[<10>] ====== Толкования на Евр. 1:6 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии** И ни одному из людей не было возвещено: //да поклонятся Ему Ангелы Божии// [[old:ps:096:07|(Пс. 96:7)]], ибо если Ангелы и делаются товарищами людей, однако же люди никогда не приводили Ангелов в повиновение себе. =====Прп. Икумений Триккский===== **Егда же паки вводит Первороднаго во вселенную, глаголет: и да покло́нятся Ему вси Ангели Божии** См. Толкование на [[new:evr:01:05#prp_ikumenij_trikkskij|Евр. 1:5]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит** Христос называет Свое пришествие во плоти исходом, например, когда говорит: //вышел сеятель сеять// [[new:mf:13:03|(Мф.13:3)]], и еще: //Я исшел от Отца// [[new:in:16:28|(Ин. 16:28)]]. И справедливо, Ибо мы были вне Бога, и Он, сойдя к нам как посланник, живя с нами и очищая нас, примирил с Царем. А Павел теперь называет пришествие Его входом, взяв это переносное выражение из примера наследников, получающих в наследство какое-либо имущество. Ибо это и означает выражение: "вводит", когда Отец вручил Сыну вселенную; Ибо тогда Он принял ее, добровольно подчинившуюся, в свое владение, когда и был познан. Вводится же не иначе, как во плоти. Ибо Он как Бог Слово //в мире был, и мир чрез Него начал быть// [[new:in:01:10|(Ин. 1:10)]]. Отца он представляет вводящим Сына, что бы сделать речь приятной. Григорий же Нисский и святой Кирилл так поняли выражение //вводит//, что до воплощения Он не имел ничего общего с творением, будучи как Бог бестелесен; когда же воплотился, тогда, приобщившись твари, поскольку тварное соединил в Себе, Он, как говорится, и был введен в творение. **И да поклонятся Ему все Ангелы Божии** [[old:ps:096:08|(Пс. 96:8)]]. Очевидно, поклонятся Тому, Который принял плоть. Здесь показывает также, что настолько Он превосходнее ангелов, насколько владыка превосходнее рабов, подобно тому, как если бы кто, вводя кого-нибудь в дом, повелел предстоящим там тотчас поклониться ему. ===== Евфимий Зигабен ===== **Егда же паки вводит Первороднаго во вселенную, глаголет: и да поклонятся Ему вси Ангели Божии** Сын, будучи Богом везде, был Богом и во вселенной. //В мире//, говорит, //бе, и мир тем бысть// [[new:in:01:10|(Ин. 1:10)]], Но Он введен во вселенную, по принятии плоти, благоизволением и посланием от Отца. Сам Христос свое явление во плоти назвал исхождением: //Аз от Бога изыдох и приидох, говорит Он// [[new:in:08:42|(Ин. 8:42)]]. И в другом месте: //Изыде сеяй// [[new:in:13:04|(Мф. 13:4)]], и т. п. Павел же Его явление называет вхождением. «Исход» (т. е. выход) указывает на то, что мы были вне Бога. Подобно тому, как узники, оскорбившие царя, с просьбою о помиловании стоят вне царских чертогов, и тот, кто желает примирить их с царем, сам выходит к ним и беседует с ними, пока не сделает их достойными явиться пред взоры царя, и тогда уже, признав их достойными лицезрения царскаго, вводит их внутрь чертога и представляет царю: так сделал и Христос, Сам вышед к нам, т. е. принял на Себя плоть, чрез нее вступил с нами в общение и беседу, и очистил нас от грехов. А Павел, назвав Его явление вхождением, метафорически заимствовал это выражение от примера наследников, получающих себе известный удел и вводимых во владение им: «//и дам, говорит Писание, в наследие тебе языки и в обладание все пределы земли//» [[old:ps:002:08|(Пс. 2:8)]]. Ибо Он (Христос), обладая ею, как Сын превечный, получил ее в обладание и как Сын, явившийся во времени (по принятии плоти). Егда же, говорит, вводит Его во вселенную, т. е. когда Отец вручил ее Сыну, по слову Его: «//Я поставлен царем над нею от Него//» ([[old:ps:002:08|Пс. 2:8]] – по переводу 70). А выражение: **да поклонятся Ему** и следующее за сим, что сказал чрез Давида (т. е. **да поклонится Ему eси Ангели Его**) относится к плоти, выражая собою ту мысль, что Ангелы поклонились Ему и как человеку. Первородным назвал Его как превечно рожденнаго и сущаго прежде всей твари, по Его безначальному происхождению. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии** //"Также, когда вводит..."// - неточный перевод греческого ὅταν δὲ πάλιν εἰσαγάγη̨... славянский правильнее: //"егда же паки вводит..."//, то есть: //когда опять вводит//... - //"Вводит Первородного во вселенную..."// - греческое εἰσάγειν значит// вводит в обладание// известным предметом (судебный термин);// вводит во вселенную// - вводит в обладание вселенной; //вводит Первородного// - вводит имеющего по закону полные права наследства. //Опять// - этим выражением имеется в виду указать не вторичное введение Первородного во вселенную, а вторичное приведение соответствующего выше только что приведенному текста: //"когда опять вводит Первородного во вселенную, говорит..."// или яснее: //"опять, когда вводит Первородного, говорит",// то есть не:// опять вводит, а опять говорит.// Выражение - //Первородный// - (πρωτότοκος) излюбленное у евреев для обозначения Мессии. У Апостола Павла оно повторяется несколько раз различными оттенками. Так, в [[new:rim:08:29|Рим. 8:29]] Христос называется //первородным во многих братьях,// в отношении к искупленным людям, которые в Нем снова усыновлены Богом, как дети, и, таким образом, сделались Его братьями [[new:evr:02:11|(2:11)]]. - В [[new:kol:01:18|Кол. 1:18]] Христос называется //перворожденным из мертвых,// как первый, преодолевший происходящую от Адама смерть. В [[new:kol:01:15|Кол. 1:15]] апостол называет Христа //перворожденным всей твари,// как Первообраз всего Им и через Него сотворенного. Во всех этих случаях означенное выражение должно быть понимаемо в приложении к человеческой природе во Христе. Как Христос, будучи вечным Словом есть, //Единороден// (μονογενής) у Отца, так, будучи человеком, Он есть //перворожденный// Божий (πρωτότοκος του̃ Θεου̃). Он перворожден в отношении к христианам, которые суть Его братия, и поэтому также сыны Божии [[new:evr:02:10|(II:10).]] Как //перворожденный//, Он поэтому и будет введен некогда в свое полное наследие, и тогда Ангелы поклонятся Ему, как царю всей твари (ср. [[new:fil:02:09|Флп. 2:9]] и д.). - //"Да поклонятся Ему все Ангелы Божии..."// - выражение заимствовано из Пс 96-го ([[old:ps:096:07|7 ст.]]) и ближайшим образом относится Псалмопевцем к Иегове, Который прославляется в этом псалме как Царь и Судья всей вселенной. Относя приписываемое Иегове к Сыну Божию, апостол поступает согласно с указанием этого Сына Божия, открывшего нам, что //"Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну"// [[new:in:05:22|(Ин. 5:22)]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]