[<10>] ====== Толкования на Евр. 8:3 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести** **Ибо всякий первосвященник для приношения даров и жертв поставляется, почему необходимо было и Сему иметь что (принести)**, дабы соответствовать таинственным прообразам Своим: поэтому-то и Он принес, но не жертву из животных, а Себя Самого. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести** Так как сказал: //воссел// [[new:evr:08:01|(Евр. 8:1)]], то, чтобы ты не счел за обман, что он назвал Его священником, говорит, что хотя и воссел, однако оттого не перестал быть Первосвященником; ибо все, что свойственно первосвященникам, Он имеет, и как те приносят жертвы, так и Он принес Самого Себя в жертву. Восседать одесную - принадлежит достоинству Его, первосвященство же есть дело великого человеколюбия. И кроме того, так как некоторые спрашивали, для чего Он умер, если действительно был Сыном и вечен, то разрешает это недоумение и говорит: так как Он был Священником, а священник не бывает без жертвы, то //нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести//. Этим же было не что иное, как тело Его Самого. Итак, Ему необходимо было умереть. Между //даром// и //жертвами//, по точному смыслу, есть различие. Ибо жертвами бывают приношения кровные и мясные, или точнее - все, что сжигается огнем. Ибо слово θυσία - жертва происходит собственно от слова θύεσθαι, то есть быть сжигаемым. Дары же, как например плоды и тому подобное, - бескровны и не сжигаемы. Однако в Писании и то и другое употребляется безразлично, как например: //и призрел Господь на Авеля и на дар его//, хотя дар был именно от первородных овец. //А на Каина и на дар его не призрел//, хотя дар был от плодов земли [[old:gen:04:03|(Быт. 4:3-5)]]. Если же кто попытается примирить это пустыми рассуждениями, которые мы и сами слышали, то я все-таки не вижу, как он освободит себя от упрека в невнимательном чтении Писаний. Ибо часто и в иных местах это, употребляется безразлично, и я мог бы привести бесчисленное множество мест, если бы не считал это необязательным. Однако нам будет довольно и того, что сам апостол далее назвал вообще дарами все приносимое в жертву. Вот послушай. ===== Евфимий Зигабен ===== **Всяк бо первосвященник, во еже приносити дары же и жертвы, поставляемь бывает: темже потреба имети что и сему, еже принесет** Если обязанность священников – приносить Богу дары и жертвы, то и Христу, как первосвященнику, необходимо было иметь нечто такое, что Он мог бы принести Богу Отцу, как (жертвенное) приношение. По сему-то Он и воспринял на Себя плоть, которую и принес в жертву. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-6 **Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести. Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары, которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе. Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях** Яснее мысль означенных стихов может быть выражена так: Христос - Первосвященник в небесном идеальном святилище, а жрец не может быть без жертвоприношения, которое у нашего Первосвященника могло быть только небесное, потому что будь оно земным, оно не имело бы места, так как здесь есть жрецы по закону Моисееву. Таким образом, должно быть и действительно есть другое святилище, где священнодействует Христос. И Его священническая деятельность настолько выше здешней подзаконной, насколько заключенный при Его посредстве завет с его обетованиями выше Ветхого с его сеновным (???) святилищем и установлениями. Он Сам и Жрец, и Жертва (подробнее об этом [[new:evr:09:11|9:11-15]]). Скиния и Богослужение в ней служили, по выражению апостола, //образу и тени небесного//, причем самое устройство скинии представляется сделанным //по образу, показанному// Моисею на горе (ср. [[old:ish:25:40|Исх. 25:40]]; [[new:evr:09:24|Евр. 9:24]]). Это //небесное// (ta epourania) в данном случае есть все в небесном мире, относящееся к первосвященству Христову и приспособленное в особом видении Моисею для возможного в земных условиях воспроизведений, отображения и, так сказать, истолкования установлениями и обстановкою скинии. Если Моисею это видение представлялось подробным и точным планом постройки, то вне этого видения такой план, конечно, не существовал: он тоже был лишь //образом и тенью небесного//, на земной язык не переводимого. Грубое представление талмудистов, утверждающих, что скиния в буквальном смысле доныне стоит на небесах и в свое время сойдет на землю вместе с небесным Иерусалимом, ни в каком случае не имеет опоры на приведенных местах Исхода и послания апостола. **//Толковая Библия.//** [<10>]