[<10>] ====== Толкования на Евр. 2:14 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола** **Итак, поелику дети**, названные так по обетованию, **приобщились плоти и крови**, то есть греху, который обозначается плотью, - то **и Он подобным же образом стал причастен тому же состоянию страдания, в подобии** плоти [[new:rim:08:03|(Рим. 8:3]]; [[new:fil:02:07|Флп. 2:7)]], и воспринял их (плоть и кровь с страданиями), дабы быть для людей образцом добра, - и потом предал Себя смерти, **чтобы чрез смерть** свою **упразднить того, кто имел** у себя **над смертию державу, то есть диавола**, навлекшего на тварей смерть по случаю вкушения плода ([[new:act:03:01|Быт. 3:1]] сл.). =====Прп. Икумений Триккский===== **Понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися техже, да смертию упразднит имущаго державу смерти, сиречь, диаволаг** См. Толкование на [[new:evr:02:11#prp_ikumenij_trikkskij|Евр. 2:11]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные** Итак, да устыдятся те, которые говорят, что Он пришел призрачно и привидением. Ибо апостол не сказал только, что Он приобщился плоти и крови, как дети, то есть остальные люди; хотя, если бы он и так сказал, довольно было бы для утверждения, что Он воплотился истинно, но и присовокупил: //также//, чтобы утвердить безразличие с нами и истинное воплощение. **Дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола.** Приводит причину домостроительства. Чтобы, говорит, Своею смертью, которую Он воспринял, как очевидно приобщившийся плоти и крови, уничтожить диавола, который владеет смертью. Каким образом? - чрез грех. Так как он сделал, что люди грешат вследствие того первого непослушания, то он был виновником смерти и пользовался ею, как каким-нибудь воином и сильным оружием против человеческой природы. Поэтому и Христос воспользовался против него тем же самым оружием. Поистине, дело великого могущества и мудрости - умертвить врага тем оружием, которым он умертвил многих. Некоторые поняли так: владеющего, говорят, грехом, то есть диавола, так как грех составляет власть и силу смерти. ===== Ориген ===== **А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола** См. Толкование на [[old:is:08:18#origen|Ис. 8:18]] ===== Евфимий Зигабен ===== **А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола** **Понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и той приискренне приобщися техже** Поелику дети Божии, т. е. братия Христа по плоти, приобщились плоти и крови, то и Он самым близким, т. е. одинаковым с ними, образом «**приобщися**» плоти и крови, что значит: истинно и совершенным образом вочеловечился. Далее Апостол указывает и цель этого домостроительства. **Да смертию упразднит имущаго державу смерти, сиречь диавола** Чтобы смертию Своею по человечеству победить диавола, победить тем же, чем диавол сокрушал людей: ибо смерть Спасителя сокрушила владычество диавола. Держава же смерти есть грех, как укрепляющий и поддерживающий силу смерти. А так как в диаволе грех и он есть причина греха, то и сказано, что он обладает державою смерти. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола** //"Причастны плоти и крови"// - описательное выражение для обозначения человеческой природы. Чтобы уподобиться детям - братьям Своим совершеннее, и вернее избавить их от господствовавшей над ними власти смерти, Господь совершенно также, как и они (//преискренне// - paraplhsiwV, //вполне, в совершенстве//) воспринял их природу, чтобы в ней победить диавола, виновника греха и смерти (ср. [[new:1kor:15:20|1 Кор. 15:20-26]] и дал. [[new:1kor:15:53|53-57]]). Эта победа состоялась через удовлетворение правды Божией смертью Христовою за грехи людские, т.е. диавол потерпел поражение с той стороны, откуда, по-видимому, всего менее можно было ожидать - из той области, в которой он был ecwn то kratoV, иначе говоря - его же оружием. Смерть осталась, по-видимому, по-прежнему, но она сделалась уже не страшна, ибо сама себя поражает, давая умирающим от нее вступать в начало жизни вечной. [<10>]