[<10>] ====== Толкования на Евр. 7:18 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности** Отменение же бывает предшествующей заповеди, как и прежнего священства, **ради немощи ея и безполезности** ее введения. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства** Сказал, что закону пременение бывает, и показал это. Далее отыскивает и причину. Ибо мы, люди, тогда успокаиваемся, когда узнаем причину. И говорит: потому произошло отменение и отвержение прежде бывшей заповеди, то есть прежде бывшего завета, что он найден был неполезным и немощным. Итак, что же? Закон никому не принес пользы? Конечно, принес пользу, но он оказался бесполезным для того, чтобы сделать людей совершенными. Ибо присоединяет: //ибо закон ничего не довел до совершенства//. Почему же закон был немощным? Потому что в нем возвещались одни только письмена: делай то и не делай этого; но он не сообщал никакой силы к исполнению заповедей, что ныне подается нам Духом. Однако здесь нападают еретики, поносящие закон, говоря: даже и Павел унижает закон. Но он, безумные, не назвал его плохим, а бесполезным и немощным к тому именно, чтобы делать совершенными. Ибо, как молоко полезно младенцам, соответственно их возрасту, для совершенных же бесполезно, так и закон для несовершенных иудеев полезен, отвлекая их от идолов и приводя к Богу, сообщая им соответственные заповеди, для нуждающихся же в более совершенных заповедях он не был таким. Ибо он заповедовал плотские и жертвы и очищения, в которых духовные не нуждаются. Поэтому ныне он был отменен. Отменение же есть отменение того, что имело силу. Таким образом, закон имел власть тогда, когда было его время. **Но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу** Отменена, говорит, заповедь закона, приведено же упование, какого не было у иудеев: ибо и те имели надежду, благоугождая Богу, овладеть землею, преодолеть врагов, и вообще уповали на телесные блага. Но наше упование не таково, оно превосходнее: ибо мы уповаем на небесное, что будем близ Бога, предстанем и будем служить Ему с ангелами. Выше он сказал: //входит во внутреннейшее за завесу// [[new:evr:06:19|(Евр. 6:19)]], теперь же: //посредством которой мы приближаемся, говорит, к Богу//. Ибо упование приводит нас к самому престолу Божию и поставляет вместе с херувимами. ===== Евфимий Зигабен ===== **Отлагание убо бывает прежде бывшия заповеди за немощное ея и неполезное** «**Отменение прежде бывшия заповеди**», т. е. прежде существовавшаго закона, прежде бывшаго завета. «**Немощное ея**» назвал и неполезным – именно потому, что она не могла сделать кого-либо совершенным, ни оказать пользы в деле усовершенствования кого-либо; как руководительница, впрочем, она принесла в свое время большую пользу. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 18-19 **Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу** Подтверждается условие, в силу которого являлась неизбежною замена священства и закона Ааронова новым по чину Мелхиседека, высказанное в 11 -12 ст. Ветхозаветные закон и священство действительно исчерпали свое условное, ограниченное, временное значение и достигли своей цели и конца - замены лучшею надеждою и лучшими средствами приближения к Богу. -// Отменение прежде бывшей заповеди// состоялось //по причине ее немощи//, которая создавалась и ее существенным содержанием (жертвоприношениями, как не вполне достаточными средствами оправдания людей), и еще более - людским несовершенством и нравственным их одичанием, для уврачевания которого все множество предписаний Ветхозаветного закона не имело внутренней оживляющей благодатной силы, свойственной закону и благодати Христовой. Эта //немощь// Ветхозаветного закона перешла в //бесполезность//, когда наступило предопределенное Богом и достигнутое развитием человечества время замены его лучшим и совершеннейшим. [<10>]