[<10>] ====== Толкования на Евр. 8:8 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 8-12 **Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более** Этот же второй завет был тот, о котором пророчествовал Иеремия, говоря так: **вот, дни грядут**, говорит Господь, **и совершу **и устрою** над домом Израиля завет новый, - не по завету **(не такой),** который сделал** (дал)** Я отцам их** в пустыне, **когда взял Я за руку их**, и **вывел их из земли Египетской**: и **поелику они не пребыли в Завете Моем**, не исполнив заповедей его, то **и Я пренебрег их** и не совершил того, что в нем обещано за исполнение заповедей его. **Завет** же, **который** Я дал им, говорится у Иеремии, не на досках каменных, как прежде, но **напишу закон Мой**, то есть новое Евангелие, **на сердцах их, и буду им в Бога**, а они отвергнут идолов своих. И уже никто из священников не будет учить граждан своих, говоря: **познай Господа; потому что все будут знать Меня от малых до великих из них. И милостив буду** к ним, - не к нечистоте их, но **к неправдам их**, - то есть не к нечистоте, бывающей вследствие ночных сновидений, но ко **грехам**, совершаемым ими по (действующей в них) силе зла [[old:ier:31:31|(Иер. 31:31-34)]]. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Но пророк, укоряя их, говорит** Не сказал: укоряя его, то есть завет, но **укоряя их**, то есть иудеев, которые не могли совершенствоваться чрез заповеди закона. **вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет** Здесь более ясно показывает, что Ветхий Завет отменен. Ибо вводит Бога, чрез Иеремию говорящего, что //заключу новый завет// [[old:ier:31:31|(Иер. 31:31-34)]], то есть совершенно новый: не так, как понимают евреи, что Ездра обновил Писание. Ибо Писание не стало новым, но осталось древним, хотя и было им восстановлено. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 8-9 **Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь** **Укоряя бо их, глаголет** Т. е. Бог чрез пророка Иеремию. «**Их**», это – Израильтян того времени. **Се дние грядут, глаголет Господь, и совершу на дом Исраилев и на дом Иудов завет нов** [[old:ier:31:31|(Иер. 31:31)]] Слово "**совершу**" употреблено вместо: устрою и восполню. А дом Израиля и дом Иуды, это – одно и то же; то есть Израильтяне, и Иудеи. Новый же завет, это – завет Евангельский, указывая превосходство коего, он присовокупляет: **Не по завету, егоже сотворих отцем их** [[old:ier:31:31|(Иер. 31:32)]] Ибо Сын, как Слово Божие, законоположил и ветхий и новый заветы. А чтобы Иудеи не могли подумать, что под выражением » не по завету« разумеется завет, бывший при Ное или Аврааме, он далее прибавил ясный отличительный признак его. **В день, в онже емииу ми их за руку, извести их от земли Египетския** Который Я, говорит, завещал в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести из земли Египетской, когда Я, подобно руководителю вел их по пути, как рукою, столпом огненным и облачным. Указывает он и причину, по которой первый завет отменен. **Зане тии не пребыша в завете Моем** Потому что они преступили его. **И Аз нерадих о них, глаголет Господь** Я отвратился от них, и призвал к себе другой народ, лучший древняго, которому, как лучшему, и завещал высший завет. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-12 **Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более** Причина для замены Ветхого Завета Новым указывается в недостатке первого. В чем состоял этот недостаток, указывается далее: в том, что дом Израиля и дом Иуды вел себя укоризненно ("**укоряя их**"), что "**они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их**". Таким образом, неверность завету со стороны Израиля внесла в Ветхий Завет крупный недостаток – не в том смысле, что повредила самому завету, а лишь самому провинившемуся народу, потерявшему предназначенное ему предпочтение ("**они... и Я пренебрег их..**"). Сам Бог оставался верен Своему завету, что доказывается уже тем, что Он Свою цель спасения, для выполнения которой первый завет оказался недостаточным (по вине Израиля), желает теперь привести в исполнение через второй завет, и таким образом к одной милости присоединяет другую ([[old:ier:31:31|Иер XXXI:31]] и дал.). Таким образом, здесь указывается несколько особая (чем в [[new:evr:07:11|VII:11]]; [[new:evr:07:18|18-19]]), так сказать, нравственная причина недостаточности Ветхого Завета и необходимости его замены другим, Новым. Ветхий Завет не проникал глубоко в мысли и сердца народа, нося характер более внешнего стороннего авторитета, посему и дается Новый, укореняющий свои нравственные требования на внутренней потребности ума и сердца самих людей, на необходимости и спасительности этих требований и согласии их со всею природою и назначением человека. В этом – громадная преимущественная сила и превосходство Нового Завета пред Ветхим. Законы Божии теперь написаны не на скрижалях только каменных, а вложены в мысли и сердца людей и имеют для них непререкаемый авторитет [[new:2kor:03:03|(2 Кор. 3:3)]]. Вместе с этим такое глубокое проникновение воли Божией во внутреннейшие и сокровеннейшие тайники природы человеческой (ума и сердца) более объединяет и сближает людей с Богом ("**буду их Богом, а они будут Моим народом...**"), делает Божественное откровение внутренне и непосредственно общедоступным, и живое Богопознание становится уделом всех, от мала до велика (11 ст.), что все вместе взятое обеспечит людям вечное оправдание (12 ст.). Как **потому что** 9-го стиха указывает причину недостаточности и отмены Ветхого Завета, так в соответствие этому **потому что** 11-го и 12-го стиха указывают причину прочности и незыблемости Нового – вечное живое общение с Богом и оправдание Им. Как выдающееся преимущество Нового Завета, пред Ветхим надлежит отметить и то, что область народа Божия понимается в нем гораздо шире, чем дом Израилев и дом Иудин в буквальном смысле этих слов. Здесь говорится: "**все будут знать Меня...**", то же, что сказал Иисус Христос: //"будут все научены Богом..."// [[new:in:06:45|(Ин 6:45]]; ср. [[new:1in:02:20|1 Ин. 2:20]], [[new:1in:02:27|27]]; [[old:is:54:13|Ис 54:13)]]. Таким образом, по существу своему Новый Завет есть завет благодатного спасения, и заключен он в сердцах всех без исключения людей. [<10>]