[<10>] ====== Толкования на Евр. 3:13 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом** Но утешайте сердца ваши во все дни жизни вашей, **да не ожесточитесь** и впадете в обольщение **обманом греха** плоти вашей. ===== Прп. Нил Синайский ===== **Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом** Сказанное Апостолом: **«утешайте себе, дондеже, днесь, нарицается»** [[new:evr:03:14|(Евр. 3:14)]], – и написанное в книге Иова: //«бысть же, яко день сей»// (Иов. 2:1), – означаете целый настоящий век. Потому что вся жизнь человеческая – один день. А поэтому и //«сатана»// непрестанно и всегда //«просит сеять вас, яко пшеницу»// [[new:lk:22:31|(Лк. 22:31)]]. Посему сказано: //«бысть, яко день сей»//, – то есть и тогда случилось быть чему-то такому, что и у нас ныне случается с искушаемыми диаволом. Посему прекрасно не малодушествовать, но призыванием и утешением Духа укреплять мысли свои, чтобы враг не поглотил нас по причине отчаяния. **//Письма на разные темы. Диакону Кириаку.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: ныне** То есть назидайте друг друга и подкрепляйте, чтобы не пасть. Если же кто падет, исправляйте его, пока он жив; это означает выражение: //доколе можно говорить: "ныне"//, ибо есть надежда. В особенности же, да не будет в ком-нибудь дурного сердца; а если случится, пусть он не впадает в отчаяние, но утешайте его, и вы снова приобретете его. **Чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом** То есть чтобы от отчаяния не пришел в ожесточение и не остался бы неизлечимым. Ибо как отвердевшие и грубые тела не уступают усилиям врачей, так и ожесточившиеся души не повинуются слову Божию. //Обольщением грехом// называет или обольщение диавола, то есть чтобы не надеяться, что будет воздаяние, или беспечность. Ибо, говорит, если однажды я согрешил, то уже нет у меня никакой надежды, - поистине это греховное обольщение. Грех, обольщая и привлекая к себе, заставляет мыслить так, как сказано: //с приходом нечестивого приходит и презрение// [[old:pr:18:03|(Притч. 18:3)]]. А кто презирает, тот уже не может веровать. Таким образом, от греха происходит неверие. //И говорят: "не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев"// [[old:ps:093:07|(Пс. 93:7)]]. И еще: //говоря в сердце своем: "Ты не взыщешь"// [[old:ps:009:34|(Пс. 9:34)]], и: //забыл Бог// [[old:ps:009:32|(Пс. 9:32)]], и все тому подобное. ===== Евфимий Зигабен ===== **Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом** **Но утешайте себе на всяк день, дондеже днесь нарицается** Руководствуйте друг друга, поддерживайте, пока днесь нарицается, т. е. постоянно, пока существует настоящий мир. **Да не ожесточится некто от вас лестию греховною** Чтобы не ожесточиться (кому нибудь из вас) до неверия, что обыкновенно происходит от обольщения грехом. Ибо неверие рождается от греха: когда кто-либо впадет в глубину пороков, тогда им овладевает нерадение. А при нерадении он уже ослабевает в вере, обольщаемый грехом, потому что, впереди уже нельзя ожидать исправления, даже и решимости к нему не будет. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом** Грех силен своей обольстительной приятностью, и противодействие ему потребует не только личных усилий каждого к бодрствованию и осторожности, но и общей сплоченности в борьбе с ним, почему и предлагается наставлять друг друга, утешать (παρακαλει̃τε ἑαυτοὺς), //"доколе можно говорить: ныне"//, т.е. доколе продолжается время благодати. [<10>]