[<10>] ====== Толкования на Евр. 6:1 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога** Но теперь, **оставив начаток Христова слова**, который восприняли вы как молоко (ибо доселе вам не угодно было сделаться совершенными в нем, так как вы не воздерживались от исполнения закона Моисеева, так что немощность ваша вынуждала даже и учителей ваших быть немощными вместе с вами - [[new:gal:02:11|Гал. 2:11]] сл., [[new:1kor:09:20|1 Кор. 9:20-22]], [[new:act:16:03|Деян. 16:3]] и др.), - вот поспешите теперь - **к совершенству устремимся**, которое возвещается в Новом Завете. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству** Выше сказал: вы ослабели, вы стали младенцами и дошли до такого состояния, что вам нужно снова учиться первоначальным основаниям веры, посему теперь и говорит, что вам должно, наконец, размышлять как совершенным и превзойти слово начала Христова, то есть первые начала веры, и устремиться к совершенству, то есть быть восприимчивыми к более возвышенному. Или еще можешь понять это в таком смысле: так как казалось, что они хромали в отношении поведения, то теперь говорит им о жизни безукоризненной, как бы так говоря: не должно вам всегда вращаться около начала, то есть поучаться в вере, подобно новообращаемым, но должно стремиться и к //совершенству//, то есть к лучшей жизни. Ибо совершенен тот, кто вместе с верой проводит и жизнь правую. Ведь вера - начало и основание, и без нее ничего невозможно сделать, как и без букв нельзя знать грамоты. Однако как нельзя постоянно заниматься одними буквами, так нельзя постоянно быть наставляемым в вере, подобно младенцам и несовершенным. Если же кто пожелает принять первое толкование, а это отвергнет на том основании, будто оно не соответствует тому, что ранее сказано апостолом Павлом, тот пусть припомнит, что у него есть обычай, говоря об одном, быстро переходить к другому: как, например, в Послании к Коринфянам, беседуя о трапезах, он перешел к речи о таинствах [[new:1kor:11:20|(1 Кор. 11:20-30)]]. Таким образом и теперь, высказывая им вначале порицание за слабость и неспособность к восприятию более совершенного, обращается к рассуждению об образе жизни, называя их несовершенными и за то, что не по вере расположили свою жизнь. **И не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога** То есть вновь не делая с самого начала того, что вы делали в то время, когда вы намеревались креститься, как например, //обращения от мертвых дел//, то есть отречения от дел сатаны. Кто приходит ко Христу, очевидно приходит таким образом, именно раскаиваясь в прежнем, как в учении, так и в жизни: ведь если не отвергнуть прежнего, то как можно достигнуть второго? Поэтому присоединяет: //и вере в Бога//. Тогда и вера, именно после покаяния в мертвых делах. Таким образом, говорит: не должно вам поучаться относительно веры, как начинающим, ибо вы уже уверовали. Но этим намекает, что они и колебались, и потому нуждались в основании. ===== Евфимий Зигабен ===== **Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога** **Темже оставльше начала Христова слово на совершение да ведемся** Слово «**темже**» употреблено вместо «впрочем». Так как вы сами должны уже быть учителями, то мы, оставив «слово начала» (т. е. начальное учение) о Христе, как выше изъяснено, устремимся к совершеннейшему и высшему слову о Христе. **Не паки основание покаяния полагающе от мертвых дел** Не опять с начала предлагая вам первоначальное учение, как например: обратитесь от мертвых дел. A дела мертвыя суть дела греха, как умерщвляющия и губящия душу и как дела отвратительныя. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога** //"Оставивши начатки учения Христова..."//, т.е. не останавливаясь подробно на начатках учения - на том, что более или менее известно и понятно, - //поспешим к совершенству//..., т.е. познания учения Христова, ведущего за собою и нравственное совершенство людей. - "Не станем снова полагать..." - мысль, разъясняющая первое предложение (//"оставивши начатки..."//) в отрицательной форме. В числе вопросов, которыми апостол сейчас считает излишним заниматься, откладывая, впрочем, лишь до другого удобного времени, перечисляются: покаяние (//"обращение от мертвых дел")//, вера, крещение, возложение рук, воскресение мертвых и вечный суд. - //"Обращение от мертвых дел"// - собственно оставление еврейской обрядности или бесплодных дел закона [[new:rim:03:20|(Рим 3:20)]], а затем уже - и вообще оставление греховных дел, коим приличествует название мертвых потому, что они ведут к вечной смерти, удаляя от истинной жизни (ср. [[new:evr:09:14|IX:14]]). [<10>]