[<10>] ====== Толкования на Евр. 1:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 1-4 **Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя** Апостольское изречение напоминает о времени, в которое Бог **глаголал нам в Сыне**, когда также совершено и очищение грехов. Когда же глаголал нам в Сыне? И когда совершено очищение грехов? Когда сделался человеком? Не после ли пророков? Не напоследок ли дней? Потом, поелику идет речь о домостроительстве нашего спасения, говоря о последних временах, по связи с этим упомянул, что и в прежние времена Бог не умолкал, но глаголал людям через пророков. А поелику и пророки служили, и через ангелов изглаголан Закон [[new:gal:03:19|(Гал. 3:19)]], но пришел и Сын, и пришел послужить, то по необходимости присовокупил: **«толико лучший быв Ангелов»**, желая показать, что сколько Сын отличен от раба, столько же и служение Сына стало лучше служения рабов. Посему апостол, различая ветхозаветное и новозаветное служение, с дерзновением пишет иудеям и говорит: **«толико лучший быв Ангелов»**. Почему не сказал совершенно сравнительно «больше, или честнее быв», чтобы не заключил кто об ангелах, будто бы одного с Ним рода, но сказал: **«лучший»**, чтобы дать уразуметь отличие Сына по естеству от существ сотворенных. И на это имеем доказательство в Божественных Писаниях. Давид псалмопевствует: //«лучше день един во дворех Твоих паче тысящ»// [[old:ps:083:11|(Пс. 83:11)]]. И Соломон возглашает: //«Приимите наказание, а не сребро, и разум паче злата искушена. Лучше бо премудрость камений многоценных, всякое же честное недостойно ея есть»// [[old:pr:08:10|(Притч. 8:10-11)]]. И действительно, не различны ли по сущности и по естеству премудрость и добытые из земли камни? Какое сродство между дворами небесными и жилищами земными? Или в чем сходство у вечного и духовного с временным и смертным? И в этом же смысле Исаия говорит: //«сия глаголет Господь кажеником: елицы сохранят субботы Моя и изберут, яже Аз хощу, и содержат завет Мой, дам им в дому Моем и во ограде Моей место именито, лучшее от сынов и дщерей, имя вечно дам им, и не оскудеет»// [[old:is:56:04|(Ис. 56:4-5)]]. Итак, нет никакого сродства у Сына с ангелами. А если нет никакого сродства, то слово **«лучший»** сказано в обозначение не сравнения, но различения, потому что Сын по естеству отличен от ангелов. И сам апостол, толкуя слово: **«лучший»**, поставляет это превосходство не в ином чем, но в различии Сына с существами сотворенными, говоря, что Он Сын, а те //«служебнии»// [[new:evr:01:14|(Евр. 1:14)]], и что как Сын сидит одесную Отца, так они, будучи служебными, предстоят, посылаются и служат. Поелику же это написано в таком смысле, то этим, ариане, означается, что Сын не сотворен, но паче инаков с существами сотворенными, собственно принадлежит Отцу, //«Сый в лоне Отчи»// [[new:in:01:18|(Ин. 1:18)]]. И написанное здесь: **«быв»** – не означает, что Сын сотворен, как думаете вы. Ибо если бы просто сказал: **«быв»** и умолк, то был бы предлог у ариан. Поелику же предварительно нарек Сыном, во всем отделении речи показав, что инаков Он с существами сотворенными, то и слово **«быв»** поставил неотрешенно, но к **«быв»** присовокупил **«лучший»**, потому что почитал это речение безразличным, зная, что об исповедуемом преискренним Сыном сказать: «был» – равнозначительно слову: «родился» и есть лучший. Для рожденного нет различия, скажет ли кто: стал или сделался; того же, что приведено в бытие как создание, невозможно именовать рожденным, разве только после того, как твари сделаются причастными рожденного Сына и сами наименуются рожденными не по собственному естеству, но потому что стали причастны Сына Духом. Такое словоупотребление известно и в Божественном Писании. Оно говорит о существах сотворенных: //«вся Тем быша и без Него ничтоже бысть»// [[new:in:01:03|(Ин. 1:3)]], и: //«вся Премудростию сотворил еси»// [[old:ps:103:24|(Пс. 103:24)]]. О сынах же рожденных: //«быша Иову сынове седмь и дщери три»// [[old:iov:01:02|(Иов. 1:2)]], и: //«Авраам бе ста лет, егда бысть ему Исаак сын его»// [[old:gen:21:05|(Быт. 21:5)]]. И Моисей сказал: если будут у кого сыновья. **//На ариан слово первое.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках** Павел в посланиях ко всем остальным полагает свое имя в начале посланий; а в послании к евреям не сделал этого, и, не сказав, кто он и к кому пишет, как обыкновенно делал, просто начал так: **Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках**. И это обнаруживает мудрость Павлову. Дабы писание не подверглось ненависти вместе с ним, он, как бы какою маскою скрыв себя отнятием от него своего имени, незаметным образом предлагает им врачество увещания. Ведь не одни только неверные иудеи, но и уверовавшие сами ненавидели его и отвращались. Так, когда он пришел в Иерусалим, послушай, что говорит ему Иаков и все остальные: //видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона; а о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея// [[new:act:21:20|(Деян. 21:20-21)]]. За это особенно они ненавидели его и отвращались. **//Беседа, сказанная в старой церкви на слова апостола: Когда же Петр пришел в Антиохию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках** **Во многих знамениях**, говорит,** и многими образами говорил прежде чрез пророков с отцами нашими**, то есть разными изменявшимися образами говорил с Ноем, Авраамом, Моисеем и с народом в пустыне, - а также в разных являлся им подобиях, то в виде старца [[old:dan:07:13|(Дан. 7:13)]], то гиганта [[old:gen:32:24|(Быт. 32:24)]], и в других. =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 1-3 **Многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, Егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори. Иже сый сияние славы и образ ипостаси Его, нося же всяческая глаголом силы Своея, Собою очищение сотворив грехов наших, седе одесную престола величествия на высоких** Различными и разнообразными способами говорил предкам Бог **через пророков**, нам же **через Сына**, поэтому большая разница между нами и отцами нашими. До того отцы наши были обременены грехами, что и не предполагали, что в такой степени составляют предмет забот со стороны Бога, как и их отцы; итак, он показывает этим, что они более составляют предмет забот. **«В последок дний сих»**. Упавших духом вследствие зла он утешает, говоря **«в последок»**. Ибо близок, говорит, конец и покой от трудов, начало же воздаяний. - **«Глагола нам в Сыне»**. Не сказал – **глагола нам** во Христе или через Христа, ибо еще ко Христу они слабее были расположены, но **«в Сыне»**, или через Сына. - **«Егоже положи наследника»**, Котораго сделал **наследником** всего мира; слово – сделал, пристойнее после воплощения. **«Егоже положи наследника»**. Чего? Всего. Всех, кто приближается к чистому и Божественному существу, ибо **Сын** – наследник и сообщник Отчаго существа, власти и могущества. Затем, сказав, что **Сын – наследник** Отчих достояний, он объясняет, каким образом. - **«Имже и веки»**, говорит, **«сотвори»**, то есть **«веки»** суть общее дело Его и Отца. А если **«веки»** – общее дело Отца и Сына, то так же и то, что **в веках** (разумеется), конечно, общее (достояние) Отца и Сына. Если же общее то, что **в веках**, то гораздо более то, что после **веков**, именно мир и что́ в нем. Затем, чтобы, услыхав **«наследник»**, ты не подумал, что Он называется **наследником** не по естеству, но по некоторой благодати и усыновлению, он (апостол) присовокупляет: **«Иже сый сияние славы»**, говоря приблизительно так: хотя я сказал, что Отец положил Его **наследником**, но ты не помышляй ни о чем низком, недостойном Бога. Слово **«положи»** сказано мною не в смысле усыновления и положения **наследником**, но в смысле вознесения и возвращения Сына к Отцу, как Своей вине по естеству, чтобы ты, принимая Сына безвиновным, не отделял Его от связи с Отцом и не предполагал двух начал, разделенных друг от друга. Ведь посему самому Он назван мною также **наследником**, чтобы ты тотчас же уразумел причину, откуда исходит наследство, и не счел Его, как и Отца, нерожденным; поэтому-то мною и сказано: **«наследника»** и **«положи»**, для того я тотчас и присоединил: **«сый сияние»**. Если же Он не был положен быть сиянием, но был сиянием, ибо я сказал: **«Иже сый сияние»**, то ясно, что и наследником Он был положен не иначе, как только в том смысле, как выше мною сказано. Смотри, как выразительно и точно сказал апостол, говоря: **«сияние»** и **«сый»** и **«славы»**. Ибо через слово «сияние» показывает он происхождение Сына от Отца по естеству. Ибо никакое **сияние** чего-нибудь вообще никогда не происходит ни от чего через благодать или усвоение, ни от солнца, ни от огня и ни от чего другого, от чего обыкновенно происходит. Выражением же **«сый»** показывает, что быть сиянием для Него не новое (какое-нибудь) состояние, но что от вечности и всегда Он пребывает таковым. Затем, говоря **«сый»**, он указывает и на Божеское Его достоинство. Точно так же и Отец сказал Моисею: //«Я есмь Сущий»// [[old:ish:03:14|(Исх. 3:14)]]. Поэтому слова **«сияние»** и **«сый»** могут достаточно показать исхождение по естеству Сына от Отца и единосущие Их и совечность. И слово **«славы»** прибавляет, чтобы ты говорил, что Он весьма почитаем и един (с Отцом) по существу и сего не более во Отце, так как Сын есть сияние Отца. Видишь, каким образом и чего Сын **наследник**? Затем, еще поясняя сказанное, добавляет: **«и образ ипостаси Его»**. То есть, открывая в Себе Самом сущность всю и самобытность, Он есть Бог, всем владеющий, всемогущий, Творец, и если еще что – отображает Отчую сущность. Все есть Сын, кроме того, что Отец. Посему Он и все глаголом силы Своея производит, содержит, направляет. Видишь воистину **наследника** и как Он владеет всем, что принадлежит Отцу? Сказав затем Божественное о Сыне и преестественное, он переходит к остальному, что с одной стороны в высшей степени возбуждает удивление и есть сверхъестественное, с другой, однако, когда услышишь, кажется низким и презренным – смерть и убийство. **«Имже и веки сотвори»**. Где говорящие: было время, когда не было Сына? Ведь не под временем Творец веков! Так как Отец есть Виновник Сына, то, конечно, Он и Виновник того, что от Него произошло. Поэтому он говорит: **«Имже»**. Ибо предполагается, что творит Отец, Который родил Сына Творца. - **«Иже сый сияние»**. Называет **«сиянием»**, показывая исхождение от Отца как бы к чему-то внешнему и никаким образом и никогда не отделимым от Лица, от Котораго происходит, и совершенно не сливающимся, но нисходящим как бы к пребыванию в Самом Себе и в Своей собственной сущности. То же говорит и святитель Кирилл в 5-й книге «О Троице». **Сияние** означает единосущность и совечность, как свет от света. Сын есть образ, как подобие славы Отца. Ведь подобен и неотделим Сын от Отца и как единственный образ в различных **ипостасях**. - **«Нося же всяческая»**, то есть все невидимое и видимое Он носит и управляет словом Своим; **«глаголом»** же сказал, чтобы показать, что Он легко все совершает и носит. **//Толкование на послание апостола Павла к Евреям. Источник: Толкование блаженного Экумения на Послание апостола Павла к Евреям. / Приложение к курсовому сочинению студента Казанской Духовной Академии иеромонаха Петра (Зверева), – Казань, 1902. //** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках** Так как они, то есть евреи, были изнурены бедствиями и считали себя оставленными Богом и не удостаиваемыми от Него того попечения, какого удостаивались и отцы их, то апостол показывает противное: вы, говорит, получили большую благодать, чем те. К тем он посылал пророков, а к вам Своего Сына. Что же означают слова его: //многократно и многообразно//? Это вместо: различно и во многих видах. //Я//, говорил Бог, //говорил к пророкам и умножал видения// [[old:os:12:10|(Ос. 12:10)]]. Зачем же вам негодовать и малодушествовать, если вы удостоены несравненно большего? ===== Евфимий Зигабен ===== **Многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне** Так как Иудеи высокомудрствовали о себе по той причине, что к отцам их от Бога посылались пророки, то Апостол в самом же начале (Послания) смиряет это их высокомудрствование, говоря, что тем (отцам) Бог говорил чрез пророков, а нам (христианам) чрез Сына Своего. Таким образом, сколь велико отличие пророков от Сына, настолько же отличается и ветхий закон от новаго, т. е. закон Моисея от Евангелия. А слово «**многочастне**» он пояснил следующим: «**многообразне**», – что значит: разными способами. Ибо одним из пророков Он являлся в одном виде, другим – в другом: ибо, говорит Бог, «//Я умножал видения//» [[old:os:12:10|(Ос. 12:10)]]. Итак, Апостол говорит, что Бог, глаголавший отцам нашим во пророцех, в последние эти дни возглаголал нам, Апостолам, в Сыне Своем. «**Многообразне**» же употреблено вместо: в разных видах, в разных видениях. А днями последними называет последние дни времени, определеннаго на служение законное (ветхозаветное): ибо говорит Писание, егда прииде кончина лета... //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках** //"Многократно// (polumerwV) //и многообразно// (polutropwV)" - через многих пророков и разнообразными способами. Последнее относится и к способам сообщения воли Божией пророкам, и к способам сообщения этой воли пророками людям, для чего - кроме обычной речи - употреблялись и необычные средства - видения, знамения, чудеса, символы, пророчества и прообразы. Славянское - "//многочастне//" лучше и правильнее отражает мысль подлинника, желающего указать на простую многократность и как бы повторяемость откровения, а именно - его многочастность и как бы раздельность, при разнообразии и характерной особенности открываемой в каждом отдельном случае и при теснейшем отношении каждой отдельной открываемой истины к общему - единому и целому содержанию откровения. Таким образом, через пророка Исаию, например, было открыто рождение Мессии от девы и Его страдания, через Даниила - время Его пришествия, через Иону - Его тридневное погребение, через Малахию - пришествие Его Предтечи и т д. В противоположность этой раздельности и многочастности в Новом Завете Бог открыл через одного Своего Сына всю полноту истины - существенно, видимо, осязательно - в воплощенном Сыне, Который есть Сама Истина. - //"Издревле"// - (неопределенное наречие) опять менее характерно, чем славянское "//древле//" для точнейшего оттенения мысли подлинника. Это //древле// (palai) противополагается дальнейшему - //в последок дней сих// (ep escatou tain hmerwn toutwn) и означает здесь все время Ветхого Завета, всю древность в ее совокупности, а не отдельных моментах. - //"В пророках"//. - Это выражение надо понимать здесь в самом широком смысле, разумея под пророками всех святых мужей Ветхого Завета, получавших откровение от Бога. [<10>]