[<10>] ====== Толкования на Евр. 4:12 ====== ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные** В действии молитвы Иисусовой имеется своя постепенность: сперва она действует на один ум, приводя его в состояние тишины и внимания, потом начнет проникать к сердцу, возбуждая его от сна смертного и знаменуя оживление его явлением в нем чувств умиления и плача. Углубляясь еще далее, она мало-помалу начинает действовать во всех членах души и тела, отовсюду изгонять грех, повсюду уничтожать владычество, влияние и яд демонов. По этой причине при начальных действиях молитвы Иисусовой "бывает сокрушение неизреченное и болезнь души неизглаголанная", говорит преподобный Григорий Синаит. Душа болезнует как болящая и рождающая, по Писанию [[old:prsir:48:21|(Сир. 48:21)]]: «**живо бо Слово Божие, и действенно, и острейше паче всякаго меча обоюду остра**», то есть, Иисус, проходит, как свидетельствует Апостол, «**даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным**», проходит, истребляя греховность из всех частей души и тела. //**Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные** См. Толкование на [[new:evr:04:11#prp_efrem_sirin|Евр. 4:11]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные** Не будем противиться слову Божию, как иудеи в пустыне, чтобы и нам не лишиться обетования Божия войти в вечный покой Его. Будем веровать ему и по вере располагать жизнь свою, тогда и мы улучим это субботство, оставленное людям Божиим по кончине мира. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого** Как тогда, говорит, не война, не меч погубил тех, но слово Божие: ибо они падали сами собой, так же будет и с нами. Ибо то же самое слово как их наказало, так и нас накажет: оно всегда живет и не погибло. И в другом еще смысле сказал: //живо//, чтобы ты, услышав слово, не почел его изречением пустым, он говорит: //живо//, то есть существенно и действенно, и на какую бы душу ни пало, - причиняет удары. Заметь его приспособление, как он вспомнил о мече и ударе, обычных и известных нам, - и это для того, чтобы из этого показать нам превосходство силы слова Божия. **Оно проникает до разделения души и духа** Говорит нечто страшное, или что слово Божие дух отделяет от души и оставляет ее лишенной происходящей от него святости, что Господь и назвал в Евангелии рассечением [[new:mf:24:51|(Мф. 24:51)]]. Ибо, как царь с начальника, совершившего преступление, прежде снимает пояс и достоинство, и тогда уже наказывает, так и в этом случае человек лишается духовного достоинства, потом наказывается. Или что оно проникает и самые бестелесные существа. Некоторые поняли это слово, по моему мнению, несообразно с намерением самого апостола: что слово Божие, вошедши в душу, разделяет и расчленяет ее на части, делая ее способной к восприятию и содержанию тайны. Ибо, как стрела, рассекая тело, проникает таким образом в него, так и слово, если бы не разделило соединенные части души, то не могло бы войти в нее. **Составов и мозгов** Чтобы, слыша о частях души, они не сделались беспечными в предположении, что это неизвестное наказание, предлагает и о телесных членах. Ибо более очевидное и открытое действует сильнее. **И судит помышления и намерения сердечные** Здесь показывает божество Слова. Ибо Богу свойственно судить, то есть испытывать и ведать помышления. //Ибо//, говорит, //Ты испытуешь сердца и утробы, Боже// [[old:ps:007:10|(Пс. 7:10)]]. ===== Евфимий Зигабен ===== **Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные** **Живо бо Слово Божие и действенно** Таково оно и есть. Т е. Оно и совершило те прежния наказания и не исчезло, как исчезает обыкновенное слово, напротив, как Ипотасное и Самобытное, Оно постоянно пребывает и действует, совершая как благодения, так и наказания. Далее Апостол прибавляет нечто такое, что может показаться страшным. **И острейше паче всякаго меча обоюду остра** Ибо меч пронзает только тело, а Оно проникает и в души. Почему Апостол и еще прибавил: **И проходящее даже до разделения души же и духа** Даже до отделения, отрешения и удаления от нечистой души Святаго Духа, котораго она получила чрез крещение. **Членов же и мозгов** Даже и до сих частей. Ибо Оно и в них проникает, разделяя суставы костей и причиняя боль самому мозгу, находящемуся в костях, внутреннейшему и сокровеннейшему. **И судительно помышлением и мыслем сердечным** Оно есть судитель и ценитель не только дел и слов, но и самых помышлений, т.е. сокровенных помыслов души; так что укрыться от Него невозможно колеблющимся в вере, хотя бы они и скрывали сомнение или неверие в глубине души своей. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные** См. Толкование на [[new:evr:04:10#lopuxin_ap|Евр. 4:10]] [<10>]