[<10>] ====== Толкования на Евр. 7:4 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих** Ибо и Авраам не иначе принял благословение от Мелхиседека, как принеся иерею Божию начатки и лучшее. Под «лучшим» и «начатками» из добыч подразумевается сама душа и сам ум. А поэтому нам повелевается не быть мелочными, когда мы приносим в жертву Богу хвалы и молитвы, и не приносить Владыке нечто случайное, но посвящать Ему лучшее в [нашей] душе или, вернее, посвящать ее всю целиком, [делая это] со всей любовью и со всем усердием, чтобы, всегда насыщаемые благодатью Духа и укрепляясь силою Христовой, могли бы легко шествовать по ристалищу спасения. [Наши хвалы и молитвы Богу] делают легким и приятным подвиг ради праведности, поскольку Сам Бог помогает нам в рвении к трудам, совершая через нас дела правды. //**О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих** Кроме того Апостол возвеличивает священство язычников пред священством иудейским, когда говорит: **смотрите, как велик сей, кому и десятину дал** из всего патриарх наш. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих** После того как приноровил прообраз к истине, или то, что принадлежит Мелхиседеку, ко Христу, наконец с уверенностью показывает, что прообраз, то есть Мелхиседек, славнее самих действительных иудейских священников, и не только их, но и самого праотца. Если же прообраз превосходит их, то истинный Первосвященник Христос превзойдет их гораздо более. Итак, //видите//, говорит,// как велик//, то есть насколько превосходит тот, кому дары подносил не простой человек, но Авраам, столь великий патриарх; не без намерения присоединил слово //патриарх//, но чтобы возвысить личность. И //из лучших добыч//, то есть из наиболее превосходной и ценной добычи. И нельзя сказать, чтобы он отделил некоторое вознаграждение за труд как совместно сражавшемуся и помогавшему, но сидевшему дома. Поэтому и выше сказал: "встретил Авраама, возвращающегося после поражения царей". Если же он выше самого патриарха, что показывает даяние десятины, то гораздо выше священников закона. ===== Евфимий Зигабен ===== **Видите же, елик сей, емуже и десятину дал есть Авраам патриарх от избранных** Сочетав прообраз с истиною, он далее не обинуясь указывает преимущество Мелхиседека пред священниками Еврейскими. Если же прообраз истины выше их, то тем паче сама истина. «**Видите**», говорит, т. е. помыслите, сколь велик был Мельхиседек, «**ему же и десятину дал есть патриарх Авраам**» из добычи своей: дал он ему десятую часть, как высшему себя, хотя он и не участвовал в войне. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих** //"Из лучших добыч своих..."// Чтобы ярче обрисовать величие Мелхиседека, апостол называет Авраама, давшего ему десятины, почтенным наименованием //патриарха// [[old:2par:19:08|(2 Пар. XIX:8]]; [[new:act:07:08|Деян 7:8]]; [[new:lk:01:73|Лк 1:73]]; [[new:in:08:53|Ин 8:53)]], и самую десятину возвышает в значении, называя ее - //"из лучших добыч своих"//. Цель этого понятна: если столь великий патриарх столь отменно почтил Мелхиседека десятиною, как священника Бога Вышнего, то сколь же велик должен быть Тот, Которого Мелхиседек был лишь слабым подобием? [<10>]