[<10>] ====== Толкования на Евр. 4:3 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: "Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой", хотя дела Его были совершены еще в начале мира** **Мы же войдем в **самый** покой**, - мы, **уверовавшие** во Христа и наделенные дарами (благодати) Его. Они же не вошли в этот покой, согласно клятве, которую дал Он чрез Давида, говоря: //Я поклялся в гневе Моем, не войдут в покой Мой// [[old:ps:094:11|(Пс. 94:11)]]. ===== Прп. Макарий Великий ===== **А входим в покой мы уверовавшие** Покой же истинных христиан есть искупление от греховных страстей, а также полное и явное вселение Святого Духа в чистое сердце. Поэтому (Апостол) говорит также: //«Постараемся войти в покой оный»//, то есть (он подразумевает, что) подвизающиеся во всех добродетелях и заповедях и верующие в освящение Духа могут удостоиться этого (покоя). //**Великое послание.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой** [[old:ps:094:11|(Пс. 94:11)]] Откуда видно, что войдем в покой мы, которые уверовали? Из того, что сказал Бог, что не уверовавшие не войдут. Это становится понятным из противопоставления: как для не уверовавших возмездием за их неверие служило то, что они не вошли в покой, так, напротив, мы, уверовавшие, получим в награду за свою веру то, что войдем. **Хотя дела Его были совершены еще в начале мира. Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмой от всех дел Своих **[[old:gen:02:02|(Быт. 2:2)]]. **И еще здесь: "не войдут в покой Мой"** [[old:ps:094:11|(Пс. 94:11)]] Казалось бы, эта речь несообразна, но на самом деле не так: она говорит о том, что не может кто-нибудь сказать, что Давид говорит о покое субботнем. Ибо как говорит о нем, когда он был давно и когда мир с самого начала получил устроение? Ясно, что Давид говорит о каком-то другом покое. Этот покой относится к будущему, так как, очевидно, должны же кто-нибудь войти после этого. И подобно тому, как суббота в Писании называется покоем, и ничто не препятствовало, чтобы после этого покоем было названо вступление в обетованную землю; так и теперь ничто не препятствует, чтобы после этого древнего покоя был назван и будущий, разумею Царство Небесное, в которое не войдут не уверовавшие. ===== Евфимий Зигабен ===== **А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: "Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой", хотя дела Его были совершены еще в начале мира** **Входим бо в покой веровавшии** Как вошли в него Иисус Навин и Халев. Но откуда жe видно, что и мы веровавшие входим в него? **Яко же рече: Яко кляхся во гневе Моем: аще внидут в покой Мой** [[old:ps:094:11|(Пс. 94:11)]] Это видно из того, что тогда не поверившие словам Божиим не вошли. А если те не вошли, то остается же кому-нибудь войти; да и спустя столько лет после входа в землю обетованную поверивших (я разумею Иисуса Навива, Халева и детей поверивших) Он не сказал бы чрез Давида: «//днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших, яко же в прогневании//» [[new:evr:03:15|(Евр. 3:15)]]. Притом, некоторые не получили бы заповеди не делать того же, что те сделали, если не хотят потерпеть то же, что те потерпели. А поелику они получили заповедь не ожесточаться и не неверствовать, чтобы и им не лишиться покоя, то, значит, им предстоит вшествие в него. Далее указывает, что это за покой. **Аще и делом от сложения мира бывшим** Хотя уже совершены были дела Его еще в начале мiрa, то есть: еще тогда настал покой от дел творения. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: "Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой", хотя дела Его были совершены еще в начале мира** //"Входим..."// - настоящее вместо будущего, еще ожидаемого - выражение сильнейшей уверенности в его наступлении. Как ветхозаветного покоя не удостоились не уверовавшие, так и мы входим в свой покой только уверовавшие. - //"Покой Мой..."// "Об этом покое Божием и об участии в нем людей апостол повествует в девяти следующих стихах (3-11), смысл которых можно передать яснее так: Бог завершил дела свои и успокоился задолго до произнесения приведенных слов, однако говорит об этом Своем покое как //будущем// для некоторых людей (6 ст.), коим обещал в нем участие. Если бы званные оказались достойны обещания Божия, покой был бы достигнут ими. Но эти званные оказались недостойны. И мысль о покое Божием для них осталась как бы невыполненною. Посему назначен был для осуществления мысли Божией и достижения желающими покоя Божия новый срок (//еще... субботство,// 9 ст.), который и должен быть использован, иначе участь нерадивых повторится в прежней грозности. [<10>]