[<10>] ====== Толкования на Евр. 7:1 ====== ===== Свт. Григорий Богослов ===== **Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей** Мне кажется, что Он именуется: **«Мелхиседек»**, как рожденный без матери по естеству высшему нашего, и без отца – по естеству нашему, как не имеющий родословия по горнему рождению, ибо сказано: род //«Его кто изъяснит?»// [[old:is:53:08|(Ис.53:8)]]; как царь Салима, то есть мира, как царь правды, и как приемлющий десятину от патриархов, которые мужественно подвизались против лукавых сил. **//Слова. Слово 30.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей** См. Толкование на [[old:gen:14:18#svt_ioann_zlatoust|Быт. 14:18]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 1-2 **Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира** Таково и значение самого имени **Мелхиседек**, т.е. **царь правды** и **царь мира** [[old:gen:14:18|(Быт. 14:18)]]. Апостол доказывает, что уже в самом имени его предъизображено таинство благодати и правды Сына, Господа Мелхиседека. Мелхиседек же тот был Сим, сын Ноя. Что он существовал во дни Авраама, Исаака и Иакова, это, как думают некоторые, показывает книга Бытия. А что он обитал в Салиме, как своем наследии, это открывается из уделов тех племен, кои наследовали землю дома Хамова ([[old:gen:10:01|Быт. 10:1]] сл.). ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего** [[old:gen:14:18|(Быт. 14:18)]] Цель апостола - показать различие между Ветхим и Новым Заветами. И на это он указал уже в самом начале, сказав, что древним Бог говорил чрез рабов Своих - пророков, а нам, людям Нового Завета, //в Сыне// [[new:evr:01:01|(Евр. 1:1-2)]]. Но так как слушатели были немощны, ибо обнаружили малодушие при искушениях, то он в середине послания подкрепил слабых, и наконец, после того, как достаточно ободрил их, снова начинает речь о превосходстве Нового Завета пред Ветхим. И вникни в мудрость его. Он показывает, что Мелхиседек, который был прообразом Христа, превосходил Авраама. Ибо если бы не превосходил, то не благословил бы его и не получил бы от него десятины. А так как от Авраама произошли священники закона, то ясно, что Мелхиседек превосходит и их, как бы и их благословляя и получая от них десятину, в то время, когда благословил праотца их и от него получил десятину. Если же прообраз Христа, Мелхиседек, столь сильно отличается от священников закона, то насколько более - истинный Мелхиседек, Христос? Таков общий смысл этого места. Но, изложив кратко повествование о Мелхиседеке [[old:gen:14:18|(Быт. 14:18-20)]], он затем переходит к рассмотрению его, изъясняя историю Мелхиседека с духовной и таинственной стороны. ===== Евфимий Зигабен ===== **Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей** **Сей бо Мелхиседек Царь Салимский** т. е. был. **священник Бога вышняго, иже срете Авраама возвращшася от сеча царей** после поражения царей, которых Авраам, когда те ополчились на жителей окрестностей Иордана, разбил, напав на них ночью с своими домочадцами, и из которых одних умертвил, а других прогнал, **и благослови его** как совершившаго благое дело. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей** Согласно [[old:gen:14:18|Быт 14:18-20]], //Мелхиседек// - царь правды - от евр. Klm (//царь//) и qdu (//правда//) - //"царь Салима..."//, т.е. Иерусалима (ср. [[old:ps:075:03|Пс 75:3]] ст.), mlv (мир). - //"Священник Бога Всевышнего..."//, как именуется он и в кн. Бытия. О поднесении Аврааму Мелхиседеком хлеба и вина апостол не упоминает, стараясь сосредоточить внимание слушателей лишь на десятине добычи, чем Авраам выразил свое признание священнического достоинства за Мелхиседеком. [<10>]