[<10>] ====== Толкования на Евр. 6:4 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 4-6 **Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему** **Ибо невозможно, чтобы те, кои однажды крещены, и вкусили дара онаго небеснаго** чрез принятое ими врачевство, **и причастниками стали Духа Святаго** чрез полученные ими дары Духа, **и** начаток **благого Слова Божия вкусили** в новом Евангелии, **и силою будущих времен** вооружены, очевидно в уготованном праведникам обетовании, - а теперь если бы они **пали** (согрешили) снова, - то невозможно, **чтобы опять обновлялись** вторичным крещением **в покаяние**: ибо вводящие два крещения допускают (вторичное) распятие Сына Божия и поношение Его, между тем как распятие совершилось однажды и уже не повторится более, и крещение оправдательное дано уже, и снова во второй раз не дается грешнику. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо невозможно - однажды просвещенных** Не сказал, неполезно, или неприлично, но: //невозможно//, так что привел их в отчаяние относительно надежды на второе крещение. **И вкусивших дара небесного** То есть отпущения грехов. Ибо этого никто не в состоянии дать, кроме одного Бога. **И соделавшихся причастниками Духа Святаго** После оставления грехов следует причастие Святого Духа: ибо Он не обитает в теле, обремененном грехами. Сообщался же Дух Святый чрез возложение рук, как и выше сказано. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 4-6 **Невозможно бо просвещенных единою и вкусивших дара небеснаго, и причастников бывших Духа Святаго, и добраго вкусивших Божия глагола и силы грядущаго века. Второе распинающих Сына Божия себе и обличающих** «**Не возможно бо обновляти в покаяние**», т. е. обновлять чрез покаяние однажды крещенных, и «**вкусивших дара небеснаго**», т. е. отпущенил грехов (ибо оно даруется с неба от пренебеснаго Бога), и соделавшихся причастниками Духа Святаго – чрез возложение рук, как выше сказано; «**и вкусивших добраго глагола Божия**» (Апостол разумеет применимос к новопросвещенным учение о Боге) и «**вкусивших силы грядущаго века**», то есть, познавших, какую силу имеет грядущий век, и что он будет на самом деле, именно, что в нем будет воздаяние людям за то – как они жили здесь (на земле), что он не имеет конца, и что тогда-то по преимуществу откроется (людям) всеведение Бога и Его правосудие. Слово «**вкусивших**» здесь употреблено в общем смысле по отношению ко всему сказанному. Под отпадением разумеется грех, как такое падение, которое есть преступление закона. Что же! Ужели покаяние отвергается? – Да не будет! Ибо употребив слово: «в покаяние», Апостол на этом не остановился, но прибавил: **Второе распинающих Сына Божия себе** Чрез покаяние, говорит он, распинающее Христа. Так как крещение есть крест (ибо оно распинает и умерщвляет ветхаго нашего человека, т. е. грех, как и в другом месте он сказал, что //спогребохомся// Христу //крещением// [[new:rim:06:04|(Рим. 6:4)]]. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни, в коем и самыя погружения изображают погребение, то вторично крещаемый, значит, вторично, распинает Христа чрез себя или у себя, и как крещаемый вторично, он этим самым как бы приводит и Христа ко вторичному распятию. Но как однажды, а не два раза, распят Христос: так один раз, а не два, должно креститься. **И обличающих** И чрез вторичное крещение понося Его, как и в первый раз распявшие Его Иудеи. Или же: показывая таким действием, будто первое распятие не удовлетворило делу спасения людей, и оказалась нужда во втором. Глумливое желание втораго распятия есть посрамление и позор для перваго. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго** В 3 стихе апостол обещает подробнее говорить и обо всем упомянутом, и это обещание отчасти начинает выполнять, говоря о покаянии (в соответствие 1 ст.) после предполагаемого отпадения, которое он изображает как дело страшное и ужасное во всех отношениях. По-видимому, он усматривал некоторые признаки этого отпадения в читателях, и потому говорит с такою силою против него, выражая уверенность, что его собеседники держатся правого пути (9 ст.). - //"Просвещенных..."//, т.е. благодатью Св. Духа и Евангельским учением (ср. [[new:evr:06:04|Евр 6:4]]; [[new:evr:10:32| X:32]]; [[new:in:01:09|Ин 1:9]]; [[new:2kor:04:04|2 Кор. 4:4]], [[new:2kor:04:06|6]]). - //"Вкусивших дара небесного..."// - оправдания, даруемого Богом верующим во Христа и называемого у апостола еще - //неизреченным даром// ([[new:2kor:09:15|2 Кор. 9:15]]; [[new:rim:05:17|Рим 5:17]]; ср.[[new:evr:02:04| II:4]]; [[new:evr:10:20|Х:20]]), и вообще благодати Св. Духа. **//Толковая Библия.//** [<10>]