[<10>] ====== Толкования на Евр. 8:2 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек** Потом: Тот, Кто столь превознесен, **Служителем святилища (Святаго)** был в самой **скинии истины**, то есть: или в царстве небесном, как и обещал; или в сем мире, как на самом деле совершил при умовении ног ученикам ([[new:in:13:01|Ин. 13:1]] сл.). ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И есть священнодействователь святилища** Как земные первосвященники, входя во Святое святых, служили, так и Он поистине есть служитель святых, истинных, пренебесных святилищ. Казалось бы, Павел здесь противоречит самому себе. Ибо в начале сказал: //кому когда от Ангелов сказал Бог: сиди одесную Меня? Не все ли они суть служебные духи?// [[new:evr:01:13|(Евр. 1:13-14)]], как бы давая понять, что служителю и не подобает сидеть. Теперь же, сказав: //воссел одесную престола//, снова представляет Его служителем. Итак, каким образом говорит это, если не по совершенному снисхождению к слушателям, и смешивая уничиженное с высоким? А некоторые поняли: "святым служитель", т.е. освященным Им людям. Ибо, говорит (ап. Павел, - //Прим.Пер.//), Он - наш Первосвященник. **И скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек** Здесь ободряет уверовавших иудеев. Ибо так как, вероятно, они недоумевали, говоря: мы не имеем такой скинии, то вот, говорит, более великая скиния и истинная - само небо. Ибо ветхозаветная скиния была образом этой: и ту водрузил человек, или Веселиил [[old:ish:31:02|(Исх. 31:2)]], или Моисей, эту же - Бог. Здесь же заметь, согласно святому Иоанну Златоусту, что небо и не движется, и не шаровидно: ибо выражение: //воздвиг// исключает и то и другое. ===== Евфимий Зигабен ===== **и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек** **Святым служитель** Это относится к Нему по человечеству и к совершению Им нашего спасения. Или иначе святыми он назвал небеса, которыя в дальнейшей речи он назовет и истинною скиниею. А так как Апостол уже сказал о священнике и о жертве, и назвал Христа священником превысшим священников иудейских, как по естеству Его, так и по жертве, Им совершенной; то у иудеев естественно мог родиться вопрос, a где же храм Его? Чтобы предупредить такой вопрос, Апостол указывает и храм. **И скинии истинней** Ибо скиния еврейская была только образом истинной скинии. Посему, как священники еврейские, служа в скинии прообразовательной, ходатайствовали пред Богом за народ: так Христос на небе совершает ходатайственное за нас священнослужение, как уже сказано было выше. **Юже водрузи Господь, а не человек** Преобразовательную скинию Моисей устроил при посредстве Веселиила [[old:ish:31:02|(Исх. 31:2)]]; небо же сотворил Господь: //ибо словом Господним, говорит Писание, небеса утвердишася// [[old:ps:032:06|(Пс. 32:6)]]. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек** См. Толкование на [[new:evr:08:01#lopuxin_ap|Евр. 8:1]] [<10>]