мире благовестие, — и что, сражаясь с демонами, мы пребываем в мире с Богом, Которого не должно снова возбуждать к войне против себя, нарушая мир. Но благая весть уже есть, победа совершена; посему не будем страшиться. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Марий Викторин ===== **и обув ноги в готовность благовествовать мир** Надлежит нести Евангелие и проповедовать его среди язычников; и повсюду, где оно проповедовалось, его следует услышать. А чтобы мы услышали его, нужно идти, торопиться, спешить. И потому Павел говорит: **обуйте ноги в готовность благовествовать**. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и обув ноги в готовность благовествовать мир** См. Толкование на [[new:ef:06:13#lopuxin_ap|Еф. 6:13]] [<10>]