[<10>] ====== Толкования на Евр. 1:9 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих** См. Толкование на [[new:evr:01:08#prp_efrem_sirin|Евр. 1:8]] =====Прп. Икумений Триккский===== **Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего рáди помаза Тя, Боже, Бог Твой, елеем радости паче причастник Твоих** См. Толкование на [[new:evr:01:08#prp_ikumenij_trikkskij|Евр. 1:8]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие** Эти слова относятся к Нему как воплотившемуся Богу Слову, так как с принятием плоти Он уничижил Себя. **Посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих** Это против иудеев, и Савеллия, и Маркелла, так как указывает на два лица, говоря: Бог и Бог. И против маркионитов, думающих, что Сын не принял плоти, потому что не божество помазуется, а человечество. Посему говорит: //Боже, помазал Тебя Бог//, то есть Отец Твой по Божественности, и Бог по плоти. //Елеем радости//, то есть Духом Святым, предпочтительно пред прочими людьми. Ибо //не мерою// Христос получил //Духа// [[new:in:03:34|(Ин. 3:34)]], не как бессильный, но помазан был всею полнотой как помазания, так и Помазующего. Причастники Его - все духовные, как освященные тем же самым причастием. И те, которые, будучи совершенны в законе и духовны, получили Духа по вере во Христа. Почему и названы помазанниками, как например: //не прикасайтесь к помазанным Моим// [[old:ps:104:15|(Пс. 104:15)]]. Гораздо же известнее те причастники Христа по благодати, которые приобщились Его смерти в крещении и помазаны Духом, Который называется елеем радости. Который освободил нас от печали по грехам и сделал для нас то, что мы утешаемся надеждой на будущие блага. Что имя //Бог// стоит вместо: о, Боже! (ώ θεέ), - достоверным свидетелем служит враг Симмах, издавший так: "сего ради помазал Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче друзей Твоих". Заметь же, что словом //Боже//, с артиклем, сказано о Сыне ради тех, которые говорят, что выражение //и Слово было Бог// [[new:in:01:01|(Ин. 1:1)]], в котором слово //Бог// без артикля, представляет Его не собственно Богом. ===== Евфимий Зигабен ===== **Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих** **Возлюбил eси правду и возненавидел eси беззаконие** Это относится к плоти: ибо, сказано, греха не сотвори [[new:2kor:05:21|(2 Кор. 5:21]], [[new:1pet:02:22|1 Пет. 2:22)]]. **Сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих** [[old:ps:044:07|(Пс. 44:7–8)]] Причастники, или общники. А общники Христа в Его имени помазанника суть все цари, именуемые так по причине помазания. Но тех, в знак их царской власти, помазывали пророки, и помазывали заранее приготовленным елеем. Тебя же Бог, в отличие от тех, помазал в царя пе заранее приготовленным елеем, а елеем радости. Как слыша о мече Божием, о луке и стрелах [[old:ps:044:04|(Пс. 44:4–6)]] и еще о чем-нибудь в этом роде, мы должны понимать это не в грубом (буквальном) смысле, а в смысле Его силы: так и помазание Сына должны мыслить под видом елея. Между тем «**помазание радости**» есть наитие Святаго Духа: ибо Дух Святый есть радостотворец. Вообще это помазание есть помазание полное, так что Дух Св. всем существом Своим соединился с существом Сына, а не частию Своего дарования, как в отношении к духоносным мужам. В этом и выразилось превосходство Сына. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих** См. Толкование на [[new:evr:01:08#lopuxin_ap|Евр. 1:8]] [<10>]