[<10>] ====== Толкования на Евр. 9:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному** Что значит – **"Духом Святым"**? Дух Святый является как бы наставником для плоти Спасителя; не в том смысле, что Бог Слово бессилен управлять Своею плотью, но в том, что Духу Святому приписывается то, что делал Бог-Слово. Кто изгонял бесов? Не Бог ли Слово? Но, однако, Бог-Слово говорит: //"если же Я Духом Божиим изгоняю бесов"// [[new:mf:12:28|(Мф.12:28)]]. Свои дела Он приписывает Духу, так как природа их едина и сила неразделима. Что Его Святое тело как бы водилось и руководилось силою Святого Духа, об этом свидетельствует Писание так: //"Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню"// [[new:lk:03:21|(Лк.3:21]]; [[new:mf:03:16|Мф.3:16]]; [[new:lk:04:01|Лк. 4:1)]]. Что значит – //"поведен"//? Значит плоть Его была наставляема. //"Поведен был Духом в пустыню".// Так мы по подражанию Спасителю водимся, как говорит Павел: //"если же вы духом водитесь, то вы не под законом"// [[new:gal:05:18|(Галат.5:18)]]. Поэтому Спаситель называет Себя Источником жизни, а Духа Святого водою живой. Видишь, как Он подтверждает неразделимость существа? Говорит Спаситель: //"кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой"// [[new:in:07:37|(Ин.7:37, 38)]], //"текущей в жизнь вечную"// [[new:in:04:14|(Ин.4:14)]], и тотчас прибавляет евангелист Иоанн, поясняя, что такое эта вода живая: //"сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него"// [[new:in:07:39|(Ин.7:39)]]. **//Беседа на слова: Господь воцарился, да радуется земля.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному** См. Толкование на [[new:evr:09:13#prp_efrem_sirin|Евр. 9:13]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **То кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу** Не архиерей какой-нибудь принес в жертву Христа, но Он Сам - Себя Самого, и не при посредстве огня, как телиц, - но Духом вечным, почему и увековечил и благодать и искупление. И //непорочного//, то есть безгрешного. Ибо и в Ветхом Завете требовалось, чтобы телица была без порока. **Очистит совесть нашу от мертвых дел** Хотя там и сказал: освящает, но прибавил: //дабы чисто было тело//; здесь же выражением //очистит// он прямо показал превосходство. Ибо присовокупляет, что очистит //совесть//, то есть внутреннего человека, чего там не было. Правда, и там прикоснувшийся к мертвецу после принесения жертвы очищался; но здесь очищение //от мертвых дел//, поистине могущих осквернить и отвратить от Бога. **Для служения Богу живому и истинному** Отсюда, причастный мертвым делам не служит Богу живому и истинному, но боготворит избранные им дела. Таким образом, чревоугодник боготворит чрево; таким образом, корыстолюбец является идолослужителем. Итак, дела такого рода мертвы не потому только, что они чужды вечной жизни, но и потому, что они во время самого совершения их являются мерзкими и ложными, так как прельщают нас, и хотя кажутся приятными, но в действительности не таковы. ===== Евфимий Зигабен ===== **то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному** См. Толкование на [[new:evr:09:13#evfimij_zigaben|Евр. 9:13]] ===== Лопухин А.П. ===== **то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному** См. Толкование на [[new:evr:09:13#lopuxin_ap|Евр. 9:13]] [<10>]