[<10>] ====== Толкования на Евр. 1:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя** Апостол, не сущность Слова желая главным образом сравнивать с вещами сотворенными, сказал: **«толико лучший быв Ангелов»** (потому что сравнение не имеет здесь места: иное – Слово, иное – ангелы); но имея в виду пришествие Слова во плоти и домостроительство, совершенное Им тогда, хотел показать, что Слово не подобно бывшим прежде, чтобы в какой мере Слово по естеству отлично от предпосланных Им, в такой же и большей еще мере от Него и чрез Него бывшая благодать сделалась лучшей ангельского служения. Рабам свойственно было требовать только плодов, а Сыну и Владыке свойственно простить долги и пересадить виноградник. См. также Толкование на [[new:evr:01:01#svt_afanasij_velikij|Евр. 1:1]] **//На ариан слово первое.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя** Если же **Он был настолько превосходнее Ангелов** в отношении всего того, что я указал; **то сколь превосходнейшее пред ними имя наследовал**? То есть именно то, о котором сказал: //дал Ему имя, которое выше всякаго имени// [[new:fil:02:09|(Флп. 2:9)]]. =====Прп. Икумений Триккский===== **Толико лучший быв Ангелов, елико преславнее паче их наследствова имя** См. Толкование на [[new:evr:01:03#prp_ikumenij_trikkskij|Евр. 1:3]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя** В начале послания сравнивал Его с пророками по причине немощи слушающих, теперь, продолжая, поставляет Его выше ангелов, мало-помалу приводя слушателей к истине. Слово //будучи// употреблено вместо: явившись, как и Иоанн говорит: //Идущий за мною стал впереди меня// [[new:in:01:15|(Ин. 1:15)]], то есть явился почетнее меня. Ведь он говорит здесь не о природе Его по существу. По плоти, без сомнения, сказано: //наследовал//, потому что как Бог Слово Он имел это имя всегда. Точно так же и мы говорим о человеке и низкое, и высокое, как например, если скажем: великое дело - человек, мы называем все, что есть в нем лучшего; если же скажем; человек - земля и пепел, - назовем все худшее. Так точно и о Господе иногда мы говорим все, что относится к свойствам Божества, а иногда - к свойствам плоти. ===== Евфимий Зигабен ===== **Толико лучший быв ангелов, елико преславнее паче их наследствова имя** И это относится к Его человечеству. Слово: "**быв**" употреблено вместо: явившись; ибо, как Бог, Он есть лучший без всякаго сравнения, и имя ближайшей сыновности Он имел всегда, а не унаследовал после, по времени. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя** Мысль о превосходстве Сына Божия апостол начинает развивать далее сопоставлением Его с Ангелами, имея в виду указать, что и сообщенное Им откровение выше и совершеннее того, которое было дано при посредстве Ангелов, рукою ветхозаветного посредника - Моисея. Имя, в котором одном уже выражается преимущество Христа пред Ангелами, есть имя //Сына//, которое Он носил прежде век, а //унаследовал// - по выражению апостола - в том смысле, что на Нем именно, а не другом ком пополнились и к Нему относились приводимые далее пророчества. - Можно также понимать это //наследовал// подобно тому, как выше - //поставил, воссел// относя к человеческой природе Сына Божия. Христос от вечности был Сыном Божиим и прежде Ангелов. Став человеком, Он по-видимому умалился пред Ангелами, но это умаление ограничивалось коротким временем. Оказав послушание Отцу Своему даже до крестной смерти, Он //заслужил и для Своей человеческой природы// возвышение над всею тварью, наследовав и по человечеству имя Сына Божия, обладая этим Именем по праву //наследства//, а не как мы - по усыновлению. [<10>]