[<10>] ====== Толкования на Евр. 6:2 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном** Уже нет нужды снова возвещать вам **веру**, которую раз мы возвестили вам, - и нисходить к **крещению**, которое однажды приняли вы, - ни к **возложению рук** священников, которое вы уже получили, - ни проповедывать вам **воскресение** или вечную жизнь, уже возвещенную вам. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Учению о крещениях** Павел сказал об этом во множественном числе не потому, что существует много крещений: ибо крещение едино [[new:ef:04:05|(Еф. 4:5)]], но потому, что это как бы выходило из следующего. Раз он снова оглашал, то снова и крестил бы; и в случае отступления снова крестил бы: по необходимости было бы много новых крещений, но это нелепо. Посему вы не должны повторять крещение, но пребывать при первом крещении. Быть может, они, как крепко придерживавшиеся закона, и под благодатью признавали по-иудейски много крещений. Заметь, что за покаянием следует крещение. Так как покаяние само по себе не может явить нас чистыми, поэтому мы крестимся, чтобы все было делом благодати Христа. **О возложении рук** Чрез это они получали Святого Духа, чтобы пророчествовать и творить чудеса. Когда, сказано, Павел возложил на них руки, они получили Духа Святого [[new:act:19:06|(Деян. 19:6)]]. **О воскресении мертвых** Это происходит при крещении под образом погружения в воду и восстания из нее, и утверждается в исповедании веры, ибо мы исповедуем, что веруем в воскресение мертвых. **И о суде вечном** То есть суде, дающем или вечные блага, или наказания. Кажется, говорит это потому, что они, вероятно, колебались, хотя уже уверовали, или жили худо и беспечно, говоря при этом: бодрствуйте. Невозможно говорить, что, если мы жили нерадиво, или отпали от веры, то снова окрестимся, снова получим возможность омыться от грехов и удостоиться того же самого, чего удостоились и прежде. Прельщаетесь, говорит он, рассуждая таким образом. ===== Евфимий Зигабен ===== **И веры в Бога, крещений учения, возложения же рук, воскресения же мертвых и суда вечнаго** Равным образом не опять с начала, как выше сказано, предлагая вам учение о вере в Бога и все прочее по порядку, как напр.: о том, что вы должны веровать в Бога истиннаго, о крещении – что вы должны креститься, о наставлении в вере – что вы должны научиться тому, что нужно только-что крещенным, о возложении рук – что с возложением на крещенных рук Апостольских нисходит на них Дух Святый, о воскресении мертвых – что оно будет, и о суде вечном – что тот приговор будет вечный и навсегда. И так, всему этому учить вас вторично не будем: ибо всему этому мы уже учили вас, и все было сделано в надлежащем порядке. Слово крещение Апостол употребил во множественном числе ввиду не самого таинства крещения (ибо оно – едино, и одно и тоже), а множества крещаемых. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном** //"Учение о крещениях..."// Множественное число употреблено, вероятно, в отношении ко множеству крещаемых, а может быть и потому, что апостол мыслит здесь и отличные от христианского крещения иудейские очищения (baptismoi) и Иоанново крещение, различие коих от христианского таинства предполагается известным. Под //возложением рук// - несомненно - разумеется следовавшее за крещением таинство миропомазания, совершавшееся тогда над всеми через возложение рук с низведением на крещаемых Св. Духа. - //"О воскресении мертвых и о суде вечном..."// апостол находит возможным не говорить, потому что учение об этом также достаточно должно быть известно и из устной проповеди апостолов, и из посланий их, особенно Апостола Павла ([[new:1kor:15:01|1 Кор. 15:1]]; [[new:1sol:04:17|Сол 4:17]] и др.). [<10>]