[<10>] ====== Толкования на Евр. 2:17 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа** **Посему Он должен был во всем уподобиться братьям** Своим, сынам Авраама, **чтобы милостив был Он**, как Моисей, который во образ Сына предавал себя за сынов народа своего [[old:ish:32:31(|Исх. 32:31-]][[old:ish:32:31|32)]], - **и** чтобы был Он **верен** и спас все народы от смерти, как Аарон, который, будучи таинственным прообразом Его, отвратил смерть от сынов рода своего посредством кадильницы, с которою он стал против смерти [[old:chis:16:48|(Числ. 16:48)]]. **Первосвященником** же назвал Его не ради того, что сообщается нам посредством жертвоприношений, но по причине того, что в Нем дается нам духовно, то есть тем, **чтобы Он был Очистителем** нас чрез крещение (погружение), а не окропление. =====Прп. Икумений Триккский===== **отнюдуже должен бе по всему подобитися братии, да милостив будет и верен первосвященник в тех, яже к Богу, во еже очистити грехи людския** См. Толкование на [[new:evr:02:16#prp_ikumenij_trikkskij|Евр. 2:16]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Посему Он должен был во всем уподобиться братиям** Раз, говорит, Он благоволил принять нашу природу, то совершенно последовательно было Ему во всем уподобиться нам, то есть родиться воспитаться, возрасти, претерпеть все, что следовало, наконец, умереть; это и значит - уподобиться во всем. **Чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом** Не для чего-нибудь другого, говорит, Он принял нашу плоть, как для того, чтобы чрез нее помиловать нас и восстановить глубоко падших. Каким образом? Сделавшись нашим первосвященником и нося ту плоть, которую Он воспринял от нас, вместо другой какой-либо жертвы, чтобы очистить нас от грехов и быть нашим посредником пред Богом; ибо мы были во вражде с Ним. //Верным// - вместо: истинным, который мог бы исполнить дело первосвященника; ибо это долг истинного первосвященника - освободить от грехов тех, коих он есть первосвященник; или что Он приятен Богу в Своем посредничестве пред Ним. **Для умилостивления за грехи народа** Показал, что значит: //верным пред Богом//, то есть чтобы очистить грехи народа. В этом великое доказательство Его любви, что Он сделал все, чтобы загладить грехи. Почему не сказал: грехи вселенной, но: народа? Потому, что Господь прежде всего имел попечение об иудеях, ради которых Он и пришел преимущественно, чтобы, когда они спасутся, чрез них спаслись и прочие, хотя и вышло наоборот. И ангел говорит к Иосифу: //ибо Он спасет людей Своих от грехов их// [[new:mf:01:21|(Мф. 1:21)]]. Таким образом показывает здесь благородство иудеев и какого попечения они были удостоены от Господа. ===== Евфимий Зигабен ===== **Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа** **Отнюдуже должен бе по всему подобитися братии** Так как Он вочеловечился, то во всем, что свойственно человеческой природе, должен быть подобен людям. И Он действительно уподобился им пребыванием во чреве, рождением, воспитанием, возрастанием, подчинением законам общественной жизни, свойственными человеку страданиями и наконец смертию. **Да милостив будет** Он вочеловечился по человеколюбию Своему, чтобы помиловать нас погибавших и подать нам руку помощи и спасения. **И верен первосвященник в тех, яже к Богу** И чтобы Он, вместе с тем, чему стал причастен ради нас, был и первосвященником, как в отношении к Богу, так и для посредничества и умилостивления: ибо обязанность истиннаго первосвященника умилостивлять Бога к народу и приносить жертву для отпущения грехов его, что Он и сделал истинно, принесши в жертву Себя Самого для отпущения наших грехов. **Во еже очистити грехи людския** Это прибавлено для пояснения того, что Он совершил в отношении к Богу: Он должен умилостивить Бога за грехи людские, то есть утишить, удержать, смягчить. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 17-18 **Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь** Чтобы спасти человека страдающего, Избавитель должен был не только воспринять человеческую природу, но и пострадать Сам в ней, так сказать, практически изучить страдания человечества, и притом так пострадать, чтобы этих страданий Его было достаточно раз навсегда для умилостивления Бога за грехи всего народа. Такие страдания, превосходящие всякое человеческое страдание, и понес Господь, движимый к тому и Своим милосердием, и требованиями правды Божией (//"милостив и верен первосвященник"//). **//Толковая Библия.//** [<10>]