[<10>] ====== Толкования на Евр. 5:1 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи** После того, как сказал о прообразе субботы, обращается к доказательству того, что и священники народа израильского были поставлены в прообраз Сына. **Ибо всякий**, говорит, **первосвященник, который из людей берется**, то есть избирается и помазуется, **за людей поставляется пред Богом**, чтобы чрез него передавались им дары Божии и **чтобы он приносил** пред Богом** дары и жертвы**, кои **за грехи** их приносились. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу** Теперь Павел хочет показать, что Новый Завет гораздо лучше Ветхого. И прежде всего начинает сравнивать священство ветхозаветных священников со священством Христа и показывает великое превосходство последнего. Между тем, так как ему встречалось препятствие в том, что многое, что должно принадлежать священникам, не принадлежало Христу, - так, Он не происходил из священнического колена, не был на земле священником, не был поставлен от человек и, просто сказать, образ Его священства не имел какого-либо телесного выражения, как, например, колокольчиков и дощечек с заповедями (//которые были у ветхозаветных священников//) но все духовное, то он перечисляет сначала то, что есть общего между Христом и прочими первосвященниками, а затем показывает и преимущества Христа пред ними. Ибо тогда при сравнении действительно оказывается превосходство, когда в одном Он имеет общее, а в другом - превосходит. Итак, то, что из человеков избираемый, - это общее у Христа с прочими первосвященниками. Ибо и Он, будучи человеком, сделался Первосвященником. Так же и то, что //для человеков поставляется на служение Богу//, то есть является посредником, и это - общее. **Чтобы приносить дары и жертвы за грехи** Объяснил, что значит: поставляться за людей пред Богом, - это значит, говорит, умилостивлять Бога за грехи. И это общее у Христа с прочими, хотя и не вполне: ибо Он принес в жертву Себя Самого, те же - нечто другое. Как различаются //дар// и //жертва//, сообразно точному смыслу, хотя в Писании они употребляются безразлично, узнаешь ниже. ===== Евфимий Зигабен ===== **Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи** **Всяк бо Первосвященник, от человек приемлем за человеки поставляется на службы, яже к Богу** «**Из человеков избираемый на службы, яже к Богу**», т. е. ходатаем пред Богом. **Да приносит дары же и жертвы о гресех** «Дарами» называлось то, что приносили Богу чрез первосвященника, по своей воле, а не по требованию Закона; «жертвою» же – то, что исполнялось по предписанию закона. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-3 **Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах** //"Для человеков поставляется на служение Богу..."// Хотя каждый человек обязывается и сам на служение Богу, однако Господь благоволит избирать из среды людей особых Себе служителей, служение коих состоит в том особенно, чтобы приносить дары и жертвы за грехи людей, из коих не исключается и сам первосвященник ([[old:lev:16:11|Лев 16:11-15]] и д.). Таково установление Божественное. Относительно тех, за которых должны быть приносимы жертвы, апостол употребляет смягченные выражения, как о //невежествующих// и //заблуждающих// (ср. [[new:1in:03:09|1 Ин. 3:9]]; [[new:1in:02:03|2:3]], [[new:1in:02:11|11]] и др.), что имеет, впрочем, и свой грозный смысл, давая понять, что если грешащие по неведению и заблуждению могут пользоваться снисхождением Первосвященника, то противящиеся Ему сознательно и упорно не имеют этой надежды [[old:chis:15:22|(Чис 15:22]], [[old:chis:15:31| 31]]; [[old:lev:04:02|Лев 4:2]]; [[old:lev:05:01|5:1-15)]]. [<10>]