[<10>] ====== Толкования на Евр. 2:16 ====== ===== Свт. Тихон Задонский ===== **Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово** Что сие значит? Значит горячую и неизреченную любовь Сына Божия к роду человеческому: так Он возлюбил род человеческий, что не ангельское естество, которое выше человеческого, но человеческое Себе принять в соединение благоизволил, чем неизреченно почтил наше естество; сделался плоть от плоти нашей, и кость от костей наших. Потому и не стыдится братией нарицать нас, говоря: //«Возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя»// [[new:evr:02:12|(Евр 2:12)]], и в других местах. Какая большая может быть честь людям? Ум постигнуть не может как любви Сына Божия к людям, так и чести их от того. Поэтому говорит: //«Тем, которые приняли Его»// (Иисуса), //«верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими»// [[new:in:01:12|(Ин 1:12)]]. И воистину, чем более обесчестилось человеческое естество падением, тем более почтилось и превознеслось воплощением Сына Божия. Слава Богу, благоволившему так! **//Письма келейные. Письмо 64.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово** Итак, **не от Ангелов приемлете** вы это животворное врачество жизни вашей, **но от** Самого **Семени Авраама**, коему сказано: //в Семени твоем благословятся все народы// [[old:gen:22:18|(Быт. 22:18)]]. =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 16-18 **Не от Ангел бо когда приемлет, но от семене Авраамова приемлет: отнюдуже должен бе по всему подобитися братии, да милостив будет и верен первосвященник в тех, яже к Богу, во еже очистити грехи людския. В немже бо пострада, Сам искушен быв, может и искушаемым помощи** **«Но от семене Авраамова приемлет. Приемлет»** указывает на то, что мы, люди, убегали от Него, а Христос преследовал и, преследуя, настиг, а настигши, воспринял. Не от ангельской природы воспринял, а от человеческой. Затем, желая показать происхождение Христа по плоти от Иуды, он говорит: **«от семене Авраамова».** - **«Отнюдуже должен бе»**. Когда же Он удостоил воспринять, то сообразно с этим должен был во всем **«подобитися»** людям. Ибо и родился, и возрастал, ел, пил, спал, умер, возстал. - **«Да милостив будет»**. Все же это, говорит, устроил Он не для чего инаго, как для того, чтобы излить милость на живущих на земле и возставить от падений. - **«И верен первосвященник»**. Верный, истинный. Ибо обязанность настоящаго и истиннаго **Первосвященника** избавлять от прегрешений тех, кого Он **Первосвященник**. Итак, для того, чтобы принести жертву, могущую очистить нас, Он стал человеком и Самого Себя возложил. Затем приводит, каким образом и почему стал верным **Первосвященником**. **«Во еже»**, говорит, **«очистити грехи людския»**. Для того, говорит, стал **Первосвященником**, чтобы нам оказать милость и очистить нас от грехов наших. - **«В тех, яже к Богу»** – в делах, приличных для Бога. Ибо в этих Он сделался нашим **Первосвященником** не для того, чтобы взыскивать материальных десятин или начатков, но так как Он знал, что мы стали врагами Божиими и отверженными, то, жалея нас, Себя Самого дал нам в **Первосвященники**. - **«В немже бо пострада, Сам искушен быв»**. Униженное выражение, однако не вне меры истощания. Затем (это) говорится и для слышащих неразумное. Ибо что говорит? **«В немже бо пострада»**, то есть так как пострадал Он в собственном теле, **искушен быв**, то охотнее будет помогать **искушаемым**. Как если бы сказал: искушением научившись тому, что значит впадать в искушения, не как только Бог, но и как человек искушением познав страдание, может, то есть охотнее будет протягивать руку **искушаемым**. Или может **искушаемым помогать**, так должно принимать. Ибо когда, говорит, дьявол напал на безгрешное тело Господа, то Он и искушениями **был искушен** (ибо не только сам приступил, искушая, но и самих иудеев побудил на убийство Господа). Итак, имея безгрешное тело, **был искушен** и претерпел, поэтому имеет сильное и основательное право на дьявола освобождать людей, подверженных греху, от происходящих от него искушений и **быть помощью искушаемым**. Ибо дерзость дьявола против безгрешнаго тела доставила Господу основательную и справедливую силу к тому, чтобы спасать впадших в грех от происходяших отсюда искушений и **быть помощником искушаемым.** **//Толкование на послание апостола Павла к Евреям. Источник: Толкование блаженного Экумения на Послание апостола Павла к Евреям. / Приложение к курсовому сочинению студента Казанской Духовной Академии иеромонаха Петра (Зверева), – Казань, 1902. //** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо не Ангелов восприемлет Он** То есть не с ангельской природой соединился Господь и не ее носил. Это показывает великую любовь Божию к человеческому роду. Чего, говорит, не даровал ангелам, то дал людям, чтобы от них воспринять плоть. **Но восприемлет семя Авраамово** Не сказал: принял, но: //восприемлет//, чтобы показать, что Он настиг нашу природу, бежавшую и далеко удалившуюся; и, настигнув, воспринял ее и облекся, соединив с Собой и остановив ее, когда она бежала от Него. Не сказал: природу людей, но //семя Авраамово//, отчасти желая возвысить их и показать, что род их почтенен, и что они имеют в этом преимущество пред язычниками, так как от них Господь; ибо Павел всегда угождает им, в чем ни для кого нет вреда; отчасти напоминает им обетование: //ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки// [[old:gen:13:15|(Быт. 13:15)]]. ===== Евфимий Зигабен ===== **Не от ангел бо когда приемлет, но от семене Авраамова приемлет** Не Ангельское естество Он соединяет с Собою, чтобы возвысить его честию, но естество человеческое. Или еще иначе: отпали от Бога ангелы, отпали от Него и люди. Бог, миновав ангелов, пришел к отпавшим людям, и пришел к ним путем вочеловечения, каковое взыскание отбежавших служит доказательством Его великаго человеколюбия и благости. А о силах злых духов Он знал, что по отпадении своем они уже неспособны к исцелению. Слово «**приемлет**» употреблено вместо: соприкасается, привязывает к Себе, соединив человечество с божеством Своим. Это выражение пригодно для объяснения того, что Он остановил бежавших от Него и привлек к Себе заблудившихся. Сказал: «**от семене Авраамова**», чтобы почтить весь род Еврейский. Ближе Христос произошел по человечеству Своему из колена Иудина, но и Иуда был потомком Авраама. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово** Стих указывает более глубокое обоснование необходимости вочеловечения Избавителя нашего от смерти. Не Ангелы нуждались в избавлении, а люди, почему и Он восприемлет не ангельскую природу, а человеческую - для избавления. Вместо //"семя Авраамово"// - следовало бы, по-видимому, ожидать употребление апостолом //"семя Адамово"// как вообще человеческое. Авраамово имя предпочитается потому, что это ближе указывало евреям на обетования, данные с//емени Авраама//, которое являлось как бы менее страдавшим от ужасающих последствий греха Адамова и более достойным, чтобы от него заимствовал свое родство с людьми Избавитель людей. [<10>]