[<10>] ====== Толкования на Евр. 2:4 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле** Далее: вместо Апостолов **удостоверяет** Сам Сын **посредством сил и знамений**, совершаемых Апостолами, вместе с Духом Святым, который был сообщен им в виде языков, толкования языков, пророчества и других даров, коими они обильно наделены были от Духа ([[new:act:02:03|Деян. 2:3-]][[new:act:02:04|4]]; [[new:1kor:12:01|1 Кор. 12:1]] сл.). =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 4-8 **Сосвидетельствующу Богу, знаменьми же и чудесы, и различными силами, и Духа Святаго разделеньми, по Своей Ему воли. Не Ангелом бо покори Бог вселенную грядущую, о нейже глаголем: засвидетельствова же негде некто, глаголя: что́ есть человек, яко помниши его? Или сын человеческий, яко посещаеши и? Умáлил еси его малым нечим от Ангел: славою и честию венчал еси его, и поставил еси его над делы руку Твоею: вся покорил еси под нозе его. Внегда же покорити ему всяческая, ничтоже остави ему непокорено: ныне же не у́ видим ему всяческая покорена** Затем – как будто бы лгут слышавшие от Христа и одно вместо другого говорят – нет, говорит он, ибо и Сам Бог свидетельствует об истине их **знаменьми и чудесы и различными силами**, которыя совершаются через них. - **«И Духа Святаго разделенми»**. И через дары и через наитие Святаго Духа совершается свидетельство Бога. А **«разделеьнми»** говорит, как бы через разделение благодати Духа и по мере каждаго, и сообразно с верою, и как каждому потребно. - **«По Своей Ему воли»** – Утешителя, очевидно. Разделяя, говорит, каждому, как Ему угодно. - **«Не Ангелом бо покори Бог вселенную»**. Это соответствует выше приведенному сравнению **с Ангелами**. Ибо должно было, сравнив Христа во плоти с величайшим творением, то есть **Ангелами**, показать Его большим, как Господа. **«Грядущую»** же **вселенную**, говорит, – будущий мир, относительно котораго вся речь у нас. Ведь Сам Христос, Судия той **вселенной**, возсядет, а **Ангелы**, как слуги и рабы, станут около. - **«Засвидетельствова же негде некто, глаголя»**. Так как он обращается к знающим Писание, то и не ставит имени говорящих. - **«Что́ есть человек»**. Почему теперь приводит выражение: **«что́ есть человек, яко помниши его?»** Потому что он думал выше упомянутому предложению (ибо он показал Христа большим **Ангелов**) противопоставить выражение: **«малым нечим»** умаленнаго от них. Для того помещает это, чтобы разрешить кажущееся противоречие. И, разрешая, говорит: сказано, что Он умален за приятие смерти. //«Мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему»// [[old:is:53:02|(Ис. 53:2)]]. Соглашается между тем, что приведенное место сказано о Господе, так как это ему было полезно и для успокоения их (евреев), что //«вся покорил еси под нозе Его».// - **«Помниши его»**. И не только в бытие привел, но и даровал благобытие, и продолжаешь помнить и посещаешь в дурном положении. - **«Умáлил еси его»**. Ибо смертью умален перед Ангелами. Сие относится и ко всему человечеству, но особенно ко Христу во плоти. - **«Ныне же не у́ видим ему всяческая покорена»**. Ибо так как он сказал: //«ничто же остави ему непокорено»//, а они претерпевали зло и разграбление имуществ со стороны иудеев, остававшихся в неверии, то чтобы они не сомневались в сказанном, говорит: не смущайтесь, ибо Ему еще не все покорено, учение еще не посеяно, не начал еще властвовать явно Царь. **//Толкование на послание апостола Павла к Евреям. Источник: Толкование блаженного Экумения на Послание апостола Павла к Евреям. / Приложение к курсовому сочинению студента Казанской Духовной Академии иеромонаха Петра (Зверева), – Казань, 1902. //** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **При засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами** Сказав: //утвердилось//, показывает - как. Чтобы кто-нибудь не сказал, что слышавшие ошиблись, говорит: Бог свидетельствовал вместе с ними; Он не свидетельствовал бы, если бы они сами измыслили что-нибудь. Свидетельствуют, говорит, они; вместе с ними свидетельствует и Бог - не голосом, а знамением и чудесами, которые подтверждали то, что они говорили. Поэтому мы верим Богу, а не людям. **И различными силами** Выражая обилие дарований, сказал: **различными**. Так как и чародеи совершают многие знамения, поэтому сказал: **силами**. Те знамения - не силы, а бессилие, вымысел и пустые призраки. **И раздаянием Духа Святаго по Его воле** И это прибавил по той же самой причине. Ибо знамения чародеев - не от Духа Святого, а обманы нечистых демонов. Дает при этом понять и нечто другое. Вероятно, там было не много людей, имевших духовные дарования, которые оскудели потому, что верующие были менее ревностны. Поэтому, чтобы утешить их в этом, говорит, что **раздаяния Духа** происходят по **Его воле**. Он знает, что каждому полезно, и таким образом разделяет благодать. Часто кто-нибудь не получает дарований за нечистую жизнь; часто не получает дарований и человек чистой жизни, чтобы не возгордился. Поэтому-то они и были сообщаемы более людям смиренным и простым. ===== Евфимий Зигабен ===== **при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле** **Сосвидетельствующу Богу знаменьми же и чудесы и различными силами** Ибо и Сам Бог Отец утверждает истинность проповеди собственным свидетельством, посредством знамений и чудес и разнообразных дарований. Многие говорят, что знамения и чудеса – одно и тоже; a некоторые под знамениями разумеют врачевания болезней, изгнания бесов и иное в этом роде, под чудесами же сверхъестественныя чудотворения, как, напр., воскрешение мертвых и другое в этом роде. Под «**различными силами**» разумеется или то же самое, или разныя духовныя дарования, о которых Апостол яснее говорит в первом послании к Коринфянам [[new:1kor:12:04|(1 Кор. 12:4–10)]]. А так как и чародеи тоже кажутся совершителями знамений, чудес и сил, то он в отличие от них прибавил: **И Духа Святаго разделенми** Ибо знамения и чудеса чародеев совсем не таковы и не составляют проявления какой-либо силы, напротив они суть дела слабости, праздной мечтательности и пустоты; Божественный же знамения суть дарования Святаго Духа. И в вышеупомянутом послании он назвал их разделениями дарований. **По своей Ему воли** По воле Бога, или по воле Святаго Духа. И в упомянутом послании сказал, что Дух Св. разделяет властию коемуждо, якоже хощет [[new:1kor:12:11|(1 Кор. 12:11)]]. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле** //"При засвидетельствовании от Бога..."// sunepimarturountoV tod Qeou... - слав. : //сосвидетельствующу Богу...// Славянский текст более точно выражает здесь мысль подлинника о тесном взаимодействии Бога с человеком в различных знамениях, разнообразие коих показывало, как велико попечение Божие о полноте воздействия на людей и как люди будут безответны, если не воспримут столь многоразлично удостоверяемой проповеди. Готовясь доказать, что Иисус Христос есть глава Нового Завета, Апостол говорит, что унижение Его пред Ангелами в страданиях не только не умалило Его достоинства, но еще более возвысило и входило в планы Божественного домостроительства как спасительнейшее средство освящения всех людей. [<10>]