[<10>] ====== Толкования на Еф. 6:24 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Благодать со всеми любящими Господа нашего Иисуса Христа в неистлении. Аминь** Два приема благожеланий. Там благожелалось больше то, что и от них зависело; а здесь больше то, что от щедрот Божиих исходит, хотя и это не безусловно, но под условием любви. **Любящими Господа** называет всех, кои уверовали в Него, прилепились к Нему и ходят в заповедях Его. **Благодать** — и благоволение Божие, и всяк дар совершен, свыше сходящий, необходимый всякому для спасения. Не вам только, ефесянам, но и всем повсюду любящим Господа желаю благодати. Оборот речи предполагает некое движение сердца Апостольского, которое всегда обнимало всех. Что значит слово: в **неистлении**? Физическое тление — разложение тела. Нравственное тление — грех. Апостол желает, чтоб никто из христиан не подвергался сему последнему тлению, ибо иначе и любви у них уже не будет, и благодать они потеряют. Феодорит пишет: «Благодать подается не всем безусловно, но любящим Господа, да и тем не безусловно, но при любви хранящим и животворные Его законы». Удаление от всякого греха и исполнение всякой заповеди уже предполагаются в любящем. Но, может быть, найдется кто, погрешительно думающий, что и любить Господа можно, и грешить в чем-либо. Апостол требует нерастленной, полной, совершенной любви. Требует, чтобы сердце все принадлежало Господу, а не было разделяемо между Ним и другим чем. Сердце, к другому чему обращающееся, есть поврежденное сердце, неверное, изменническое. И чистота побуждений тут же разумеется. Словом, Апостол требует любви безукоризненной во всех отношениях. Святой Златоуст **неистление** понимает безгрешностию. Приводим его слова, которые вместе могут служить прекрасным заключением всему толкованию: «Скажи мне, в чем состоит тление тела? Не в том ли, когда все оно разлагается и состав его распадает на части? Так бывает и с душою, когда в ней воцарится грех. Целомудрие и правда — вот красота души, а мужество и благоразумие — это здоровье для нее! Что грехи производят тление, это видно прямо из того, что они делают людей срамными и слабосильными и иные причиняют недуги. Слушай, что говорит Писание: //растли всяка плоть путь свой на земли// [[old:gen:06:12|(Быт. 6, 12)]]. И в другом месте: //человецы растлении умом// [[new:2tim:03:08|(2 Тим. 3, 8)]]. Тело у нас тленно, а душа нетленна. О, когда бы и ее не подвергнуть нам тлению (растлению)! Первородный грех сделал это возможным. Он даже после крещения может растлить душу и сделать ее добычею неумирающих червей. Но, с другой стороны, черви не могут и прикоснуться души, когда найдут ее нетленною. Смотри же, не растлевай души. Само тление некогда облечется в нетление. А что по природе не подлежит тлению (душа), то и само по себе не может разрушаться. Таким образом, возможны тление нетленное, без конца, и смерть бессмертная. Это именно и будет, когда тела сделаются нетленными. Потому если отойдешь туда с тлением в душе, то оно сделается для нас нетленным и не будет иметь конца. Постоянно гореть и быть всегда пищею червей, это, конечно, есть тление нетленное. Умоляю вас: устрашимся слов сих! Будем и мы хранить сии законы (неистления) и пламенеть любовию к Господу, чтобы соделаться причастниками Апостольского благословения по благодати Спасшего нас Христа. С Ним слава Отцу, со Всесвятым Духом, ныне и присно, и во веки веков! Аминь» (Феодорит). //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь** **Благодать со всеми теми, кои любят Господа нашего Иисуса Христа без тления**, то есть без дел тления. //**Толкование на священное Писание. Послание к Ефесянам.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь** Поэтому не будем пренебрегать тем, чтобы по мере сил своих повиноваться Богу, призывающему нас к вечной жизни и блаженной цели посредством осуществления божественных и спасительных заповедей Его, и чтобы обрести нам милость и благодать во благовременную помощь. Ибо **благодать**, — говорит божественный Апостол, - **со всеми любящими Господа нашего Иисуса Христа в нетлении**, то есть с теми, которые любят Господа в нетлении добродетели, в чистоте жизни и в нелицемерном благочестии, исполняя волю Его и не нарушая Его божественных повелений. //**Мистагогия.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь** Здесь отделил мир от благодати, особо поставив то и другое, хотя повсюду соединял их. "**В неистлении**" (по-русски — неизменно) же, то есть в чистоте, или любящих Христа не в богатстве и славе, но в нетленных благах, то есть ради нетленного; или — что любящий Христа чрез добродетель Его любит. Ибо грех есть тление, а добродетель — нетление. Ибо, как о деве говорим, что растлевается, так и о душе; посему и Павел говорит: "чтобы ваши умы не повредились" [[new:2kor:11:03|(2 Кор. 11:3)]], и //развращенные умом// [[new:2tim:03:08|(2 Тим. 3:8)]]. Посему следует и нам показывать любовь ко Христу посредством чистоты в жизни и стремления к тем нетленным благам, и вообще посредством всякой добродетельной жизни, которая соблюдает душу непорочной, не растлеваемой ни учением, ни нечестием, соблюдает в Самом Христе, непорочном Женихе девственных и непорочных душ, Которому слава во веки веков. Аминь. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь** Благодать подается не всем безусловно, но любящим Господа; да и тем не безусловно, но при любви хранящим и животворные Его законы. Послание к Ефесянам написано из Рима с помощью Тихика. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Марий Викторин ===== **Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь** Добавляя: **неизменно любящими**, Павел хочет сказать, что его молитвы - не только о нынешней жизни, но также о будущей, пребывающей в надежде и в обетовании. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь** См. Толкование на [[new:ef:06:21#lopuxin_ap|Еф. 6:21]] [<10>]